Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма
«Правила дорожные всем знать положено»

Улица полна неожиданностей и опасностей

Выходя на улицу,

Приготовь заранее,

Вежливость и сдержанность,

А главное, внимание!

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы - как организационных, так и методических, и образовательных. Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Актуальность

Тема безопасности дорожного движения жизненно необходима для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов за 4 месяца 2018 года на территории Саратовской области было зарегистрировано 62 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних. Об этом информирует региональная Госавтоинспекция. В ДТП пострадали 65 детей, четверо погибли. Получившие смертельные травмы несовершеннолетние являлись пассажирами. 
Отмечается, что 24 происшествия случились с участием детей-пешеходов, причем в 13 случаях они произошли на переходах по вине водителей транспортных средств. 
Напомним, 16 мая в различных районах облцентра автомобилисты в течение часа сбили 3 детей- 4-летнего малыша и 12-летних девочку и мальчика. Все они переходили дорогу по «зебре», при этом младший ребенок и школьница - в сопровождении взрослых.
УГИБДД также уточняет, что с 10 мая по 15 июня в регионе проводится операция «Внимание, школьные каникулы!», в ходе которой инспекторы уделят большое внимание профилактике ДТП с детьми.

Таким образом, знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

В нашей дошкольной группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально - волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников. Специальное оборудование делает занятия ПДД не только полезными, но и максимально интересными, позволяет организовывать обучающие игры и прорабатывать различные дорожные ситуации на практике. С помощью уменьшенных копий дорожных знаков, объемных макетов и моделей делать это гораздо интересней и удобней.

Исходя из вышесказанного, нами были разработан методический проект по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста. Мероприятия по данному направлению работы реализуются через культурно - досуговую деятельность, через все виды деятельности, в режимных моментах и самостоятельной деятельности.

Цель работы: систематизация опыта педагогической работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения

Задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме работы;

2) рассмотреть возрастные и психофизиологические особенности поведения дошкольников на дорогах;

3) рассмотреть приёмы, методы и способы формирования безопасного поведения дошкольников на дорогах с помощью современных средств.

Методы работы: анализ литературы, изучение передового педагогического опыта, синтез, обобщение.

Возрастные и психофизиологические особенности поведения дошкольников на дорогах

Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Понятие «дети» употребляется в ПДД только в пунктах, где речь идет о движении организованных групп детей и их перевозке. Поэтому применительно к дошкольникам обязанности пешеходов и пассажиров должны быть изложены доступно и понятно. Дети не могут самостоятельно действовать в опасных дорожных ситуациях, опираясь только на личный опыт, ибо это, как правило, и приводит к несчастным случаям.

Следовательно, у дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать, информировать навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Формирование навыков дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо, с однойстороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенныхв ПДД, а с другой - творческий поиск педагога вместе с воспитанниками выходов из сложных и опасных ситуаций.

Решение этой задачи возможно при изучении ивыполнении перечня правильных действий и соблюдения требований, обеспечивающих безопасность детей дошкольного возраста.

Процесс формирования навыков безопасного поведения на дорогах состоит из трех видов деятельности:

- формирование теоретических знаний (вербальная информации, излагаемая педагогом);

- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий
в учебных книжках-тетрадях);

- практическая отработка координации движений в играх-упражнениях
(вводных, групповых, индивидуальных), умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

ООД имеет практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Дошкольники должны быть заинтересованы научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах. А для этого ООД должна быть непрерывной, систематической (по тематическим планам), регулярной (без пропусков или замен), построенной на учете уровня психического и физического развития детей.

Развитие познавательных процессов у дошкольников зависит от их возраста:

Так, для 5-6-летних детей много значит эмоциональное восприятие, которое сводится к узнаванию и называнию формы и цвета объектов и предметов. Чтобы привлечь внимание дошкольников к иллюстрациям подорожной тематики, они должны быть яркими, красочными, способными оживить образное мышление.

Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, другие, наоборот, лучше усваивают зрением, с удовольствием разглядывают рисунки. Многие вообще не могут долго сидеть на одном месте, им надо двигаться, походить по группе, посмотреть все, что их интересует.

