Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками»

(Подготовительная группа)

Цель: создание условий для изготовления бумаги из макулатуры своими руками.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления о значении деревьев в жизни человека;
  • познакомить с процессом изготовления бумаги своими руками;
  • закрепить знания детей о свойствах бумаги.

Развивающие:

развивать внимание, познавательную активность детей, мелкую моторику.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство уважения к труду людей, умение сотрудничать друг с другом, аккуратно пользоваться материалами.

Речевые: расширять словарный запас детей: слова «макулатура», «целлюлоза».

Предварительная работа: рассматривание бумаги разных видов, чтение художественной литературы, поделки из бумаги.

Материалы и оборудование: макулатура, картонные планшеты, клей ПВА, гуашь, миски, иллюстрации с изображением производства бумаги, подносы, бутылочки с водой, перчатки, жетоны, клеёнки, цветовые обозначения.

Мотивация: сюрпризный момент (коробочка накрытая платком), ребята должны отгадать, что там может быть.

Детская цель: сделать бумагу из макулатуры своими руками для дальнейшего её использования (поделки, открытки).

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть!

(Убирает платочек, а там красивая коробочка.)

Как вы думаете, что может быть в коробочке?

Предположения детей.

Воспитатель: Я вам загадаю загадку про то, что там внутри:

Воспитатель: Да, правильно отгадали. Какие слова вам подсказали, что эта загадка про бумагу? (Ответы детей.)

Воспитатель открывает коробку и показывает детям бумагу.

Воспитатель: Посмотрите, а эта бумага похожа на обычную.

Какая она?

(Дети рассматривают, обследуют.)

Дети: Бумага плотная, толстая, шероховатая.

Воспитатель: Как вы, думаете, из чего они сделаны?

(Предположения детей.)

Воспитатель: Эти бумаги сделаны из макулатуры. А что такое макулатура?

Правильно, это уже использованная бумага, ненужная: старые журналы, газеты, книжки, коробки.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, из чего делают бумагу?

Дети: Бумагу делают из деревьев.

Воспитатель: Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс. Мы сегодня познакомимся, как делают бумагу

на целлюлозно-бумажном комбинате, а для этого мы пройдем в учебный центр и сядем на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение и показывает иллюстрации с изображением производства бумаги на ЦБК:

Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили. А потом всю жидкость отжимают, Валиком утюжат, сушат, гладят. Так выходит чистый лист бумаги для журнала, книги и тетради.

Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся очень много людей. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно и бережно относиться к изделиям из бумаги. А вы бережете бумагу? А как можно сберечь бумагу?

Дети: Не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки и т.д.

Физкульминутка:

Как-то рано поутру (шагают на месте)

Надуваем жёлтый шар (дети надувают шар)

А как выпустим из рук (хлопки)

Станет вдруг светло вокруг (повороты в стороны)

Что это за шар?

Воспитатель:

Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого используют много деревьев, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева.

Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?» Варианты ответов детей Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди, наблюдая за деревьями, научились предсказывать погоду, например, хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы в начале октября лист не упал, то снег ляжет поздно. И если исчезнут деревья, то погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры .

А вы хотите сделать такую же бумагу из макулатуры?

Воспитатель: Давайте вспомним, какими свойствами обладает бумага.

Ответы детей: бумага легко рвётся, бумага намокает, бумага мнется, бумагу можно сгибать, бумага горит, на бумаге можно рисовать и писать, бумага легко режется ножницами.

Пальчиковая гимнастика

Зиму всю мели метели (вращательные движения запястьями)

Клёны, липы поседели (складываем ладошки вместе)

Птицы с юга прилетели (скрещиваем руки и машем, как крылышками)

Ветки лапками согрели (гладим одну руку другой).

Воспитатель: Сегодня мы будем работать в нашей мастерской.

А теперь разделимся на команды. У меня есть жетоны разных цветов: зеленый, красный, желтый. Возьмите по одному жетону, пройдите в нашу мастерскую и найдите свой рабочий стол по цвету жетона и цветового обозначения на столе. Работать будем парами.

В нашей мастерской надо соблюдать правила: вести себя тихо, чтобы не мешать другим, следовать моим указаниям, аккуратно пользоваться материалами.

Воспитатель рассказывает этапы создания бумаги своими руками на мольберте с использованием поэтапных иллюстраций.

Воспитатель: Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру и сложить в миску.

Затем нам нужно залить бумагу небольшим количеством теплой воды и все перемешать, чтобы вода покрыла всю бумагу, размять. Бумага хорошо намокает, это одно из ее свойств. Для того чтобы бумага стала пригодной для дальнейшей работы нужно время и поэтому ваши заготовки мы уберем, подождем, когда бумага хорошо пропитается водой, хорошо размокнет и потом ее используем через 2 часа.

Воспитатель: Для того чтобы нам все таки сделать бумагу, я заранее приготовила кашицу из макулатуры: вначале я точно так же нарвала и намочила бумагу на 2 часа, потом размяла блендером и процедила через сито.

Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, гуашь того цвета, какой вы хотите (добавить всё и перемешать).

Воспитатель: Приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Для этого я приготовила картонные планшеты, покрытые целлофаном.

Ребята, нужно взять немного смеси из макулатуры, положить на планшет и равномерно распределить по планшету. Раскладывать нужно аккуратно, равномерно.

Воспитатель:

Ребята, теперь нужно подождать пока бумага высохнет. Подумайте и скажите, что можно сделать из такой бумаги? (ответы детей).

Эту бумагу еще называют дизайнерской, потому что она сделана своими руками, она не похожа на обычную бумагу и используется для красивых поделок.

Самостоятельная деятельность детей по изготовлению бумаги из макулатуры своими руками. Воспитатель координирует и направляет деятельность детей посредством напоминания, объяснения по мере необходимости.

Рефлексия и самооценка деятельности:

Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии, какие трудности возникли?

Посмотрите, это чудесное дерево («Дерево успеха»). Возьмите по одному листочку и приклейте на дерево. Если вы приклеите листочек к верхним веточкам, то вы довольны результатом своей деятельности и не испытали трудностей, а если к нижним веточкам, то у вас возникли некоторые трудности и вы сможете ещё раз попробовать повторить сделать бумагу своими руками.

Ребята, через 2 часа ваша бумага высохнет, мы отделим её от планшета, и вы сможете сделать из бумаги всё, что захотите (поделку, открытку).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Сказочный Новый год»

«Сказочный Новый год» Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали...

Мастер-класс «Хатха - йога как средство профилактики физических и эмоциональных…

Мастер-класс «Хатха - йога как средство профилактики физических и эмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада...

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе…

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе «Здравствуй, зимний лес – полон чудес!» Цель: формирование добрых отношений к...

Читайте также

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно...

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...