Конспект занятия
Тема: «Яша в волшебном лесу. Буква Я»
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я, я; случаем обозначения ею двух звуков [й'а].
Задачи:
- Познакомить с буквой Я.
- Познакомить с элементами, написанием буквы Я.
- Развитие звуко-буквенного анализа.
- Развивать навык чтения и письма слогов и слов с буквой Я.
- Познакомить с функцией буквы Я в словах (смягчение согласных).
- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: игровое поле «Волшебный лес», предметная картинка с изображением мальчика Яши, предметные картинки: мяч, мясо, пряники, яблоки, семья, ящерица, змея, листья, якорь; пособие «Яхты», листы с прописями (на каждого ребёнка), карандаши (простой, красный, синий. Зелёный – на каждого ребёнка), текст загадок, слоговые таблицы; элементы буквы Я (на каждого ребёнка), стилизованное изображение буквы Я.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Знакомство с героем занятия – мальчиком Яшей.
(Логопед выставляет на доску картинку с изображением мальчика и игрового поля «Волшебный лес».)
- Знакомьтесь, это Яша. Ему нужно пройти через этот лес и попасть к бабушке Яги за волшебными яблоками. Но лес - необычен, нужно преодолеть много трудностей и преград. Поможем Яше?
II. Основная часть.
- Яша отправился в путь. Вот и первое препятствие - на пеньке лежит конверт, Посмотрите, что в нём? (Картинки.)
1. Игра «Послушай и назови»
На доске картинки: змея, листья, якорь, ящик, яблоко.
Логопед предлагает послушать загадки, назвать отгадки:
-Послушайте загадку:
«Круглое, румяное с дерева упало,
Тане в рот попало». (Яблоко.)
«Весной появляются.
Всё лето растут,
А осень придёт – опадут!» (Листья.)
«Она шипит, она пугает,
Под листья быстро уползает» (Змея.)
«Кораблям надёжный друг!
Лапой сжал морской я грунт.
И на дне морском лежу
Крепко корабли держу». (Якорь.)
«Я темного цвета,
Стою на земле.
И много вещей
Хранится во мне». (Ящик.)
Найдите отгадку на картинках.
Вывод: во всех словах мы бы записали букву Я.
- Пошёл Яша дальше. Вот перед ним широкая полянка. Пока Яша по ней перебирается на противоположную сторону леса, я хочу познакомить с необычной буквой.
2. Знакомство с буквой Я.
- Она необычна тем, что может обозначать два звука, вот послушайте слова: йаблоко, йакорь, йащик. Что слышите? (В начале слова два звука ЙА.) Верно, нет звука Я, есть только буква Я, которая обозначает два звука.
А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква (стилизованная буква Я).
1. Прослушивание стихотворения.
2. Разбор элементов.
3. Составление буквы Я из элементов.
4. Запись буквы Я в тетради.
- Яша перебрался через широкую полянку на другую сторону леса. Пошёл по извилистой дорожке и дошёл до речки. Как перебраться на другой берег? (На плоту, на лодке и т.д.) А можно и на яхтах.
3. Игра «Яхты»
- Посмотрите на эти яхты, что заметили? (На первой я – в начале схемы, на второй – в середине, на третьей – в конце.)
Предметные картинки: мяч, мясо, пряники, яблоки, семья, ящерица, змея, листья, якорь.
Ящерица мяч семья.
Якорь мясо змея.
Яблоки пряники листья.
- Яша с вашей помощью попал на другой берег. Хотите немного отдохнуть? (Ответы детей.) Тогда давайте разучим вместе с Яшей физминутку.
4. Физминутка.
Назвали все слова мы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки - раз, два. три.
Легкие прыжки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три,
Мягкая посадка – раз. два, три.
- Яша двигается дальше - посмотрите, что нам что-то оставили под кустиком.
5. Индивидуальная работа в прописях.
- Рассмотрите листы с заданием.
- В первой строке повторите заглавную букву Я.
- Во второй строке буквы Я я.
- Закрасьте букву Я красным карандашом.
- Определите, где находится буква Я в названии предметов, запишите их в схемах слов.
- Задания мы выполнили. Продолжаем путь.
6. Игра «Прочтите и запишите».
- А вот и избушка Бабы-Яги. Хозяйка нас встречает и новое задание.
Ход игры: прочтите слоги и слова.
ян - ня ям – мя ят – тя
яс - ся як – кя яд – дя
як няня дядя
Запишите слоги и слова, «зажгите» огоньки под буквами. За выполнение Баба-Яга даст нам волшебные яблоки.
(После анализа логопед раздаёт детям картинки с яблокам - дыхательная гимнастика «Яблоки» для уголка дыхательной гимнастики.)
- Что заметили? Буква Я «дружит» с мягкими согласными.
III. Итог занятия.
- Назовите слова, которые начинаются с буквы Я.
Читайте также |
---|
Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…
Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...
Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний…
Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний период»
Сценарий квест-игры «Школа будущих солдат»
Сценарий квест-игры «Школа будущих солдат» (5-6 лет) Цель: Расширять и систематизировать знания детей о службе в Армии. Обогащать знания о военных профессиях. Закрепить умение...