«Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненное сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельности принятия образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, речью, пением и т.п.). (Д.Б.Эльконин, И.Г.Вечканова). Ребенок формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробуя себя в разных ролях. В ней ребенок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, которых облегчает ему вхождение в жизнь. В театрализованной игре в эмоционально комфортных условиях моделируется социальное отношение с взрослыми и природным миром, положение ребенка в семье, в кругу своих сверстников. Игра помогает ребенку обогащать словарь новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивать интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

В современном мире актуальна проблема воспитания и развития творческой личности. И сейчас больше внимания стали уделять проблему помощи детям с ограниченными возможностями. Одна из важнейших задач коррекционной педагогики – повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. И одной из видов творческих игр является игра театрализация. Театрализованные игры играют важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития подготовки детей с нарушением интеллекта к жизни. Проведение театрализованных игр в детском саду позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи:

  • Развивать точность координацию движений
  • Развивать речевые и неречевые средства общения
  • Развивать эмоционально-волевую деятельность

Особенно это важно в работе разной степени детей с нарушением интеллекта, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-волевой сферы, когда педагогам необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении, особенно детей с тяжелой степенью умственной отсталости и детей с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Такие дети имеют скудный запас знаний о социальном и природном мире, поэтому не владеют правилами взаимодействия с ним. У таких детей отмечается слабо дифференцированное эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым. Можно сделать вывод, что детей с нарушением интеллекта имеют неустойчивое внимание, плохая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности в ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, не четкая дифференцированность словаря, а значит, такие дети склонны к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быстро утомляются, не хватает внимания сосредоточенности.

Работа c детьми с нарушением интеллекта, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии осуществляются следующем направлении:

  • Знакомство с окружающим миром с целью формирования образов-представлений о моделируемых объектах и отражения в их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в последующей игре;
  • Формирование познавательных действий и ориентировки пространстве: 1)реальном - на основе предметно-игровой деятельности; 2)отражение в различных знаках- с предметами – заместителями в ходе игровой, предметно-практической, элементарно трудовой деятельности;
  • Обучение принятию игрового образа, роли:1) восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за тем, как педагог заменяет реальное поведение игровым; 2) освоение действий с различными игрушками в ходе режиссерских игр; 3) взаимодействие персонажей в режиссерских играх и играх драматизации;
  • Развитие психомоторики, обусловливающей точность выполнения задуманного действия, модели: 1) освоение крупных движений тела, действий с реальными предметами; 2) движения с предметами-заместителями; 3) движение с условными изображениями и отдельными деталями костюма;
  • Развитие мелкой моторики рук, осуществляющееся в ходе управления различными куклами, переодевания и действий с воображаемыми предметами;
  • Овладение различными средствами межличностного общения и развитие функций речи: 1) согласование со словами педагога; 2) произнесение отдельных реплик персонажей в ходе театрализованных игр; 3) освоение интонирования речи в ходе образных игр.

Таким образом, происходит развитие важных функций: подготовка театрализации и процесс игровой деятельности. Чтобы решить все эти функции в театрализованной игре, нам помогает в работе с детьми нарушением интеллекта комплексный подход, который тесно взаимосвязанный с занятиями по разделам программы (ознакомление с окружающим миром и художественной литературой; развитие речи и музыкальное воспитание и т.д.) Комплектность таких занятий достигает взаимодействие согласованность в работе с педагогами, которые знакомят с методами и приемами театрализованной деятельности. В своей работе, мы педагоги, считаем особой задачей развитие гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, пробуждение их интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей, а также к сверстникам как партнерам по совместной деятельности.

В театрализованной игре детей с нарушением интеллекта социальные отношения моделируются в эмоциональных комфортных условиях, отражающие общение с людьми и природным миром, положение ребенка в семье, в кругу сверстников и взрослых. В результате этого дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Особое внимание уделяется познавательного общения взрослого и детьми, а также сверстников между собой, поскольку такие дети не могут и не стремятся продуктивно взаимодействовать с окружающим.

Например, игра с куклой или переодевание, в перевоплощение в игровой персонаж используется прием для знакомства с детьми детей друг с другом, а также для создания игровой мотивации. Приобщение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывается более эффективным, чем прямое общение. Если ребенок проявляет интерес и желание ответить сам за животного, то стараемся поощрять эти попытки. Поначалу дети наблюдают за тем, как действует с игрушкой взрослый, а затем они самостоятельно учатся взаимодействовать с ней. Постепенно, по мере овладения элементами театрализованной игры, дети начинают выступать от имени персонажа. Они благодарят сверстников, обращаются друг к другу, хвалят друг друга. Таким образом, дети овладевают возможными способами невербального общения: учатся привлекать внимание партнера выражать заинтересованность в общении и игре с ним жестами, мимикой и т.д. Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что манипулирование взрослым куклой делает возможным телесный контакт, прикосновения, что очень важно для детей, испытывающих страхи при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации. В результате такой формы установления контакта, дети начинают воспринимать взрослого как «друга». Ребенок привыкает к тому, что взрослый «ведет» его, изменяя его движения. У него возникает доверие к педагогу, чувство общности с ним, интерес занятия с взрослым. И дети учатся активно улыбаться, смотреть в глаза педагогу. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдая друг за другом, стараются лучше сыграть роль. В своей работе мы, педагоги используем аудиозаписи для образных театрализованных игр. Музыка помогает детям имитировать движения персонажей, подчеркивать характер героев, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движение в свою очередь помогает детям повышать активность речедвигательного анализатора, «балансирует» процессы возбуждения и торможения.

Использование театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать способность к состраданию, сопереживанию. Активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.


Литература:

  1. О. А. Гнедова, Л.Е.Майдонюк «Театрализация сказок в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками». Санк - Пет. «Детство Пресс» 2007г.
  2. А. Н. Брызгалова, М.А.Калиновская «Театрально – игровая деятельность дошкольников». Минск «Изд.Юнипресс» 2006г.
  3. М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» (Театрализованные развлечения) М. «Сфера» 2008г.
  4. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» М., «Аркти»1999г.
  5. А. В. Запорожец «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» М.,2001г.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в…

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в средней группе на тему «Золотая осень» Цель: Освоение техники обрывной аппликации (разрывание...

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный мир» Данное мероприятие будет полезно для педагогов, при проведении праздников и развлечений с...

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...

Читайте также

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево» Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством...

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...