Проект по театрализованной деятельности в детском саду

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,

нужно уметь с помощью воображения перенестись в

положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б.М.Теплов.

Актуальность

Волшебный край, в котором ребенок радуется – это игра. В игре ребенок познает окружающий мир.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление у детей эмоционально – чувственного опыта это длительная работа. Эта работа ведется на протяжении всего периода, пока ребенок посещает дошкольное учреждение.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Ценность игры в театр в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно восприятие художественной литературы.

 С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Игра в театр стимулирует у детей развитие связной речи. В театральной игре каждый ребенок может проявлять эмоции, чувства, желания и взгляды, не только наедине с собой, но и в присутствии слушателей.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Цель проекта:

1. Приобщение детей и взрослых к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

2.Способствовать пополнению знаний детей и взрослых (воспитателей, родителей) о различных видах театральной деятельности в детском саду и в семье.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей.

Задачи:

  • Создание условий для творческой активности детей и родителей.
  • Последовательное знакомство детей с видами театров.
  • Совершенствование артистических навыков.
  • Раскрепощение ребенка.
  • Работа над речью и интонацией.
  • Коллективные действия (в танцах, играх).
  • Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

  • Импровизационность.
  • Гуманность.
  • Систематизация занятий.
  • Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники проекта:

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.

Вид проекта:

Творческий.

Длительность проекта:

Учебный год: сентябрь 2020 г.- май 2021 г.

Реализация проекта включает три этапа:

Первый этап – Накопительный.

Второй этап – Творческий.

Третий этап – Результат.

На первом этапе педагоги детского сада знакомят детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями.

Работают над выразительностью речи, интонациями, мимикой и жестами.

В работу включили просмотр кукольных и драматических спектаклей, показанных детьми подготовительной к школе группы и взрослыми, просмотр театральных постановок по телевизору. Знакомим родителей с методической литературой по театрализованной деятельности. Показали презентацию проекта на родительском собрании, для внедрения в совместную работу. Оформили родительские уголка на тему: “Домашний театр”, “Наши праздники”.

На втором этапе мы привлекаем к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений, викторины).

Работа с воспитанниками

Мероприятия Группы Время проведения Ответственные
«Театральная азбука»
Цикл обучающих видеофильмов старшие гр. сентябрь
 постоянно
Музыкальный руководитель
Рассматривание иллюстраций все воспитатели
Беседа о театре, о профессиях работников театра
Чтение сказок, художественных произведений
Рассматривание иллюстраций о театре
все Воспитатели
Викторина «Театральные профессии» старшие
подготовительные
октябрь Воспитатели
Викторина «Герои сказок» старшие
подготовительные
ноябрь Воспитатели
Экскурсия в ЦДТ старшие
подготовительные
в течение проекта Муз. руководитель,
воспитатели
Посещение выставки книг в школьной библиотеке старшие
подготовительные
ноябрь Библиотекарь
воспитатели
Фестиваль «Театральный калейдоскоп»
Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций
Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.
Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций
Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.
Показ театра каждой группой более младшим воспитанникам «Руковичка», «Теремок для мухи»
все в течение проекта Воспитатели, родители
Дети старших групп
Этюды с настольными куклами «Гуси», «Встреча с волком», «Дед ищет козлика», «Заинька»;
Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «Сочини сказку»;
Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»;
Настольный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»
Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»
Старшие дети
Воспитатель, дети
В течение проекта Воспитатели
 Муз. руководитель, воспитатели
Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;
Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;
Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»;
Кукольные спектакли: «Колобок», «Как собака себе друга искала», «Теремок».
Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…»
Старшие дети в течение проекта Муз. руководитель, воспитатели
Теневой театр: «Гуси-лебеди»
Театр с «живой рукой»-
Упражнение в управлении куклами;
Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»;
Упражнение на развитие памяти «Художник»;
Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?»
Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна»
Старшие дети в течение проекта Воспитатели
Муз. руководитель
Этюды с пальчиковыми куклами: «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»;
Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»;
Этюдный тренаж на мышление: «Наш оркестр»;
Спектакли-драматизации с участием детей
Старшая группа,
подготовительная к школе группа
в течение проекта Воспитатели
Муз. руководитель
Театрализованное представление «Масленица»  Старшая группа,
подготовительная к школе группа
февраль музыкальные руководители, воспитатели
Конкурс детских рисунков «Театральная палитра» Все группы в течение проекта Воспитатели, ст.вос-ль
Цикл занятий с элементами сказкотерапии «Погружение в сказку» Старшая группа,
подготовительная к школе группа
март Воспитатели
Цикл занятий «Волшебная страна эмоций» Все группы в течение проекта педагог-психолог
«Театральная гостиная по сказкам А.С.Пушкина»      
Игровая программа с участием детей всех возрастных групп и родителей (итоговое мероприятие) Старшая группа,
подготовительная к школе группа
май Музыкальные
руководители,
воспитатели

Работа с педагогами

Огромную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. На первых порах главную роль воспитатель берет на себя, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3 – 4 лет дети, подражая воспитателю, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия, проводимые в детском саду, должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами.

Мероприятие Время проведения Ответственные
Презентация «Театрализованная деятельность в ДОУ сентябрь Ст. воспитатель
Семинар «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности» октябрь Муз.руководитель
Консультация «Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений» декабрь Ст. воспитатель
Консультация «Методика театрально-творческой деятельности в условиях ДОУ» март Музыкальные руководители
Практическая консультация «Театр скороговорок» апрель Ст. воспитатель
Посещение театра в течение проекта Воспитатели
Постройка снежных фигур по сказкам Декабрь-февраль Педагоги
Тематический контроль по организации театрализованной деятельности с детьми в ДОУ Март-апрель Ст. воспитатель
     

Работа с родителями

Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

Родители не должны задаваться вопросом: нужно ли посещать театр в наше время? Есть Интернет, телевидение. Но не надо забывать, что театрализованные постановки всегда помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника: формирование эстетического вкуса, влияние на развитие речи, памяти, внимания, развитие коммуникативных способностей, создание положительного эмоционального настроения и другие.

Родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры- забавы, игры – драматизации под пение, слушание сказок с их последующим разыгрыванием. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. А если еще организовать совместную деятельность по изготовлению игрушек или кукол, то радости ребенка не будет границ.

Мероприятия Группы Время проведения Ответственные
Анкетирование «Театр и дети»   сентябрь Воспитатели
Выпуск газеты «Зимняя сказка» Все группы декабрь Род. комитет
Групповые родительские собрания по теме «Театрализованная деятельность в семье» Все группы в течение проекта Воспитатели
Наглядная информация «Развитие речи у детей посредством театрализованной деятельности» Все группы в течение проекта Ст. воспитатель
Конкурс «Театральная кукла» Все группы январь Воспитатели, родители
Размещение материала на сайте ДОУ Все группы в течение проекта Ст. воспитатель
Организация фото-галереи «В театр всей семьей» Все группы в течение проекта Ст. воспитатель
Участие родителей в «Театральной гостиной по сказкам А.С.Пушкина» Старшая группа,
подготовительная к школе группа
май Музыкальный
руководитель

1

На третьем этапе – заключительном, подводиться итог совместной работы – родители – дети – педагоги, проведение заключительного фестиваля творческих семейных театров и публикация материала на сайте ДОУ.

2

3

Заключение:

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации моего проекта.
Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию. 
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. 
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

7. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы Игра-квест «Загадки леса» Цель: формировать умение детей считать в пределах пяти. Задачи: закреплять прямой...

Читайте также

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие…

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательный интерес детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...