Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение»

Цель: сформировать представление у детей о том, что такое деньги, их назначении в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить с разными видами денег в России (монеты, банкноты, пластиковые карты);
  • учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой; наличными и пластиковыми деньгами;
  • помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
  • способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
  • воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.

 

Ход занятия

Дети заходят и приветствуют гостей, встают в кружок.

Воспитатель:

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? — …

Дети хором отвечают (Буратино).

Ребята, нам пришло голосовое сообщение от Буратино.

Давайте его послушаем (аудио запись из презентации -1 слайд).

Буратино: Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.

Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?

Дети: Выполнить несколько заданий.

Воспитатель: Ну что, поможем Буратино? Если выполним все задания правильно, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Садимся за круглый стол. Давайте посмотрим какое первое задание прислал нам Буратино:

Первое задание:

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! 

Картинки деньги (монета и купюра).

Дети: Деньги.

Воспитатель: Ребята, помогите Буратино разобраться, что такое деньги?

Дети: Деньги - это то, чем платят за товар, за покупки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру, нам нужно будет разделить бумажные банкноты и монеты.

Интерактивная игра «Бумажные или металлические» (презентация-2 слайд)

2 задание от Буратино: Нужны ли человеку деньги? Может он без них обойтись? Почему?

Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Будем передавать мяч и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?

Дети:

  • деньги нужны для покупки продуктов питания;
  • деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;
  • деньги нужны для оплаты развлечений;
  • деньги нужны для покупки одежды;
  • деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;
  • деньги нужны для покупки подарков.
  • для покупки лекарств
  • для оплаты ремонта машин,
  • для оплаты услуг парикмахера

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

3 задание от Буратино: помогите отгадать – почему рубль называется рублем? От какого слова произошло название, кто-то догадался?

Первый российский рубль появился на свет в 8 веке. Он выглядел как длинный брусок серебра весом в 200 граммов. На этом слитке было клеймо, которое удостоверяло веси ценность. (презентация – 3 слайд).

Раньше деньги измерялись весом, а не значением купюры, поэтому предприимчивые граждане, обрезали рубли, делая их короче и меньше по весу. Так как далеко не при каждой покупке была возможность взвесить деньги. Отсюда пошло выражение "гнаться за длинным рублём", то есть искать большой и лёгкий заработок. (презентация – 4 слайд)

Позже появилась так называемая первая копейка, ее ввела мать царя Ивана Грозного. Свое название монета получила по изображению всадника с копьем. (презентация- 5 слайд)

Физминутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём. Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

4 задание: Рассматривание денег. Перед вами на столе лежат монеты и бумажные деньги (банкноты). Чем они отличаются? (монеты из металла, бумажные из бумаги; по форме – круглые – прямоугольные, цвет (серебро-золото или белые и жёлтые), размер (сравниваете практическим путём, каждый ребёнок рассматривает, ощупывает и т.д. у каждого и монета и банкнота, а не одна на всех).

Давайте рассмотрим монетки. Посмотрите, монетка с обеих сторон одинаковая? Что изображено на одной стороне? (цифра, обозначающая количество рублей) а на другой? Двуглавый орел – герб какой страны? В какой стране мы живём?

Найдите самую мелкую монетку (1р.), а теперь самую крупную. Выложите монетки в порядке возрастания: сначала монетку, где обозначена цифра1, затем 2 и т.д.(это коллективное задание, у каждого ребёнка монеты разного достоинства от 1 до 10). На какую монетку можно купить больше товара? Почему? 10 рублей больше 1,2,5. А кому попались монетки в 3,4,6,7,8 или 9 рублей? Никому? Это потому что таких монет не существует. Почему – это вам домашнее задание от Буратино. Спросите об этом у мамы с папой, и мы завтра утром обсудим.

Чем похожи монеты и бумажные деньги (банкноты)? (перечисляют: и на монетах и на банкнотах есть цифра, обозначающая количество рублей, есть герб России (найти на банкноте), украшены изображениями)

Ребята, вы отметили, что бумажные деньги (банкноты) имеют 2 стороны – они одинаковые? (на одной портрет и цифра, обозначающая количество рублей, на другой картинка и тоже цифра, чтобы удобно было смотреть с любой стороны. Ребята, Буратино задает такой вопрос: что это за портреты и картинки на банкнотах? почему нет моего портрета на банкнотах? Я тоже хочу!

Как вы думаете, что больше по количеству денег – монета или банкнота? Что нам подсказывает? Банкноты больше размером, на них стоит не 1 цифра, а 2, 3 и т.д.

Воспитатель: 5 задание от Буратино. А, сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

  • Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)
  • Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)
  • Монета звенит, а банкнота…(шуршит)
  • Монета маленькая, а банкнота…(большая)
  • Монета прочная, а банкнота (не прочная, может порваться)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? 

Дети: Нет. Правильно, если банкнота сильно повреждена, она не годна,но её можно обменять в банке на новую. А если надорвана или оторвался кусочек – можно расплатиться.

6 задание: Экспериментирование с деньгами. Буратино слышал, что на банкнотах есть какие-то тайные знаки. Почему их не видно и для чего они?

С тех пор, как появились бумажные люди нечестные люди пытаются их подделать. Чтобы этого не допустить, придумали помечать банкноты специальными невидимыми знаками. Давайте их попробуем найти.

Далее идёт рассматривание денег в микроскоп (разные купюры).

Вот и эту загадку Буратино мы разгадали!

7 задание: Как вы думаете, зачем создали денежную карту? Удобно ли ей пользоваться? Почему? Показ банковской карты.

  • Карта маленькая, для её хранения не нужен большой кошелёк.
  • Не нужно продавцам давать сдачи – с карты списывается столько денег, сколько стоит товар. Поэтому обслуживание с помощью карты происходит быстрее.
  • Безопасна с точки зрения гигиены – деньги передаются от человека к человеку, на деньгах скапливается очень много бактерий.
  • Картой пользуется только один человек, это безопасней.

(показ карточек с схематическим изображением всех плюсов использования банковской карты)

Следующее задание от Буратино: расскажите, откуда появляются деньги на карте? Откуда у взрослых наличные деньги?

Деньги взрослые зарабатывают на работе. Целый месяц взрослые работают, в конце месяца за труд получают заработную плату, которая выдаётся наличными деньгами (рублями) или переводится на карту.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы детей

  • за деньги нельзя купить дружбу;
  • за деньги нельзя купить уважение;
  • за деньги нельзя купить любовь;
  • за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
  • за деньги нельзя купить общение с природой.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы и помогли Буратино разобраться во всех заданиях.

Звуковое письмо (презентация-6 слайд)

Спасибо вам, ребята. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал корзинку с сюрпризом. До свидания.

Воспитатель: Что же за сюрприз прислал нам Буратино? Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты, но только не настоящие, а шоколадные.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект «Школа молодого бойца»

Педагогический проект «Школа молодого бойца»

Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста

Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй (дети встали в круг) Собрались все дети в...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Читайте также

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?»

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?» Цель игры: развитие наблюдательности, усиление внимания и памяти детей, а также знакомство с домашними животными...