В этом возрасте внимание неустойчиво. Дети легко отвлекаются, обращают внимание на интересное, необычное (непроизвольное внимание). Дошкольники средней группы не имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому важно использовать разнообразные методы обучения: рассказ, объяснение, самостоятельную работу с учебной книжкой-тетрадью, игру, экскурсию.

Воображение у детей статично, они не видит изменений и взаимосвязи между картинками и реальными объектами и предметами. Используя приемы последовательного осмотра предметов, явлений, выделяя их признаки (форма, цвет, размер и т.д.), можно постепенно синтезировать восприятие с вниманием и мышлением. Целью занятий должно быть формирование и развитие у детей произвольного внимания. При достаточно развитом внимании можно говорить о наблюдательности как свойстве личности, необходимом для безопасного поведения на улицах и дорогах.

От 5-6-летних детей нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в коем случае нельзя перегружать их непонятной дорожной информацией. Самоконтроль запоминания происходит пока только на уровне узнавания. Дети видят знакомые картинки (дорожные знаки, дорогу и т.д.), и им кажется, что они все знают и запомнили. На самом деле необходимо формировать у них приемыосмысленного запоминания (делить материал на смысловыеединицы, проводить тренировку и сопоставление), а также приемы проведения, распределенного во времени самоконтроля запоминания.

У дошкольников средней возрастной группы непроизвольное запоминание эффективнее произвольного. Вместо увеличения объема знаний, следует обращать внимание на точность понятий, которыми они пользуются. Дошкольники уже способны к некоторым обобщениям, поэтому важно учить их объединять знакомые предметы в категории. Например, автомобиль, автобус, трамвай и т.п. можно определить одним понятием - транспорт. При этом следует иметь в виду, что знания у дошкольников средней возрастной группы всегда связаны с речью: они знают только то, что могут объяснить своими словами.

В дошкольной группе дети усваивают стереотипы безопасного поведения, которые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изучаемым на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкретных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также индивидуальностью личности ребенка.

Эффективность формирования навыков безопасного поведения состоит именно в том, чтобы дошкольники не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зон, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта.

Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные в конечном счете на сохранение их жизни и здоровья. Если запретов много, ребенок неизбежно станет их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно».

Дошкольники очень подвижны, для них разработала специальные упражнения, дидактические и ролевые игры для поддержания мышечного тонуса, отработки внимания, наблюдательности, произвольных действий, развитии двигательной координации.

У детей 7-летнего возраста произвольное внимание развито гораздо лучше. Умение направлять внимание нате объекты и предметы, на которые указывает педагог, уже сформировано, приобретено. В формировании произвольного внимания важны четкая внешняя организация действий ребенка, показ ему образцов, с помощью которых он может управлять своим сознанием.

Эффективность запоминания словесных выражений у 7-летних детей даже выше, чем наглядных рисунков, плакатов. Это объясняется интенсивным формированием приемов осмысленного запоминания дорожной лексики. Вместе с тем, важное значение имеет удержание в памяти наглядных образов, потому на занятиях приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно использовать применительно к словесной и наглядной информации по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Воображение у дошкольников старшей возрастной группы развивается с ростом числа признаков и свойств образов, которые они представляют мысленно. Более полно и конкретно 7-летние дети воссоздают картину дорожной ситуации, в которой есть элементы взаимосвязи действий, объектов и предметов дорожной среды. Конкретность мышления отчетливо проявляется, когда дошкольники встречаются с новой, необычной задачей. Ребенку трудно отделить слово от предмета, и мышление носит характер короткого замыкания, когда от заданного вопроса он делает прямой вывод к ответу, не задумываясь об условиях, которые надо сопоставить.

При работе со старшими дошкольниками я раскрываю связь между отдельными элементами реальной дорожной среды и словесными понятиями. Детям скучно и неинтересно заниматься тем, что им непонятно и трудно, они быстро отвлекаются от занятий.

Большую роль в формировании играет речь ребенка. Он рассуждает и критически оценивает неправильные действия, поступки персонажей из сюжетных картинок. Надо развивать речь как средство познания окружающего мира, побуждать дошкольников чаще задавать вопросы и передавать речью то, что они видели на улицах и дорогах.

