Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные» с применением метода сравнительного анализа

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.

Программные задачи

Образовательные: 

- закрепить знания о местах обитания диких животных, особенности питания и проживания;

- активизировать словарь детей.

Развивающие: 

- развивать логическое мышление.

Воспитательные: 

- воспитывать у детей отзывчивое отношение к диким животным, вызвать желание помогать им.

Тип занятия – обобщение и систематизация ранее полученных знаний.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Методические приемы:

- сюрпризный момент (письмо);

- отгадывание загадок;

- проблемные вопросы;

- физкультминутка «Дикие животные».

Необходимый материал, оборудование:

- предметные картинки с изображением животных, мест их обитания, пищи; с прикреплённым к обратной стороне двойным скотчем;

- ватман с нарисованной таблицей;

- магнитная доска;

- магниты;

- двойной скотч;

- фломастеры;

- магнитофон.

Предварительная работа: отгадывание загадок о животных, дидактические игры «Кто где живет», «Чей детеныш», рассматривание иллюстраций, картин о диких животных, беседы о диких животных.

 

Ход занятия.

Дети входят в группу и садятся на стульчики перед магнитной доской.

Раздаётся стук в дверь, происходит передача письма.

Воспитатель: — Интересно, от кого же пришло нам письмо. Это письмо от Незнайки из Солнечного города, он хотел узнать побольше о диких животных и попросил Знайку ему о них рассказать. Знайка сделал для него таблицу с описанием диких животных. Но Незнайка её случайно испортил, и ему стыдно признаться об этом Знайке. Он просит нас помочь ему восстановить таблицу. Ребята, поможем Незнайке?

Дети: — Да!

- Отлично. Давайте посмотрим, что же это за таблица.

Рассматривают таблицу.

- Посмотрите. В первом столбце должно быть изображено животное, про которое необходимо рассказать, а в первой верхней строчке указано, что же именно нужно про него нужно сообщить. Только животные и информация о них потерялись, и остались подсказки и картинки, которые выпали из этой таблицы и которые необходимо вклеить в неё обратно.

Давайте попробуем отгадать, какое животное нужно описать первым. Для этого нужно отгадать загадку.

Я хозяин леса строгий!

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролет снится мне душистый мед.

Строго я могу реветь.

Угадайте, кто же я? (медведь)

Ответы детей.

-Верно, это медведь. Тот, кто первым отгадал эту загадку, идёт выбирать из имеющихся картинок изображение медведя и вклеивать его на место первого животного в таблице.

- Теперь, когда мы определились про какое животное необходимо рассказать первым, давайте опишем его по предложенным критериям. Первый критерий это его внешний вид: размер, цвет и характерные особенности внешности. Чтобы зарисовать в таблице размер животного давайте примем условное обозначение в виде линейки с 3 делениями: три деления рисуем большим животным, два – животным среднего роста, а одно- низким животным. Итак, кто готов описать мне внешность медведя?

Один из воспитанников описывает внешность медведя: высокий, коричневый, крупный. Воспитатель подводит воспитанников к называнию такой особенности внешнего вида медведя как косолапость. В итоге, в первом столбце рисуется линейка на три деления, кружок коричневого цвета и следы лап.

- Посмотрите, нас в таблице отсутствует следующий критерий, по которому необходимо описать нашего мишку. Но зато есть картинка, характеризующая медведя по этому показателю.

На картинке изображены мёд, малина, трава, рыба и мясо.

- Как вы можете назвать одним словом всё, что изображено на этой картинке? Что это для медведя?

Дети: Еда.

- Молодцы, правильно. Значит, в этом столбце нам необходимо будет рассказать, что ест каждое из загаданных животных. А как называют животных, которые едят пищу и растительного, и животного происхождения?

Дети: Всеядные.

- Давайте посмотрим на верхнюю клетку следующего столбца. Что здесь изображено?

Дети: Дом.

- Значит про что здесь нам необходимо будет рассказывать?

Дети: Про то, где живёт это животное.

- Кто готов рассказать мне, где живёт медведь?

Ответы детей.

- Отлично, мы перешли к последнему столбцу. Здесь нужно изобразить, как животное, которое мы описываем, ведёт себя зимой: спит или не спит? Как называется состояние, когда животное зимой спит?

