«Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка.
Цель снизить проявления агрессивности в поведении детей, научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм и правил.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
- формировать эмоциональное осознание своего поведения;
- обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;
- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
- развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Общие число занятий 21, один раз в неделю,
продолжительность занятия 25-30 минут,
количество детей в группе 6-7 человек.
№ |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1. |
Знакомство. |
Создание атмосферы психологической безопасности сплочение группы. |
1. Приветствие. Упражнение «Мое имя». 2. Упражнение «Я люблю». 3. Игра «Все – некоторые – только я». 4. Творческое задание «Живые имена». 5. Прощание. Упражнение «Колокол». |
2. |
«Каждый привлекателен по своему». |
Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу. |
1. Приветствие. Упражнение «Запомни имя». 2. Беседа о том как можно показать другому, что он хороший. 3. Игра «Комплимент». 4. Игра «Газета». 5. Прщание. Упражнение «Я тебе желаю». |
3. |
Я + Ты=Мы. |
Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. |
1. Приветствие. Упражнение «Я умею». 2. Игра «Молекула». 3. Рисование «Моя группа». 4. Беседа по рисункам. 5. Прощание. Упражнение «Пожелаю себе». |
4. |
«Волшебные средства понимания». |
Знакомство с интонированием речи, мимикой, пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. |
1. Приветствие. Упражнение «Импульс». 2. Игра «Руки». 3. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики. 4. Интонационные этюды. 5. Прощание. Упражнение «Спасибо за приятный день». |
5. |
«Настроение» |
Описание своего настроения, обогащение опыта, самоконтроля. Осознание настроения другого. |
1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». 2. Игра «Лото – настроение». 3. Упражнение «Возьми себя в руки». 4. Игра «Я чувствую». 5. Прощание. Упражнение «Тепло». |
6. |
«Волшебная линия» |
Обогащение опыта отреагирования гнева. Упражнение в регулировании эмоций. |
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Рисование «Волшебная линия». 3. Игра «Нехочуха» 4. Игра – релаксация «Волшебный сон». 5. Прощание. Упражнение «Колокол». |
7. |
«Я – хороший, Я – плохой» |
Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера. |
1. Приветствие. Упражнение «Все мы здесь». 2. Игра «Наоборот». 3. Игра «Собаки бывают». 4. Бесседа «Плюсы и минусы». 5. Прощание. Упражнение «Я тебе желаю». |
8. |
«Любимые сказки». |
Развитие себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреогирование гнева. |
1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». 2. Игра «Назови героя». 3. «Сказка наоборот». 4. Игра «Маленькое приведение». 5. Прощание. Упражнение «Огонек горит». |
9. |
«Вместе веселее». |
Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других. |
1. Приветствие. Упражнение «Ласковое имя». 2. Игра «Бумажные развалы». 3. Игра «Найди пару». 4. Прощание. Упражнение «Импульс».
|
10. |
«Хорошо и плохо». |
Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Ослабление негативных эмоций. |
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Игра «Зеркало». 3. Игра «Вежливые слова». 4. Игра «Гамак». 5. Прощание. Упражнение «Колокол». |
11. |
«Хорошо и плохо». |
Развитие потребности в общении, взаимодействии. |
1. Приветствие. Упражнение «Все мы здесь». 2. Сценка «Вместе и порознь». 3. Обсуждение сценки. 4. Игра – релаксация. 5. Прощание. Упражнение «Тепло». |
12. |
«Путешествие на остров Гум –Гам». |
Помочь детям раскрепоститься двигательно и эмоционально, создать условия для проявления творческих способностей. |
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Упражнение «Чудесный остров». 3. Упражнение «Танец дружбы». 4. Упражнение «Необычное приветствие». 5. Игра «Дракон кусает хвост» 6. Прощание. Упражнение «До свидания» |
13. |
«Зачем нужны правила?». |
Учить детей осознано выполнять правила, и нести за это ответственность |
1. Приветствие. Упражнение «Комплимент». 2. Игра «Гляделки». 3. Беседа «Белкины вопросы». 4. Рисование «Наоборот». 5. Прощание. Упражнение «Ток». |
14. |
«Мир твой и мой». |
Помочь детям почувствовать свою взаимосвязь с другими людьми. Снижение агрессии. |
1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». 2. Игра «Ругаемся овощами». 3. Игра «Слухи». 4. Упражнение «Кляксография». 5. Прощание. Упражнение «До свидание». |
15. |
«Волшебное озеро». |
Помочь детям почувствовать, что они не одиноки в своих чувствах и переживаниях. |
1. Приветствие. Упражнение «Комплимент». 2. Игра «Скульптор и глина». 3. Рисование «Причина наших чувств». 4. Обсуждение рисунков. 5. Прощание. Упражнение «Ласковое море». |
16. |
«Мы все разные». |
Показать детям наличие нескольких точек зрения на одну и ту же проблему. Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение. |
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Игра «Что вы слышали». 3. Рисование «Домика из кубиков». 4. Упражнение «Театральная школа». 5. Прощание. Упражнение «Колокол». |
17. |
«Узнай себя». |
Помочь детям оценивать свои поступки и поступки товарищей, снижение напряжения. |
1. Приветствие. Упражнение «Передай движение». 2. Игра «Нехочуха». 3. Игра «Я умею». 4. Игра «Рвакля». 5. Прощание. Упражнение «Импульс». |
18. |
«Программа хороших новостей». |
Снятие психомоторного напряжения, развитие коммуникативных навыков. |
1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». 2. Игра «Интервью». 3. Упражнение «Оркестр». 4. Упражнение «Аплодисменты». 5. Прощание. Упражнение «До свидание». |
19. |
«Давай никогда не ссорится». |
Формирование у детей понятие о причинах возникновения ссоры, конфликтов, обучение детей правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях. |
1. Приветствие. Упражнение «Комплимент». 2. Этюд «Котята». 3. Упражнение «Мешочек с капризами». 4. Игра «Не поделили игрушки». 5. Прощание. Упражнение «Колокол». |
20 |
«Не хочу быть плохим». |
Учить детей преодолевать отрицательные черты характера. |
1. Приветствие. Упражнение «Поздороваться разными способами». 2. Игра «Спать пора». 3. Игра «Капризуля». 4. Упражнение «Мешочек с капризами». 5. Прощание. Упражнение «Импульс». |
21. |
«Играем вместе». |
Формировать положительной самооценке. Развитие коммуникативных навыков. |
1. Приветствие. Упражнение «Комплимент». 2. Игра «Несмеяна». 3. Игра «Лимонный сок». 4. Упражнение «Аплодисменты». 5. Прощание. Упражнение «Ласковое море». |
Список литературы.
1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону 2007г.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СП.б.: Речь; М.: Сфера, 2008.
3. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий – М.: Издательство «Книголюб», 2007.
4. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Учебно-методическое пособие.- СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Читайте также |
---|
Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от…
Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от 1,6 - 3 лет) Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка ряба», вызвать желание...
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели»
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели» Программное содержание. - упражнять детей в чтении слогов, чётком проговаривании звуков в словах; - закреплять умение...
Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с…
Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с монетками» Цель: Содействовать приобретению знаний детям старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей...