Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

(Для детей от 5 до 7 лет.)

Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о доисторических животных;

- сформировать представление о природном явлении – извержении вулкана;

- формировать умение правильного обращения с химическими веществами.

Развивающие:

- стимулировать желание детей экспериментировать;

- в процессе экспериментирования развивать мышление, внимание, наблюдательность;

- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Оборудование:

- Макет вулкана, сода, лимонная кислота, красный краситель, вода.
- Игрушка динозавр, коробка. – Презентация «Путешествие в прошлое планеты Земля».

 

Ход ООД:

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку. Вы хотите узнать, что там?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Чтобы узнать, что находится в коробке, нам нужно отгадать загадку:

Гигантские монстры,

По лесу гуляли,

Верхушки деревьев,

Головою цепляли.

Дети: - Динозавры.

Воспитатель открывает коробку и достаёт игрушку – динозавра с запиской.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дино. Очень давно, когда еще не было людей на планете, я жил вместе со своими сородичами (Динозаврами) у большой горы. На Земле был теплый климат, росли большие красивые растения, которыми мы могли питаться. Но вдруг земля задрожала, и из нашей горы поднялось темное облако. Оно закрыло солнце. Сильная жара сменялась холодными ледниковыми периодами. Земля стала покрываться снегом и льдом, и нам нечем стало питаться. Мы отправились искать укрытие от холода. Было очень темно, и мы не видели куда идти. Мы шли друг за другом, чтоб не потеряться. Я поскользнулся, покатился вниз и оказался вот в этой коробке. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Я хочу узнать, что же произошло? Почему исчезли все динозавры?

Воспитатель: Ребята, поможем нашему динозаврику?

Дети: Да!

Воспитатель: Но для того, чтобы ответить на вопросы Дино нам с вами надо отправиться в далёкое прошлое нашей планеты Земля. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: а поможет нам в этом наша фантазия. Закрываем свои глазки и считаем вместе со мной до 5. Теперь можно открыть глаза. Мы с вами попали в мир прошлого нашей земли. В те времена, когда её населяли динозавры. - Ребята, кто такие динозавры и как они выглядели?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Динозавры – это древние существа, которые появились на нашей планете примерно 225 миллионов лет назад. Слово динозавры означает «ужасные ящеры». Некоторые динозавры были огромных размеров, а другие – маленькие, как курица. У одних кожа была гладкая, у других - покрытая чешуйками, а то и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого, у некоторых ящеров были рога или шипы. Известно около 600 разновидностей динозавров. Большинство динозавров были травоядные. Для жизни этих дивных животных нужны были теплый влажный климат и много растений.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, где жили динозавры?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Динозавры царили на Земле. В океанах плавали морские рептилии. Воздух осваивали крылатые ящеры. В те времена наша планета сотрясалась от землетрясений и извержений вулканов.

Воспитатель: Что такое вулкан?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: На вид вулкан - это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость - лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, клубы дыма и пепла попадают в воздух, и лава начинает вытекать на поверхность. Такие вулканы называются действующими.

Воспитатель: А что находится на самой вершине вулкана?

Дети: Кратер.

Воспитатель: А что такое кратер?

Дети: Кратер-это отверстие в вершине вулкана, через которое извергается лава.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, с чего начинается извержение вулкана?

Дети: Сначала появляется дым.

Воспитатель: Что происходит дальше?

Дети: Из кратера начинает вытекать лава.

Воспитатель: Как растекается лава?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Лава течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

- А вы знаете, как называют людей, которые исследуют вулканы?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Вулканологи – это специалисты, изучающие вулканы.

Воспитатель показывает детям макет вулкана.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Дети: Это гора.

Воспитатель: Правильно. Это макет горы, в которой находится спящий вулкан. Я предлагаю вам поработать вулканологами и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого нам нужно вернуться обратно в группу. Закрываем глазки и считаем до 5. Мы снова в нашей группе. Перед тем, как приступить к работе, нам нужно размяться.

Физкультминутка: «Вулкан»

Вулканы начали «Вулканить» (дети присели на корточки)

Из жерла лаву извергать (встают, деля взмахи левой и правой рукой)

По склону лава потекла (волна рукой)

И землю сильно обожгла (наклоны туловища влево - вправо) Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом, и золой (прыжки на месте)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! (шаги на месте, хлопки руками) Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать - (вращение головой) Огонь в нем начал угасать

Последний раз огнем дыхнул (дети приседают и закрывают голову руками) На 10-ть лет опять уснул.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте вспомним правила безопасности.

Без разрешения запрещается:

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

- Также в лаборатории нужно работать в специальной одежде.

Ребенок из группы вместе с воспитателем показывает опыт «Извержение вулкана». В предварительно подготовленный вулкан кладут чайную ложку соды, моющего средства, добавляют красную гуашь, лимонную кислоту и наливают воду. (Наблюдение извержения вулкана, обсуждение.)

После опыта, дети рассказывают стихи.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили о динозаврах, об извержении вулканов. Теперь, давайте с вами попробуем объяснить нашему динозавру, почему же на Земле после извержения вулкана стало холодно, темно и исчезли все динозавры.

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Во время извержения вулканов в воздух попадают огромные клубы дыма и вулканического пепла, которые отражают лучи и тепло Солнца. На земле произошло изменение климата. Стало холодно, погибли растения. Динозаврам стало нечем питаться. И они стали исчезать. На их место пришли животные малых размеров, которые прятались от холода в пещерах. - И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Скажите, пожалуйста, что нового и интересного вы узнали из сегодняшнего занятия? (Ответы.)

- Ребята, спасибо вам за работу! Вы сегодня молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Инновационная деятельность в ДОО. Проект «Тропа здоровья»

Инновационная деятельность в ДОО. Проект «Тропа здоровья»

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...

Читайте также

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Нетрадиционные техники рисования, как эффективное средство развития речи в дошкольном…

Нетрадиционные техники рисования, как эффективное средство развития речи в дошкольном возрасте (Из опыта работы) Не секрет, что искусство как специфическая форма познания...

Театрализованная игра «Коза»

Театрализованная игра «Коза» Аннотация: Игра «Коза» предназначена для детей в группах раннего возраста. Игра способствует развитию речи, внимания и двигательную активность. Цель: Создание положительного...