Совместная непосредственно образовательная деятельность с детьми
«Как солнце в дом пришло»
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие): «Как солнце в дом пришло».
Возрастная группа: старшая 5-6 лет.
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая.
Учебно-методический комплект: «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы;
«Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» авт. Толстикова О.В., Савельева О.В.
Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Дыбина О.В. «Что было до…» Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: «Сфера», 1999.
Средства:
наглядные - панно с изображением реки, иллюстрации с изображением осветительных предметов;
мультимедийные - компьютерная презентация;
литературные - загадка;
музыкальные - аудиозапись классической музыки.
Оборудование: раздаточный материал – краски (акварель, гуашь); стаканчики-непроливайки; кисточки; фломастеры; карандаши; восковые мелки; бумага для рисования формата А4, А3.
Задачи образовательной программы:
Обучающие:
- ознакомление детей с историей возникновения источников освещения;
- формирование представлений об объектах и свойствах источников освещения.
Развивающие:
- обогащение словаря детей (факел, лучина, фитиль, керосиновая лампа, маяк, древность, старина, современность);
- развитие творческой активности детей в процессе продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- формирование умения делать выбор, договариваться о совместных действиях, представлять результат собственной деятельности.
Цель: познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком.
Этапы
(последо-ватель- ность) деятельности |
Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события | Дети заходят в группу под звуки классической музыки.
Педагог здоровается с детьми. - Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Дети, почему в зале так темно? (затем свет включается). - Почему людям плохо без света? |
Педагог приветствует детей.
Ведет диалог с детьми, задает вопросы. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей в обсуждение; комментирует высказывания.
|
Дети отвечают на вопросы педагога.
Рассказывают о своих чувствах. Выражают собственные мысли.
|
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности. Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.
|
II. Постановка целей исследования | - Ребята, вы знаете откуда свет появился?
- Как вы думаете, лампочки всегда были? - Ребята, вы любите путешествовать? - Хотелось бы вам отправится в путешествие по «реке времени»? - Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, так можно сказать и про время. Педагог предлагает детям переместиться во времени. - Чтобы перенестись нам в давние времена, я хочу предложить вам положить руки на мои волшебные часы. Проговаривание слов: Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем.
|
Педагог создает проблемную ситуацию.
Педагог ставит цель. |
Отвечают на вопросы педагога.
Выражают собственные мысли. |
Проявление готовности к совместной деятельности.
Проявление интереса к предстоящей деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстра-ционного иллюстриро-ванного или предметного материала | - Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры? Показ презентации.
Слайд 1. Рассказ педагога о появлении света в пещере. - Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры и чтобы освещать себе путь. Как вы думаете, как назвали эту палку? Слайд 2. Рассказ педагога о факеле. Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли их на стене. Педагог предлагает продолжить путешествие и переместиться в старину. Проговаривание слов: Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем.
Слайд 3. Рассказ педагога о печи и камине.
- Прошло много-много лет, люди научились делать дома и стали жить в них. А тепло надо откуда-то брать! И пришлось им костер спрятать в печь из камня и кирпича. – Как вы думаете, почему огонь спрятали в печь? Слайд 4. Рассказ педагога о лучине. Лучина это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Лучину ставили на специальную подставку - светец. Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, то может случиться пожар. -Долго ли горит лучина? Удобна ли она в использовании? Слайд 5. Рассказ педагога о свече. - Первые свечи делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно соскребать, тогда и придумали специальные подставки под них –канделябры. - Ребята, а в наши времена, часто зажигают свечи? Где вы их видели? А чем неудобна свеча? Слайд 6. Рассказ педагога о керосиновой лампе. - Керосиновой лампа называлась потому, что горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать. - Удобна ли керосиновая лампа? А почему? - В домах стало светло, а на улице? Слайд 7. Рассказ педагога о уличных газовых фонарях. - На улице было темным-темно. Вот и придумали люди уличные газовые фонари. По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек зажигал каждый фонарь, взбираясь по лесенке. - Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья. Предлагает переместиться в современность. Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В современность попадем.
А теперь послушайте загадку:
- Огонёк в стекле запаян, как зажёг его хозяин? Слайд 8. Педагог рассказывает о лампочке. - Человек изобрел электричество, а на его основе световое устройство – электрическую лампочку, которая светит нам долго и ярко. - Электрическая лампочка очень удобная, как думаете чем? Слайд 9. Рассказ педагога об энергосберегающей лампочке. - Ребята, а где ещё можно увидеть Слайды 10-11. |
Вводит элемент новизны;
использует наглядные информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает; побуждает к размышлению.
|
Слушают.
Узнают разновидности источников освещения и выстраивают последовательность. Размышляют, отвечают на вопросы педагога. Проявляют инициативность в общении с взрослым.
|
Обогащение словаря детей.
Имеют представление об объектах и свойствах источников освещения.
|
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» | Педагог демонстрирует панно «Река времени». Дает определение понятиям «древность», «старина», «современность».
Педагог предлагает детям самостоятельно разместить предметные картинки на «реке времени», договориться между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки в раздел «древность», «старина» и «современность». |
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действия, их последовательность;
постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания. |
Выражают собственные суждения; осваивают последовательность размещения источников освещения на «реке времени»;
практикуются в осуществлении выбора. |
Умение подбирать карточки, соответствующие разделам «реки времени»;
Умение делать логические выводы и умозаключеия.
|
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования |
Дети собирают «Реку времени»
(Проверка, трудности).
Педагог приглашает детей в мастерскую.
(Дети рисуют любой понравившийся предмет – источник света).
- Кто расскажет про свой рисунок?
|
Вовлекает детей в изобразительную деятельность. согласовывает с детьми действия, их последовательность;
напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания. |
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражают собственные суждения; используют материалы, которые можно применить для изобразительной деятельности; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы | Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности.
|
VI. Вывешивание «реки времени» на стене группового помещения | - Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?
- А что было самым интересным? - Вы довольны своей работой? - Что бы вы ещё хотели узнать?
|
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».
|
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
|
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности | - У меня для вас есть раскраски, на которых изображены осветительные приборы, вы можете раскрасить их в группе или дома. | Побуждает к самостоятельной деятельности | Выражают положительные эмоции | Развитие детской самостоятельности, инициативности, активности |
|
Читайте также |
---|
Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему:…
Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Я расту здоровым и счастливым!» Тема проекта: «Я расту здоровым и...
Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…
Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...