Моделирование в развитии связной речи старших дошкольников на основе природоведческого материала

Сегодня уже стали привычными высказывания о необходимости развития общеучебных навыков или универсальных учебных действий, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают (Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика обследования развития речи дошкольников. – М.:1997) хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её. Особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, умение рассуждать логически, делать умозаключения, устанавливать понятия, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Ребенок изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей дошкольного возраста, в силу того, что диалог является для него естественной формой речи. Развитие умений диалогической речи как части связной речи является важнейшей задачей педагога дошкольного учреждения.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем рядом с взрослым и с книгой в живом окружении. Вследствие этого речевые возможности детей ограничены. Это наглядно видно при поступлении детей в школу. Рассказы детей зачастую бедны той речевой окраски, которая характерна для развития связной речи. Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.   Возникает противоречие между необходимостью и несомненным преимуществом использования моделей в речевом развитии детей дошкольного возраста и недостаточной обеспеченностью педагогов методическими разработками.

Выделенное противоречие указывает на проблему создания комплексной методики обучения связным рассказам, когда изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, опираясь на творческие наработки детских садов, а именно, используя метод моделирования, педагог сможет организовать такую речевую деятельность, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, инициативность, рефлексия, самостоятельность в оценке и связность в суждениях, способность логически мыслить, устанавливать понятия

Графическое моделирование неоднократно использовалось в психологических исследованиях под руководством А.А. Венгер, где было доказано, что моделирование положительно влияет на развитие продуктивной и интеллектуальной деятельности.

В работах С.Н. Николаевой говорится о необходимости использования метода моделирования в процессе формирования системных знаний о природе у дошкольников. Уже с младшей группы детям предлагалось понаблюдать за состоянием погоды и соотнести увиденное с простейшим графическим изображением (календарь погоды), в старших группах работа усложняется, идёт в системе. Эти идеи нашли отражение в работах Н.А. Рыжовой, Г.А. Воронкевич.

В исследовательских работах по использованию метода моделирования в экологическом образовании такие педагоги как Л.Н. Николаева и Р.Ю. Белоусова указывают, что данный метод обеспечивает усвоение детьми старшего дошкольного возраста знаний об особенностях объектов природы, их структуры, связях и отношениях между ними.

Модельные представления позволяют ребенку выделять в образном плане те свойства действительности, которые существенны для решения задачи. Модель, схема фиксируют соотношение частей в предмете, предметов между собой или даже последовательность основных действий, ведущих к достижению цели. Использование модели ориентируют ребенка на понимание структуры мира, что в свою очередь раскрывает перед ним объективную «логику», строение предметов, действий и событий. Построив модельное представление, ребенок тем самым открывает для себя эту «логику». Введение наглядного моделирования в процесс ознакомления детей с миром природы может вести к пониманию ее основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий. Применение наглядных моделей и схем – это верный путь развития умственных способностей ребенка, в процессе которого внешние модели и действия с ними переходят во внутренний план и становятся модельными представлениями, ориентирующими детей в связях и отношениях действительности.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Детям старшего дошкольного возраста свойственен высокий уровень сравнения,

умение пользоваться сравнением при овладении новыми знаниями. Дети этого возраста способны устанавливать уже не единичные связи и зависимости, а глубинные, требующие достаточно сложных мыслительных операций, речевых высказываний. Знания в этом возрасте приобретают характер понятий, а понятия – это одна из форм мышления, как и суждение и умозаключение. Это показывает педагогическая деятельность. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи - рассуждения; объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, а также сочинение рассказов по картине, к серии сюжетных картинок, схемам.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Однако особый интерес вызывают последние, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагогов. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства. Старшие дошкольники хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. Они очень разговорчивы.

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации - просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса), так как они, как и звуки, являются "строительным материалом" устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают интонациях голоса взрослых ласку, строгость. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.

Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом незаконченные интонации смысловых отрезков распространенного предложения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Лучшим материалом для показа таких интонаций являются стихи и сказки классиков русской литературы.

Старшие дошкольники располагают большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Согласно периодизации А.Н. Гвоздева, в возрасте пяти - шести лет продолжается третий период формирования грамматического строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованием звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов) и так далее. В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например, вошел - зашел, пришел - подошел (А.Н. Гвоздев Формирование грамматического строя языка русского ребенка, с.-123).

Все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. Пятилетние дети готовы использовать данную форму речи и психологически, так как на более высокий уровень поднялось умение общаться со сверстниками: появилась ролевая игра - мощный стимул развития речи. Приготовление к игре, распределение ролей, придумывание сюжета по ходу игры, исполнения своей роли - все это требует умения говорить. Надо отметить, что на всех перечисленных этапах игры, прежде всего, пригодится диалогическая речь как одна из форм связной речи. Ученые, занимающиеся изучением особенностей развития связной речи, выделяют две формы речи - ситуативную и контекстную. К концу дошкольного возраста обе эти формы сосуществуют, и ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от задач и условий общения. Ситуативная речь используется в рассказах на темы своего быта, при пересказах текстов с использованием картинок. Опора на словесный образец при пересказе дает возможность развиваться контекстной форме речи. Переход к контекстной форме речи связан с овладением грамматическим строем языка и накоплением словарного запаса. Пятилетние дети, усвоившие практически грамматику родного языка, имеющие достаточный лексический запас, получают возможность строить связные высказывания, пользуясь предложениями как единицами языка.

