Интегрированная деятельность
«Знакомство с символикой цвета в старинной русской вышивке, значение символов узоров вышивки»
Образовательные задачи:
Раскрытие творческого потенциала детей, приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству; совершенствование навыков освоения техники вышивания
Развивающие задачи:
Развитие мелкой моторики рук; развитие цветовых ощущений, мыслительных способностей; развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к старинным традициям
Коррекционные задачи:
активизировать и обогащать словарный запас; упражнять в правильном образовании форм родительного и винительного падежа; упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе; согласовывать окончания существительных в предложении.
Оборудование:
Материалы к занятию: д/игра «Символы русской вышивки», подборка открыток, фотографий вышитой одежды, предметов казачьего быта, клубок красных ниток, рушник, вышитый вручную.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей в «Кубанскую горницу», показывает им красный клубочек ниток: «Ребята, сегодня из страны сказок прикатился к нам старинный волшебный клубочек, он принес нам новую сказку, послушайте:
Жила на свете Марья-искусница. Любила она гулять по полям да лесам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что ни увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений - из них она делала краску. Умелая да ловкая была Марья-искусница. Вот и сложили люди о ней сказку. Всех девушек научила она своему умению. Стали они украшать свою одежду, скатерти, полотенца. А к свадьбе своей они должны были обязательно вышить полотенце, которое называлось: «рушник». Этим полотенцем украшали в доме окна, зеркало, красные углы, стены во время свадьбы. И красовались на этом рушнике диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье семьи. Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, предплечью. Мужские - по вороту.
Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека то беды и болезни, поэтому и вышивку они называли «оберег» от слова беречь. Помните, мы с вами читали сказку о Василисе Прекрасной и уже познакомились с этим словом, - «оберег»?
У меня на столе – красивый сундучок, украшенный орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в нем?
Воспитатель достает подборку иллюстраций, фотографий, открыток с изображением вышитых изделий (старинная вышивка).
Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?» «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет, что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный - цвет земли.
Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица.
Продолжая рассматривать иллюстрации, дети выделяют повторяющиеся элементы, а воспитатель рассказывает, что они означают (используя отдельные карточки из дидактической игры «Символы русской вышивки»).
Крест, ромб, круг, квадрат - символы солнца. Волнистая линия - вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла - голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.
Женская фигурка - этот знак называется «Мать - Сырая Земля». Зигзагообразная линия - тоже линия дождя, или линия жизни. Прямая линия-прямая, светлая дорога.
Елочка - дерево жизни и добра, пожелания благополучия и счастливой жизни.
Кроме этих символов, на вышивке множество изображений зверей, птиц, о них мы будем говорить, когда вы немного подрастете. Вот сколько секретов открыл нам красный клубок - колобок. В наше время люди тоже носят вышитую одежду, правда теперь узоры самые разные, да и мало кто знает, что сами узоры что-то означают кроме украшения, а вы теперь знаете и сможете рассказать своим близким. А сейчас предлагаю поиграть.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Игра представляет собой карточки с изображением простейших символов русской вышивки. Карточки помещены в вышитый мешочек. Ребенок достает карточку, называет, что означает данный символ.
Игра служит для лучшего запоминания символов вышивки и в целом для развития памяти.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять! научились вышивать,
Отдыхать умеем тоже, руки мы на стол положим,
голову поднимем выше и легко-легко подышим.
Раз, 2, 3, 4, 5 - топаем ногами.
Раз, 2, 3, 4, 5 - хлопаем руками.
Раз, 2, 3, 4, 5 - будем вышивать опять!
- Делу - время, а потехе – час. Пришла пора заняться делом. У каждого на столе лежит карточка с изображенными элементами народной вышивки. А что еще вы видите? (ответы: игольница с иголками, нитки мулине, ножницы).
- Какие элементы изображены на карточках? (волнистая линия, крестики…)
- Давайте представим, что сейчас мы помогаем Марье – искуснице. Вместе мы вышьем свои узоры, а Марьюшка соберёт их воедино и оформит красивый рушник. (дети вышивают)
Во время работы звучат народные песни в исполнении Кубанского казачьего хора.
Подведение итогов, выставка детских работ.
Читайте также |
---|
Сценарий развлечения в детском саду «В гостях у сказки»
Сценарий развлечения в детском саду «В гостях у сказки» Сценарий мероприятия «В гостях у сказки» по мотивам сказок «Золушка», «Кот в...
Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился…
Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился листьев пёстрый хоровод» Задачи: Познавательные: способствовать развитию представлений детей о деревьях, их внешнем виде, строении...
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...