Таким образом, формируя у дошкольников навыки безопасного поведения на дорогах, необходимо учитывать возрастные особенности восприятиями материала, учитывая неравномерность психического и физического развития детей 5-7-летнего возраста.

Методы формирования безопасного поведения на дорогах у дошкольников

Метод - это состав деятельности педагога, направленный на решение поставленных образовательных задач.

При работе с дошкольниками мы используем следующие устные методы изложения: рассказ, рассказ-объяснение и беседа.

К рассказу обращаемся, когда нужно сообщить новые знания, факты, события, т.е. то, что дошкольники не могут наблюдать непосредственно. Например, исторические справки подорожной тематике. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков.

Рассказ-объяснение применяется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.), В рассказе-объяснении постоянно дается установку на необходимость видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Так, наблюдая происходящее на улице и дороге, ребенок может выделить все основные признаки предметов (а не только их цвет, величину), т.е. представить всю картину, событие. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.

Ребенок умеет отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной дорожной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном случае.

Рассказ-объяснение используется для совместного с детьми поиска новых знаний, связанных с прежним опытом. Так, если ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению, надо учить его видеть в автобусе, трамвае, грузовой машине нечто общее. Сначала ребенок только «узнает в лицо» отдельности каждую машину. Поэтому важно рассмотреть, сделать анализ этих предметов. Задача педагога - выделить их существенные признаки. В данном случае это не цвет и величина, а назначение предмета и способ его движения. Анализируя эти признаки, можно сформировать их общее определение - «транспорт». Зная этот термин, дошкольники получают опору для восприятия предметов категориями и начинают относить новые предметы и образования к тем или иным понятиям.

Беседа. Этот метод используется, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт дошкольников, они подводятся с помощью вопросов к пониманию нового материала, углубляются и развиваются их знания, умения и навыки.

Если умело ставить вопрос, он побуждает детей вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы - диалог между мной и дошкольниками, он активизирует их мышление.

В беседе необходимо поддерживать постоянный контакт с дошкольниками. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные - комментировать, поправлять. Можно предложить каждому ребенку самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других детей.

Так, если ребенка спросить, что нарисовано на картинке, он перечислит изображенные предметы. Но можно задать вопрос иначе: «Что делают пешеходы и водители на картинке?» Мысль ребенка направляется на установление связей, действий между ними. Если попросить дошкольника придумать название картинке, задача усложнится. Дошкольник сопоставляет предметы и их признаки между собой, определяет главное в сюжете и придумывает название.

Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют мои установки на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого света светофора как безопасного, красного - как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо).

Работа с учебной книжкой-тетрадью. Это самостоятельная работа дошкольников. Они изучают сюжетные картинки и рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.

В книжке-тетради есть сюжетные картинки и рисунки опасных ситуаций, светофоров, дорог, перекрестков, дорожных знаков и т.д. По ходу занятий педагог обращает внимание на эти иллюстрации. При этом важно учить осознавать отличительные признаки предметов (автомобиль или автобус).

Рассматривая иллюстрации и слушая мой рассказ, дети расширяют личные наблюдения за реальным дорожным движением. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира. Просим детей объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в дорожной среде. То есть дошкольников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.

Самостоятельная работа с книжкой-тетрадью, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.

Игры нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. Наиболее эффективно проводить данную работу в автогородке (на участке). При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира) у дошкольников развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью. Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная моя поддержка и участников игры.

Экскурсия. Она проводится для ознакомления с дорожной средой и закрепления учебного материала. Я обращаю внимание детей на опасные места вокруг детского сада, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменении дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры ит.д. На экскурсии дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умении, навыков и привычек.

Таким образом, при формировании у дошкольников безопасного поведения на дорогах реализуются наиболее эффективные методы обучения.

Содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД дошкольников

1 младшая группа

На 3-м году жизни дети могут ориентироваться лишь в привычной для них обстановке. В пределах групповой комнаты они усваивают понятия «близко - далеко», «низко - высоко», «большой - маленький». Поэтому в работе с детьми 1 младшей группы важное значение имеет дальнейшее формирование пространственной ориентировки. Начинать целесообразно на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол). В течение года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различными видами транспорта (в зависимости от окружающих условий). Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе должны быть книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Воспитатель учит детей правильно отвечать на вопросы: «Какие машины едут», «Кто управляет автомобилем». Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости». В играх у детей закрепляются представления о направлении «вперед - назад».

2 младшая группа

С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину. Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам. На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)». Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями. Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами. Учитывая односложности ответов детей данного возраста воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка. Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

Средняя группа

С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок. Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии. С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений о транспорте на целевых занятиях проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины. Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «часть», «одностороннее» и «двустороннее движение», «пешеход», «подземный» и «наземный» переход.

Старшая группа

В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров: - пешеходам разрешается ходить только по тротуару; - идти следует по правой стороне тротуара; - пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода; - при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо; - пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке; - пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки; - в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Подготовительная группа

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать. Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой.

В итоге формирования правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте дети среднего дошкольного возраста должны знать :

  • опасные места вокруг детского сада, дома, на улицах и дорогах;
  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах и т.п.;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Правила:

  • перехода проезжей части дороги по сигналам светофора;
  • перехода проезжей части дороги по пешеходным переходам;
  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоровв зоне видимости;
  • воздержания от перехода дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части с взрослыми);
  • движения группы детей в сопровождении взрослых;
  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь свзрослыми;
  • безопасного поведения проезд на велосипеде и возраст, с которого возможно выезжать на улицы и дороги.

Дошкольники среднего возраста должны уметь:

  • Переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Дошкольники старшего возраста, кроме перечисленного выше, должны знать правила:

  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

Дошкольники старшего возраста должны уметь:

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • ориентироваться в дорожной обстановке;
  • не выходить из-за препятствии и сооружений;
  • не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

-дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.

Дошкольники подготовительной группы, кроме перечисленного выше, должны знать:

-что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Правила:

  • перехода проезжей частя дороги с двусторонним и односторонним движением;
  • перехода проезжей части дороги при высадке из маршрутного транспорта;
  • перехода железной дороги,

Дошкольники подготовительной группы должны уметь:

- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе проезжей части дороги с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

  • переходить железнодорожные пути;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • осуществлять посадку к высадку из маршрутного транспорта.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у дошкольников:

  • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
  • познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
  • понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных Действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать.

Так как по статистике наиболее часто в дорожно-транспортные происшествия попадают дошкольники старшего дошкольного возраста, приведем систему работы по формированию у них навыков поведения на дороге. Описанная система разработана Е.А. Козловской. Она может использоваться в процессе ООД.

Большое место необходимо уделять практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.
Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных в процессе непосредственно образовательной и игровой деятельности. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (3-4 лет) (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Программа целевых прогулок в средней группе (4-5 лет) становится более широкой. Проводятся они также один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.

В старшей группе (5-6 лет) целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках в подготовительной к школе группе (6-7 лет) (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа:

- знакомство с улицей;

- наблюдение за работой светофора;

- наблюдение за транспортом;

- пешеходный переход.

Средняя группа:

- знакомство с улицей;

- ваша улица;

- сравнение легкового и грузового автомобилей;

- наблюдение за светофором.

Старшая группа:

- улица;

- правила поведения на улице;

- наблюдение за транспортом;

- прогулка пешехода;

- переход;

- перекресток;

- наблюдение за работой светофора;

- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

- прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа:

- улицы и перекрестки;

- правила дорожного движения;

- наблюдение за работой светофора;

- наблюдение за движением машин и работой водителя;

- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

- значение дорожных знаков;

- знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;

- пешеходный переход (подземный и наземный);

- островок безопасности.

Создание предметно – пространственной развивающей образовательная среды.
Для реализации поставленной цели и задач мы обратили особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
- трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;
- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.
- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Нами накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.
За основу используется следующая методическая литература: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста; Степаненкова Э.Я; о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. сада; Шорыгина Т.А. Осторожные сказки и др. Так же нами разработан перспективный план обучения детей ПДД.

