«В гости к старине». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим миром
Тема: Ознакомление детей с декоративно - прикладным творчеством - «Народная игрушка» (филимоновская, дымковская и каргопольская игрушка).
Цель: расширение и обобщение знаний детей о видах народной игрушки.
Задачи:
- образовательная - обучать и закреплять знания детей выделению признаков народной игрушки; закреплять умение различать цвета и оттенки; закреплять умения узнавать народные игрушки;
- развивающая: развивать воображение; развивать навыки анализа и синтеза;
- воспитательная: воспитывать в детях любовь к народной игрушке; воспитание эмоционально-личностного отношения к произведениям ДПИ.
Материалы.
Игрушки: филимоновская, дымковская , каргопольская.
Форма занятий: фронтальная.
Вид: ознакомление с народно-прикладном творчеством.
Ход занятия:
Воспитатель приносит посылку, а там лежит волшебный кубик с рисунками и конверты. (Посылка от девочки Светы.)
Воспитатель: ребята, посмотрите, какая посылка к нам пришла.
(Достает посылку и в ней письмо.)
Воспитатель: Это посылка от девочки Светы и в нем письмо. Она пишет, что нашла у мамы в мастерской игрушки и хочет о них рассказать ребятам в садике, но сама не знает, какая, как называется. Ребята, поможем Свете узнать об этих игрушках?
Дети: да, поможем.
Воспитатель: ну что же бросайте кубик, какая картинка выпадет первой .
Кто на ней изображен?
1 филимоновская игрушка – птичка или лошадка. Ребята, что это за игрушка?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: ребята, у меня есть волшебный альбом, где все рассказано об этой игрушке. Я вам предлагаю посмотреть. Хотите?(видео ролик)
Дети: давайте.
Воспитатель: Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится возле места, где есть много глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.
Свистульки, звери, птицы, люди - любимое изображение мастеров. Фигурки лепят из красной глины. После обжига их не забеливают, роспись наносят на естественный цвет глины. Орнамент очень прост: это поперечные и продольные полосы зеленого и малинового цветов. Сочетание цвета и формы настолько едины, что каждая игрушка - неповторимое произведение искусства.
Воспитатель: (держит игрушку в руках) это ребята филимоновская игрушка - птичка.
Эта птичка -свистулька умеет очень красиво петь (воспитатель свистит). Вам нравиться?
Дети: да, птичка очень красиво поет.
Воспитатель: а давайте мы попробуем посвистеть (дыхательная гимнастика ФФФФФФФ вдыхаем носом выдыхаем произнося звук ФФФФФ)
(Если выпала лошадка то (дыхательная гимнастика тоже, самое иго-го).)
Воспитатель: У нас с вами в руках маленькая птичка- свистулька. Она белая, с красивой росписью – какой? какой рисунок вы можете здесь увидеть?
Дети: зеленые и желтые линии
Воспитатель: из какого материала изготовлена свистулька?
Дети: Свистулька изготовлена из глины. Ребята, а вам понравилась эта игрушка? Ну что, Света думаю много нового узнала про эту игрушку и сможет рассказать своему братику.
Дети: да.
Воспитатель: Теперь …… бросай кубик, какая же это игрушка у нас здесь оказалась?
2 дымковская игрушка (барыня или баран)
Воспитатель: ребята, а что это за игрушка такая.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: ну что давайте Свете теперь расскажем про эту игрушку. Эта игрушка из Кировской области.
Ребята, как вы думаете из чего она сделана?
Дети: Она сделана из глины.
Воспитатель: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился синий дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и давай свистеть – зиму прогонять, весну звать.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть «дымковскими».
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим альбом про эту игрушку. Эта игрушка называется дымковская. Давайте скажем вместе.
Ответ детей.
Воспитатель: Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как берёзки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Из чего сделаны эти игрушки? (из глины). Да, сначала их вылепили из глины, затем обжигали в печах, белили, а затем расписывали. Какие цвета использовали художники. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. Мастера изготавливают свистульки, коней, уток, парные упряжки. Расписывают эти игрушки яркими цветами. (Просмотр видео ролика.)
А какие цвета присутствуют в этой игрушке?
Дети: синий, оранжевый, желтый, зеленый, черный, коричневый.
Воспитатель: Основной рисунок или орнамент этой игрушки - это клетки, кружки и пятна.
Воспитатель: О какой игрушке мы сейчас узнали?
Дети: это дымковская игрушка.
Воспитатель достает дымковскую игрушку, ребята расскажите о ней.
Еще1-2 описательных рассказа составленных детьми.
Ну что же я думаю, Света теперь сможет и о дымковской игрушке рассказать ребятам в садике.
Воспитатель: ну, кто будет теперь бросать кубик?
Вы не узнаете эту игрушку? Откуда она? (каргопольская).
Ответы детей.
Кто изображен на ней?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте я вам о ней напомню. Посмотрим альбом про эти игрушки.
Это каргопольские игрушки. Их привезли из красивого города Каргополя, что стоит на берегу реки Онеги.
Какие цвета использовали мастера?
- В каргопольской росписи используется разноцветье. В узорах - большие кресты, круги, овалы, кольца, полоски. Это все символы солнца.
Круг и крест внутри его говорит, что светит солнце на весь вольный свет и все времена года от него зависят.
Круг и рядом с ним дуга- это солнце и луна, день и ночь. Овалы по форме напоминают зерна, полоски- это лучи солнца, растения. (Просмотр фильма.)
Ребята у меня в альбоме есть очень интересные фото (центра берегини) вы знаете, что это за место?
Ответы детей.
Воспитатель: конечно это наша -каргопольская. А какие цвета используем при росписи этой игрушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие мы молодцы ребята, рассказали Свете о народных игрушках: филимоновской, дымковской, каргопольской.
Воспитатель: Ой, посмотрите, там еще один конверт, а что же в нем? (в нем разрезные картинки с игрушками) давайте соберем их и посмотрим, какая там игрушка нарисована?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну что, ребята я думаю, что Света теперь знает, как называются игрушки и сможет о их рассказать своим друзьям в садике.
А мы с вами давайте выберем себе понравившуюся картинку и завтра раскрасим ее дома.
Читайте также |
---|
Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…
Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...
Интерактивные игры. Тема: «Деревья»
Интерактивные игры. Тема: «Деревья»
Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…
Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»