Познавательное развитие у детей с нарушением зрения в интегрированной непосредственно образовательной деятельности
Перед государством, школой, дошкольными учреждениями и родителями стоит задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, но и здоровым, крепким человеком, и обязательно! - инициативным, думающим, умеющим решать различные задачи. Поэтому в настоящее время в детском саду в специализированной группе для детей со зрительными патологиями большое внимание уделяется логико - математической деятельности, так как при нарушении зрительных функций у детей ослабляются психические процессы (внимание, память, мышление, речь).
Точка зрения: «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более, завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, а отнюдь не только математикам.
Математическая подготовка в дошкольном учреждении предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, развитие логического мышления. В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Дидактические игры являются одним из эффективных средств развития зрительного восприятия, упражнения зрительных функций у детей с нарушением зрения. В предлагаемых детям заданиях комплексно решаются общеобразовательные и коррекционные задачи, так как специально организованное обучение направлено на развитие зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения детьми предметно-практических действий, на дифференциацию различных признаков и свойств объектов окружающей действительности, что в основе своей служит упражнению, активизации и восстановлению зрения. Так, например, упражнения на выделение формы, цвета, величины предметов и их изображений, использование раздаточного и демонстрационного материала определенного размера и цвета в соответствии со зрительной нагрузкой (при дальнозоркости применяются пособия мелкого размера, при близорукости - более крупного размера) совершенствуют цветовое восприятие, тренируют амблиопичный глаз. При обучении правильному различению геометрических форм происходит развитие и тренировка зрительной памяти. Это игры: «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Игры с обручами», «Где, чей дом?», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру», «Найди предмет, отличающийся от других» и т. д.
Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарного логического мышления реализуется через интеграцию различных видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной. В образовательной деятельности обязательно используются игры логического содержания, так как они помогают воспитывать у детей познавательный интерес, желание и умение учиться способствуют исследовательскому и творческому поиску.
Включение в образовательную деятельность по развитию логико – математического мышления двигательно игровой деятельности помогает эффективно развивать у детей подвижность, выразительность, эстетику движений, свободу, самостоятельность, эмоциональную сферу психики и позволяет успешно развивать творческий потенциал дошкольников, использовать полученные знания в повседневной жизни и в необычных ситуациях
На занятиях кроме традиционных методов обучения широко применяются следующие интерактивные методы:
а) метод творческих заданий;
б) метод проблемно-поисковых задач;
в) метод активного наблюдения.
Применение новых принципов и приемов позволяет повысить мотивацию детей во время двигательно – игровой деятельности, способствует формированию умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
К работе прилагается: Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности: «В стране геометрических фигур». («Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка»)
Литература:
1. Е. А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. «Акцидент», Санкт-Петербург. 1997г.
2. С.И. Агеева. Обучение с увлечением. «Лайда», Москва. 1995
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в…
Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в средней группе на тему «Золотая осень» Цель: Освоение техники обрывной аппликации (разрывание...
Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в…
Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный мир» Данное мероприятие будет полезно для педагогов, при проведении праздников и развлечений с...
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...