Педагогические технологии.
Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе мы используем следующие технологии:
- целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических видов деятельности;
- теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); 
- проектной деятельности; 
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникационные технологии.
Подробней остановлюсь на технологии проектной деятельности
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Нами были реализованы следующие проекты: «Маленький пешеход в городе», «Светофор – наш верный друг», «Безопасность детей на дорогах», «Автомобили буквально все заполонили». 

Организация работы по безопасному поведению на улицах и

дорогах с родителями дошкольников

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов. Поэтому мы используем следующие формы: 
- консультации в виде информационных карт и ссылок на интернет ресурсы, которые я выставляю на странице организации.
- совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, в которой родители оказывают помощь в подготовке практического материала для центра «ПДД»;
- беседы, раздача буклетов;
- демонстрации видео роликов;
- папки-передвижки.

Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортное происшествие с участием дошкольников, привожу конкретные примеры с указанием названий улиц, где оно случилось, раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.

В беседах рассматриваем вопросы об опасностях по дороге в детский сад, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.

С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия детьми дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице.

 При проведении занятий с родителями обращаем их внимание на типичные ошибки в поведении дошкольников на улице:

  • самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;
  • самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;
  • неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;
  • ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
  • самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;
  • неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др.

Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием дошкольников происходит также в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за маленького роста бывают не видны водителям. Поэтому родители учат детей быть максимально внимательными на улице.

Большое число ДТП с участием детей-пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят их в автомобилях на переднем сиденье, не пристегивая ремнями безопасности.

Таким образом, работа с родителями является частью системы формирования безопасного поведения дошкольников на дороге.

Заключение

Анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод о том, что в процессе формирования навыков безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста акцент делается на безопасное поведение детей. На особенности психических процессов ребенка восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции.

Формируя у дошкольников навыки безопасного поведения на дорогах, учитываю возрастные особенности восприятия, ими материала, учитываю неравномерность психического и физического развития детей 5-7-летнего возраста, занятия проводим на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному, реализуя основные методы обучения.

Так как по статистике наиболее часто в дорожно-транспортные происшествия попадают дошкольники подготовительной группы, приведена система работы по формированию у них безопасного поведения на дороге. Описанная система разработана Е.А. Козловской.

Одной из важных составляющих системы работы по формированию безопасного поведения дошкольников на дорогах является работа с родителями. В ДОУ предлагаются три формы работы с родителями: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входит в группу риска.

Материал данной работы может быть использован при подготовке ООД по формированию безопасного поведения на дорогах.

Список литературы

  1. Гончарова, Л.М. Правила дорожного движения для дошкольников [Текст] / Л.М. Гончарова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 251 с.
  2. Дереклеева, Н.И. Азбука дорожного движения [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М: Знания, 2010. - 346с.
  3. Дорожная безопасность: обучение и воспитание дошкольника [Текст]: учеб. – методич. пособие / Под ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Третий Рим, 2010. – 88 с.
  4. Ковалева, Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников [Текст] / Н.В. Ковалева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 160с.
  5. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или дошкольник вышел на улицу [Текст] / В.И. Ковалько. - М: Вако, 2010. - 191с.
  6. Козловская, Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] / Е.А. Козловская. – М.: Третий Рим, 2012. – 86с.
  7. Комлева, Л.А. Дети и дорога [Текст] / Л.А. Комлева. – М.: БИНОМ, 2010. – 103с.
  8. Лавлинскова, Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения [Текст] / Е.Ю. Лавлинскова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 237с.
  9. Мельникова, Т.В. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников на дороге [Электронный ресурс] / Т.В. Мельникова. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/580194/.
  10. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения [Текст] / Сост. Зуева Т.Э., Никитина Б.Г.- М.: Академия, 2012. – 93с.
  11. Минич, О.А. Островок безопасности [Текст] / О.А. Минич. - М: Красико-Принт, 2014. - 128с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу»

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу» Действующие лица: - ведущий, Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева – взрослые; - Зайка, Мишка, Волк, Лиса, Белки...

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии Для развития у детей дошкольного возраста таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и...

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Читайте также

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...