«Художественный образ как результат интеграции»

Модернизация образовательного процесса, в соответствии с современными требованиями, предполагает интеграцию образовательных областей. Возможности интеграции весьма обширны, ведь она помогает ребенку увидеть целостный образ предмета или явления, применить в необычной ситуации имеющиеся умения. Интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание» и «Коммуникация» позволяют ребенку познать действительность.

Работа по данному направлению выстраивается на следующих принципах:

  • Связь творчества с приобретенным опытом ребенка, что способствует обогащению содержания детской творческой деятельности.
  • Вариативность содержания форм и методов ИЗО деятельности. При выполнении работы используются как традиционные, так и нетрадиционные (оригинальные) техники рисования, аппликативных работ, конструирования из бумаги (оригами), которые включены в общую программу по изобразительной деятельности и усовершенствуются по нарастающей от младшей возрастной группы к подготовительной.
  • Вариативность использования методов и приемов.

Особенно близок дошкольникам прием мотивации, так как именно он побуждает детей заниматься деятельностью ради чего - то. Каждый ребенок – дошкольник хочет скорее подрасти и учиться в школе. Значит он (по мнению самого же ребенка) должен «непременно» знать буквы, чтобы всем с гордостью сообщать: «Я – большой. Я уже умею читать». Обучение чтению, конечно же, не входит в содержание процесса обучения в дошкольном учреждении, но в игровой форме знакомство с буквами не возбраняется, особенно в логопедических группах. Поэтому мы решили, совместно с логопедами, провести работу в данном направлении.

При данном подходе в работу включается как развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входит сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость), так и игровая форма знакомства с буквами русского алфавита. Хочется отметить так же, что роль педагога здесь выступает в качестве помощника, соучастника творчества.

Слабо вырисовывая контур той или иной буквы можно, используя прием зачина, как бы обозначить отправную точку в изобразительной деятельности. Дети не только заполняют свободное пространство, но и дополняют контур воображаемыми зарисовками.             

Далее выступает прием обследования. Целенаправленное рассматривание нарисованного трафарета той или иной буквы формирует у детей не только осмысленное представление, но и «изобразительное» представление, то есть представление будущего образа и способов его создания. Здесь налицо выступает аналитическое восприятие - последовательное выделение изобразительных частей буквы.

На основе полученных умений старшие дошкольники используют в своей свободной деятельности разнообразные материалы. Это краски, нитки, цветная бумага, крупа, природный материал и т.д. Так, например, для создания образа буквы ребенок использовал нитки, чечевицу, кляксографию, знания приемов оригами. Другой - для создания образа буквы использовал нитки и хохломскую роспись; третий - яичную скорлупу, сжатую бумагу, приемы оригами.

Дети самостоятельно участвуют в игровых ситуациях самими же созданных. Самостоятельно выставляют игровую задачу и «буквы оживают».

Для активации самостоятельной изобразительной деятельности в группе должны быть представлены разнообразные материалы необходимые для реализации творческой деятельности ребенка. Созданная в группе предметная пространственно – развивающая среда дает импульс огромному простору фантазии. Именно она позволяет реализовать все задуманные детские замыслы.
Прием обыгрывания той или иной буквы помогает создать у детей большую заинтересованность, узнать новую букву. С любой буквой можно поговорить через слова, которые начинаются с этой самой буквы. Старших дошкольников это очень увлекает.

По окончании работы над буквой русского алфавита следует использовать различные виды восприятия:

  • Слухового (звук данной буквы);
  • Зрительного (конфигурация);
  • Осязательного (разная шероховатость от использования различных материалов).

Образ буквы при этом является как бы стержнем воспитательно-образовательного процесса, построенного на интеграции всех областей, в основе которого лежит образовательный блок ПОЗНАНИЕ.

Данные приемы позволяют включать в воспитательный процесс необычные средства, которые будут развивать детскую фантазию, воображение, будут устранять отрицательные эмоции.

Предложенная совместная деятельность способствует обретению уверенности в своих возможностях, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарит детям новую широкую гамму ощущений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку» Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.Задачи:Образовательные: Расширять знания детей в...

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли…

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли на полянку игр пришли» Цель: • Доставить радость детям. • Развивать двигательно-активные виды...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Читайте также

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье»

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье» Цель: формировать у детей понимание о необходимости соблюдения правил здоровьесбережения. Задачи: Уточнить и расширить представление о...

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в…

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»