Таким образом, наиболее яркой характеристикой старшего дошкольного возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи.

В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию связной речи отводятся на второй план. Таким образом, задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса, то есть проявляли интерес, самостоятельность.

Целенаправленное использование метода моделирования в речевом развитии детей активизирует не только познавательную деятельность, но и способствует активному развитию у них логического мышления, умение оперировать понятиями и символикой, представлять условие и решение задачи в различных видах: таблицах, графиках, схемах, изучать условные выражения и условные операторы языка. Следует констатировать, что очень часто творческие наработки дошкольных образовательных учреждений остаются достоянием их собственных творческих коллективов. Ведь тем, кто только начинает работу в этом направлении, важно опираться на опыт своих единомышленников.

На данный момент отмечается, что схемы и модели на занятиях по развитию связной речи используются крайне редко. Количество наглядных пособий и методического материала по данному вопросу недостаточно, а также как показывает практика, мало представлено материала по развитию у детей - дошкольников связных логических действий. В связи с этим мы предлагаем свою систему работы по обучению детей методу моделирования, решая при этом немаловажную задачу по развитию связной речи старших дошкольников.

На 1 этапе своей работы с детьми были организованы коллективные экскурсии, где целью являлось знакомство с многообразием природного мира, уточнение и расширение представлений детей о сезонных приспособлениях живых организмов к среде обитания.

Наблюдение. На экскурсии по парку рассматриваем бабочку, стрекозу, жука, сравниваем по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходства и различия. Вспоминая во время беседы проведённую экскурсию предлагалось задание: отобрать модели насекомых, обосновать свой выбор по модели, т.е. анализировали конкретные признаки. На последних занятиях задание усложняется: отбор моделей-схем с изображением насекомых: прыгающих, бегающих, летающих, обосновать свой выбор.

После обследования объектов и явлений природы переводим полученный материал на знаково-символический язык, показывая способ изображения строения растений, деревьев, кустарников и т.д., работа с моделями вызывает неподдельный интерес у детей. На 2 этапе нашей работы ставилась цель: перевод изученного материала на знаково-символический язык, который осуществляется вещественными и графическими средствами. Важной задачей на этом этапе является обучение приёмам изображения знаков и символов.

В работе используются модели: зверей, птиц, насекомых, рыб, где в определённой последовательности описываются и отражаются графически.

Моделирование позволяет составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных. Формируются предпосылки учебной деятельности. Здесь важно отметить, с каким удовольствием, интересом дети взялись за изображение знаков и символов, поскольку ребенку легче излагать свои мысли, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому работу мы строили с учетом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении – залог успешного результата деятельности всех ее участников. На данном этапе использовались такие приёмы как: объяснение, пояснение, показ способов изображения и символов, эвристические беседы, в ходе которых дети, рассуждая, выясняют, что может произойти, если убрать какое-либо звено в экосистеме (если вырубить деревья в лесу – погибнут тенелюбивые растения, исчезнут насекомые, улетят птицы), обсуждается положительное и отрицательное взаимодействие человека с природой, устанавливаются взаимосвязи и причинно-следственные связи, формируется система знаний. В результате дети постигают идею о целостности мира природы, о необходимости разумного и гуманного общения человека с природой.

На следующем 3 этапе модели вошли в разные виды деятельности. Совместно с детьми изготавливается экологический альбом, где ребята помещают свои рисунки любимых животных, птиц, растений, составляют модели природных явлений, рассказы животного о своих проблемах. Составляется карта-схема экологической тропы с нанесением маршрута и всех её объектов с цифрами и рисунками-символами. В уголке природы создаются все необходимые условия для повторения опытов, закрепления способов действия с объектами живой и неживой природы, для установления сходств потребностей растений и людей.

Таким образом, решаются поставленные задачи: учим понимать язык символов через работу с моделями и потребности растений, развиваем связную речь, логику детей, способность делать собственные выводы, развиваем мышление, логические действия,

В ходе заключительного 4 этапа ребёнок сравнивает два объекта между собой по модели, учиться выделять признаки сходства и различия в реальности, обозначать и составлять рассказы, что способствует развитию речи и обогащению словарного запаса об условиях жизни, потребностях живых организмов, организовывать разные игры, помогающие усвоить в процессе их обыгрывания разные среды обитания, особенности строения животных, их повадки и другое.

Благодаря работе с моделями, дети учатся анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. У детей активизируются мыслительные процессы, психические процессы: память, внимание, мышление, развивается логика, происходит развитие связной речи.

Наблюдения за детьми показали: введение схем для повествовательных рассказов обогащает речь каждого ребенка индивидуальностью, неповторимостью. Рассказы получаются творческими. Схемы для повествовательных рассказов развивают фантазию, воображение. Мы заметили, что схема-план рассказа, с одной стороны - оставляет свободу воображения у ребенка, а с другой стороны - более четко направляет его.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать…

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено» Улица полна неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие…

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательный интерес детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей...

Читайте также

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе Актуальность: темы заключается в том, чтобы помочь детям получить более широкие знания о труде...

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...

Как правильно обучить дошкольников ПДД

Как правильно обучить дошкольников ПДД Обучение детей правилам дорожного движения остается одной из важнейших задач дошкольного воспитания и образования. С каждым...