Из опыта работы детского сада по организации профориентации и ознакомления дошкольников с железнодорожным транспортом

Одной из основных задач открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является совершенствование системы профориентации.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например область железнодорожных профессиях.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

И на базе нашего дошкольного учреждения существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения, наш садик железнодорожный. И родители наших воспитанников железнодорожники. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о железной дороге, о железнодорожном транспорте и о профессиях железнодорожников. Тема оказалась интересной не только для детей, но и для педагогов.

На начальном этапе был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с железной дорогой (Приложение № 1). Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания: «Железнодорожный вокзал», «Железнодорожные пути», «Детская железная дорога», «Из истории железной дороги», «Сигналы, регулирующие движение» и другие. Много тем посвящено профессиям железнодорожников: машинист, проводник, начальник станции, стрелочник, билетный кассир и т.д. Большое внимание в плане уделили теме «Правила поведения на железнодорожных путях». В плане отражено коротко содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи с железнодорожниками.

Каждым педагогом до начала учебного года был составлен рассказ по одной из тем плана. В дальнейшем мы опирались на эту информацию и разрабатывали конспекты занятий. Конечно, основной упор сделан на старших дошкольников. Для средней группы количество тем сокращено. Например, темы «Железные дороги России», «Роль железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне», «Локомотивное депо» еще не доступны для понимания детей 4 лет.

При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме. Большую часть наглядного материала приходится делать своими руками.

вагон повозка

вагон

Также наши родители активно помогают в проведении занятий, посвященных железнодорожным профессиям. Родителям оказалась эта тема близка и очень интересна. В течении года каждый родитель рассказывает детям о своей профессии. Родители активно участвуют в подготовке и проведению мероприятий, посвященных железной дороге.

4

В течение первого года работы по теме в групповых комнатах были оформлены железнодорожные уголки.

5 6

Большую помощь в ознакомлении дошкольников с железнодорожным транспортом оказывают нам наши шефы – локомотивное депо. Они помогают в организации и проведении экскурсий на свое предприятие и в музей при локомотивном депо.

7

Ежегодно шефы проводят для детей разнообразные мероприятия: День защиты детей на детской железной дороге, День Знаний.  

Шефы часто приходят на праздники и открытые мероприятия в детский сад.    

Стали традицией поздравления шефов-железнодорожников с Днем защитника отечества, Международным женским днем и конечно Днем железнодорожника.

8

На данный момент в детском саду создан мини-музей железнодорожных профессий, разработан перспективный план, конспекты занятий, подобран и изготовлен своими руками дидактический материал, литература на железнодорожную тематику. Эта тема интересна всем: детям, родителям, педагогам, поэтому мы не останавливаемся на достигнутом и работу в этом направлении продолжаем.

Приложение №1

Тематический план работы по ознакомлению детей с железной дорогой на I полугодие (старший дошкольный возраст)

Срок

проведения

Тема

Краткое содержание бесед.

Сентябрь

1. «Железнодорожный вокзал»

2. «Пригородный вокзал»

1. Вокзал – достопримечательность города.

2. Здание вокзала (фонтаны, зимний сад, зал ожидания , кассы, кафе, комнаты отдыха).

4. Знакомство с профессиями: начальник станции, билетный кассир, дежурный по вокзалу, диспетчер.

Октябрь

«Железнодорожные пути»

1. Первые рельсовые пути.

2. Чугунная дорога.

3. Современная железная дорога.

4. Правила поведения на железнодорожных путях.

5. Знакомство с профессией стрелочника.

Ноябрь

«Локомотивы»

Силачи железных дорог

1. История создания первого паровоза.

2. Строение паровоза.

3. Сравнение тепловоза и электровоза.

4. Локомотивы нашего времени.

5. Знакомство с профессией машиниста (кабина машиниста, железнодорожная форма и др.)

Декабрь

1. «Грузовые вагоны»

1. Для чего нужны грузовые вагоны?

2. Какими бывают грузовые вагоны.

3. Какие грузы перевозят эти вагоны.

2. «Пассажирские вагоны»

1. Профессия   проводник.

2. Правила поведения в вагоне, безопасность пассажиров.

3. Виды пассажирских вагонов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию. Тема:…

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию Тема: «Поездка в театр» Цели: Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащение игровых действий...

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...

Конспект НОД в первой младшей группе по рисованию: «Падают, падают…

Конспект НОД в первой младшей группе по рисованию: «Падают, падают листья в нашем саду листопад жёлтые, красные листья» Задачи: - Учить рисовать...

Читайте также

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево» Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли…

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли в огороде» Актуальность Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного и речевого развития...