Ответы детей.

- А медведь зимой спит или не спит?

Ответы детей. В последнее окошечко вклеивается изображение подушки- медведь зимой спит.

- Вот мы с вами и описали первое из четырёх животных. Чтобы угадать следующее животное, нужно послушать его описание, и назвать кто же поселился в этом окошечке.

Описание: Резвое, прыгучее, делает запасы на зиму и благодаря острым когтям ловко лазит по деревьям.

Дети: Белка.

- Верно. Кто готов описать внешность белки?

Дети описывают белку по размеру – линейка в одно деление, цвету – рыжая весной и летом, серая- зимой, из особенностей длинные уши и пушистый хвост.

- А кто же белка по типу питания?

Дети: Травоядная.

- Ответивший верно может выбрать из имеющихся картинок ответ на этот вопрос и приклеить его в нужное окошечко.

Картинка с орехами, грибами и желудями.

- Переходим к следующему столбцу: как называется дом белки и где он находится?

Первый верно ответивший ребёнок выходит выбирать картинку с изображением дупла и вклеивает её в соответствующее окошко.

- Что делает белка зимой?

Ответы детей: белка не впадает в спячку. Воспитателем наклеивается изображение подушки, и оно перечёркивается.

- Чтобы немного взбодриться и поскорее отгадать двух оставшихся животных, я вам предлагаю самим превратимся в зверей. Повторяйте за мной.

Гимнастика малой подвижности «Дикие животные».

Раз, два, три, четыре, пять, дети шагают на месте

Как животных нам назвать? руки разводят в стороны

С людьми они не знаются, хлопают в ладоши

В лесу живут, скрываются спрятаться за «ветки» изображенные руками

По картинкам всяк их знает складывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке

Дом их – заросли густые изображают руками крышу дома над головой

Они – дикие, лесные. изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки,

растопырив на них пальцы.

- Вот мы немного и отдохнули. Чтобы узнать какой зверь был в этой клеточке ранее, необходимо услышать его голос.

Включается аудиозапись воя волка. Дети его называют.

- Опишите мне, пожалуйста, волка.

Дети дают описание волка: кружок серого цвета обозначит цвет шкуры, два деления линейки определят средний рост. Из особенностей могут назвать острые зубы.

- Кто волк по типу питания?

Дети: Хищник.

- Как называется дом волка?

Дети: Логово.

- Что он делает зимой?

Наклеивается изображение подушки, и оно перечёркивается. В этот раз это может сделать правильно ответивший воспитанник.

-Мы переходим к последнему животному. В этом нам поможет поговорка: Труслив как ... Про кого она?

Дети: Про зайца.

- Кто готов описать внешний вид зайца?

Во втором столбце в клеточке напротив зайца рисуется одно деление линейки, два цветных кружка – белый незакрашенный и серый, в качестве особенностей рисуются длинные уши и, возможно, короткий хвост.

- Чем заяц питается? И кто он по типу питания?

Дети: Питается травой, овощами, ветками, плодами и ягодами. Он – травоядное животное.

- Где живёт заяц?

Первый правильно ответивший ребёнок выбирает картинку с изображением норы у куста и наклеивает в нужную клетку.

- А спит ли заяц зимой?

Дети: Нет.

- Какие вы молодцы! Всю таблицу для Незнайки восстановили. Я обязательно отправлю ему его таблицу. Уверена, он будет Вам благодарен. Давайте вспомним, про каких животных мы сегодня составляли описания для Незнайки? Что Вам понравилось, а с чем было трудно справляться? Вы – большие молодцы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в…

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи…

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку» Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.Задачи:Образовательные: Расширять знания детей в...

Читайте также

Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (из опыта работы)…

Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (Из опыта работы) Музыка в жизни детей присутствует с самого рождения, мама убаюкивает малыша, напевая...

Развлечение «Зимушка-зима»

Развлечение «Зимушка-зима» Цель: привить детям стремление простейшим подвижным занятиям.   Ход мероприятия: 1-й ребёнок: Пускай мороз и колется, кусает за бочок, А в поле за околицей...

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...