Развитие эстетического опыта и основ исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)

 

Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Известно, что оригинальность мышления, способность к творчеству и одаренность детей наиболее ярко проявляется в проектно-исследовательской деятельности.

Задача педагога – мотивировать воспитанников, заинтересовывать детей на самостоятельное достижение результата, привлекать их к участию в экспериментально-исследовательской деятельности без всякого принуждения и насилия. Средствами достижения данного результата будут служить данные факторы:

- создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды (уголок знаний и экспериментов, пополнение книжного уголка детскими энциклопедиями и журналами);

- применение метода проекта при организации образовательного процесса («Умники и умницы», «Мы исследователь», «Как растут цветы», «Эксперименты с водой»);

- использование метода игровых и проблемных ситуаций («Почему завяли цветы?», «Откуда прибежал солнечный зайчик?», «Можно ли поймать тень?» и т.д.;

- организация кружковой работы («Я познаю мир», «Нетрадиционные техники рисования», «Волшебная бумага» и т.д.).

В поисках новых форм и методов работы мы ознакомились с системой развивающего обучения, технологиями проектно-исследовательской деятельности, одной из целей которых является раскрытие творческих способностей детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания, т.е. в русле личностно-ориентированного образования.

Главной задачей мы определили – развивать познавательную активность дошкольников, что будет способствовать формированию творческого эстетического мышления.

Формирование эстетического вкуса и восприятия – одна из составляющих современного образовательно процесса. Работа с воспитанниками показала, что в семье уделяется мало внимания эстетическому воспитанию, меду тем его воздействие на формирование личности огромно и разносторонне, и поэтому была поставлена задача – сформировать потребность у детей к приобщению к миру прекрасного, чтобы красота мира творила красоту в самом ребенке.

Природная живость, непосредственность, эмоциональность, любознательность старших дошкольников – это благоприятная почва, на которой можно взрастить духовно богатую творческую личность. Для этого мы применили технологии познавательно-исследовательской деятельности и систему развивающего обучения. Формы работы применили следующие: «Уроки художественного слова Ученого кота» с использованием проблемного диалога и ситуативно-поисковых задач, метода сравнения, метафоры и т.д. На НОД дети вмести с Ученым котом переживают события, происходящие с литературными героями. Интересны бывают рассуждения детей при анализе и обсуждении того или иного произведения. Их эмоциональность в высказываниях свидетельствует о ом, что они действительно сопереживают героям.

На НОД по формированию элементарных математических представлений применяю игровую форму: викторины, блицтурниры, путешествия в страну Феи Геометрии или Феи Математики, задания в стихах, ошибки-невидимки, логические цепочки, зашифрованные слова.

На занятиях по окружающему миру также применяются технологии способствующие формированию эстетического мышления. Развивается любознательность, дети учатся азбуке общения, умению действовать сообща. Игры, ребусы способствуют пониманию и усвоению материала, формированию целевых ориентиров.

Познавательно-исследовательская деятельность помогает дошкольникам включится в решение творческих задач и обрести вкус к познавательной деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку» Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.Задачи:Образовательные: Расширять знания детей в...

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли…

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли на полянку игр пришли» Цель: • Доставить радость детям. • Развивать двигательно-активные виды...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Читайте также

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье»

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье» Цель: формировать у детей понимание о необходимости соблюдения правил здоровьесбережения. Задачи: Уточнить и расширить представление о...

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в…

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»