Непрерывная непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла в старшей группе
«Путешествие в прошлое ударных, струнных и духовых инструментов»
Задачи: - закрепить представления детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании;
- научить различать группы музыкальных инструментов (ударных, струнных и духовых);
- познакомить с историей возникновения этих групп музыкальных инструментов;
- подвести к пониманию того, что человек – создатель и исполнитель музыки.
Материал: «Волшебный телевизор» (ТРИЗ), иллюстрации с изображением: музыкальных инструментов оркестра, инструментов по группам (ударных, струнных и духовых), «первобытных» музыкальных инструментов (камни, палки, сосуд с натянутой на него шкурой животного), лук со стрелами, гусли, балалайка, выставка книг с былинами и рус. нар. сказками; музыкальные инструменты на каждого ребёнка.
Предварительная работа: организация выставки музыкальных инструментов, сделанных родителями и детьми «Музыкальные инструменты своими руками», чтение произведений народного фольклора, изготовление музыкально-дидактических игр; загадывание музыкальных загадок, игра на музыкальных инструментах в детском оркестре; слушание различных муз. произведений, используемых в режимных моментах в течение дня.
Ход занятия:
В-ль: - Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, хотите её послушать? (отв. детей) Ну, тогда слушайте!
- Как-то раз в одном оркестре музыкальные инструменты затеяли спор - кто же из них появился раньше? Струнные говорили, что человек их первыми изобрёл, ударные инструменты говорили, что люди первым изобрели барабан, а он же ударный инструмент, значит, ударные появились первыми. А духовые инструменты продудели, не слушая никого, что их человек изобрёл первыми.
Спорили, спорили музыкальные инструменты, что даже поссорились. Так они и не решили, какие из них появились первыми.
- А как вы думаете, какие музыкальные инструменты люди изобрели самыми первыми? (предположения детей)
- Что же нам делать, как нам быть? Давайте позовём Фею Музыки. Она знает всё о музыкальных инструментах, она-то и поможет разобраться в нашем споре.
ДЕТИ ПОЮТ ПРИГЛАШЕНИЕ НА РАЗНЫЕ ЛАДЫ.
(Под спокойную музыку появляется Фея Музыки).
Ф.М.: - Здравствуйте, ребята! Зачем вы меня звали?
Дети: - Чтобы узнать какие музыкальные инструменты появились раньше всех на земле.
Ф.М.: - Тогда нам надо с вами отправиться в далёкое путешествие, в прошлое, а поможет нам в этом «волшебный экран», вот он. Стоит нам только сказать: « Раз, два, три – экран оживи», он тут же всё и покажет.
Ф.М.: - Очень, очень давно, когда люди жили в пещерах, они заметили удивительную вещь: если постучать камень о камень, палкой о камень или палку о палку, то слышится звук. И вот, древние люди исполняли ритмичные танцы, помогая себе постукиванием камня о камень, палка о палку. (иллюстрация на экране)
- Когда люди научились обрабатывать шкуры животных, заметили, что если натянуть на широкий сосуд шкуру животного и ударять по высохшей шкуре палкой, получался громкий звук. Так появился первый барабан. (иллюстрация на экране)
- Позднее люди научились делать инструменты из дерева. В деревянную коробочку насыпали сухой горох, получились погремушки и маракасы.
- Все эти приспособления древние люди использовали, когда исполняли ритуальные танцы. (иллюстрация на экране) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Давайте мы сейчас с вами тоже станцуем ритуальный танец, как древние люди у костра. Под звуки барабана двигаемся по кругу, постукивая погремушками и маракасами.
- Давайте продолжим, а какие ударные инструменты вы ещё знаете? (ответы детей)
(иллюстрация с ударными инструментами на экране)
Ф.М.: - Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего то три струны
Ей для музыки нужны.
- Угадали, что это? Правильно, балалайка. Балалайка – это струнный инструмент. А какие вы знаете ещё струнные музыкальные инструменты? (ответы детей)
(иллюстрация со струнными инструментами на экране)
- Струнные инструменты тоже появились очень давно.
В далёкие времена, когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие для охоты на них. Что это за оружие? (лук и стрелы)
(иллюстрация на экране)
- Вы наверно догадываетесь, как делали лук? (предположения детей)
- Брали толстую ветку, сгибают её и два конца этой ветки связывают тетивой. Когда человек натягивал тетиву, а затем отпускал её, она издавала приятный мелодичный звук. Чем тоньше была тетива, и чем туже была натянута, тем звук получался тоньше и нежнее. Тогда человек натянул несколько струн разной толщины.
У каждого народа были свои струнные инструменты. А какие струнные инструменты были у русского народа? (гусли, балалайка)
- Да, в далёкую старину были певцы, которые играли на гуслях и пели сказания о русских богатырях и великих князьях, а простой народ веселился под задорные звуки балалайки. ( обратить внимание детей на иллюстрации из выставленных книг)
Воспитатель предлагает детям пуститься в пляс.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Почему струнные инструменты так называются? (ответы детей)
- А сейчас я вам расскажу одну сказку, слушайте внимательно!
Однажды Пан (Леший и царь всех лесов) полюбил прекрасную нимфу Сирингу, но та отвергла его любовь. Когда Пан хотел подойти к ней, Сиринга сильно испугалась и пустилась бежать. Долго, долго она бежала бы, но ей преградила путь река. Взмолилась тогда Сиринга и стала просить всех богов защитить её от Пана. Смилостивились боги и превратили её в тростник.
Подбежавший Пан уже хотел обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий тростник. Пану казалось, что он слышал прощальный привет Сиринги. Срезал Пан тростник и сделал из него свирель. А вы знаете, как сейчас называется этот муз. инструмент? (дудочка)
- Инструменты, к которым относиться дудочка называются духовыми. Эти и инструменты тоже появились давно.
Человек дул в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. (иллюстрация на экране)
- Потом человек придумал много духовых инструментов, а каких? (ответы детей)
(иллюстрация с духовыми инструментами на экране)
В-ль:- Мы с вами познакомились с прошлым ударных, струнных, духовых инструментов. Как вы, думаете, какие же инструменты человек изобрёл первыми? (ответы детей)
Ф.М.: - А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру и посмотрю, как вы запомнили инструменты. Если я называю ударные инструменты – вы изображаете игру на барабане, если духовые – то вы изображаете, как играют на дудочке, если струнные – то вы изображаете игру на гитаре или на скрипке.
После игры Ф.М. и воспитатель хвалят детей за внимательность.
На прощание Ф.М. дарит детям диск с инструментальной музыкой.
В-ль: - Спасибо, тебе Фея Музыки за то, что ты пришла и помогла нам разобраться в нашем споре. Приходи к нам ещё.
РЕФЛЕКСИЯ.
Читайте также |
---|
Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности
Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...
Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…
Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...
Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР)…
Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР) старшей группы по теме «Дружные зайчата» (лепка из пластилина) Цель: создать...