Подросток попался в сеть

 

Нет сегодня ни одного родителя, который не без известной доли раздражения периодически не восклицал, обращаясь к своему ребенку-подростку: «Сколько можно сидеть за компьютером?!» и не слышал хорошо знакомый ответ: «Ну еще немножко!» или «Скоро заканчиваю!», или что-нибудь в этом роде. Как относиться к тому, что ваш ребенок готов часами просиживать за компьютером, играть в игры, блуждать по интернету, общаться в социальных сетях или просто плутать по сайтам. Почему этот вид деятельности так притягивает детей? Почему так трудно оторваться? Насколько это полезно или вредно для его психики? Как относиться к тому, что ребенка казалось бы, больше ничего не интересует, кроме этого вида деятельности? Что считать нормой, а что - состоянием зависимости от интернета или, пользуясь современной психологической терминологией, интернет-аддикцией? Какие последствия использования современных технологий мы можем ожидать и как избежать негативных последствий? Попробуем разобраться в этих сложных вопросах.

Если провести небольшой экскурс в прошлое и вспомнить те времена, когда компьютеры были чем-то из разряда фантастики (трудно представить, что это было не так уж и давно) а телевизоры были далеко не в каждой семье (это совсем невозможно представить, но в жизни наших родителей, бабушек и дедушек так и было), главным источником информации, любимым времяпрепровождением детей и подростков было чтение книг. И даже одним из наказаний учителя в школе был временный запрет на получение книг в библиотеке (знаю это из рассказов старшего поколения). Думаю, что если рассказать это нашим детям, они будут крайне удивлены. Кстати, вопрос о том, как приучить ребенка читать художественную литературу и вообще читать, интересует родителей и учителей не меньше, чем тот, который мы обсуждаем в рамках этой статьи. Общение с современными детьми и их родителями демонстрирует нам, что история про наказание в виде лишения возможности читать повторяется, но только уже в современном прочтении. Для нынешнего подростка запрет на использование теперь уже компьютера, а не чтения книг, сродни невыносимым испытаниям.
Так что же происходит с нашими детьми и так ли страшны новые информационные технологии и, в частности, компьютер и интернет? Прежде чем переходить к чему-то более конкретному, к советам и рекомендациям, соблюдая логику изложения, все же рассмотрим некоторые важные теоретические аспекты данной проблемы.
Первый аспект связан с результатами современных исследований психологов по проблемам последствий влияния новых информационных технологий на психику и здоровье детей.
Результаты этих исследований неоднозначны, т.к. сама проблема является сравнительно новой, ее изучением активно стали заниматься начиная примерно с конца 80-х годов прошлого века, в основном это были исследования зарубежных авторов. Условно разделяя медицинский и психологический аспекты нужно сказать, что с точки зрения медиков, и многие это уже «проверили» на практике, длительное сидение за компьютером приводит к проблемам со зрением, к головной боли, проблемам, связанным с тем, что человек длительное время испытывая статическую нагрузку, сидит в неподвижном и однообразном положении - затекают мышцы шеи, спины, ног и др., что снижает и без того низкую физическую активность современного человека. Не изучен до конца и вопрос о том, как влияет излучение, исходящее от компьютера на здоровье человека и многие другие медицинские аспекты. Что же касается психики, то здесь тоже все непросто. Психологи говорят нам о появлении нового вида зависимости (наряду с хорошо известными всем наркотической, алкогольной, игровой, пищевой зависимостями) - интернет-зависимости, или, по-другому, интернет-аддикции.
С точки зрения исследователей этой проблемы, Интернет-зависимость - это такой вид зависимого поведения, при котором процесс пребывания в Интернете затягивает настолько, что человек оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире, предпочитая жить «виртуально». Интернет воспринимается как своеобразный аналог реальности. Человек не нуждается в контактах с окружающим миром, либо эти контакты очень сужены, сведены к минимуму. Он довольствуется жизнью «в сети».
Один из ведущих исследователей этой проблемы К. Янг выделил пять типов Интернет-зависимости, среди которых: пристрастие к работе с компьютером, патологическая привязанность к азартным играм в интернете, к аукционам или электронным покупкам, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, зависимость от сайтов сексуальной тематики. Современные исследователи данной проблемы говорят о том, что интернет как среда по своей природе неоднороден и включает в себя множество возможностей, широкое разнообразие форм и видов деятельностей пользователей. Это может быть общение, игровая, познавательная и др. деятельность. Поэтому и зависимость может наступать от определенного вида деятельности в интернете, а не от самого интернета как среды.
Согласно классическому определению К.Янга, интернет-зависимость проявляется во всепоглощенности интернетом; потребности проводить в сети все больше и больше времени; наличии повторных попыток уменьшить использование интернета; возникновении так называемых «симптомов отмены» при прекращении пользования интернетом, причиняющих человеку беспокойство; проблемах контроля времени; проблемах с окружением (семья, школа, работа, друзья); ложью по поводу времени, проведенному в сети; изменением настроения посредством использования интернета.
Исходя из этих характеристик можно сделать вывод о том, что большое количество современных подростков имеют предрасположенность к формированию такой зависимости. Вместе с тем, исследователи интернет-зависимости сходятся во мнении о том, что при формировании зависимости первичны психологические особенности самого пользователя интернета. Сам интернет и общение в нем может приобретать сверхзначимость для некоторых людей в силу их личностных особенностей: сложности в принятии своего физического облика; замкнутости, сложности в непосредственном общении и взаимопонимании (может быть связанным со сложностями в общении с противоположным полом); чувстве одиночества; эмоциональной напряженности и некоторой склонности к негативизму; наличии хотя бы одной фрустрированной потребности; обостренном чувстве независимости; нереалистичными представлениями об идеальном «Я», заниженной самооценке. Многие из перечисленных признаков являются характерными для подростков, т.к. сам подростковый возраст, являясь переходным, кризисным периодом, может сопровождаться такими проявлениями. С психологическими особенностями подросткового возраста связан второй аспект рассматриваемой проблемы.
Всем известно, что каждый возрастной период обладает своей спецификой. Психика ребенка не тождественна психике взрослого, а его личность активно развивается начиная с раннего детства. Наиболее ярким и переломным периодом становления личности принято считать подростковый возраст. Именно этот период совпадает с началом активного использования ребенком интернет-среды. Не умоляя факт использования компьютера и интернета детьми дошкольного и младшего школьного возраста, отметим, что все же в этом возрасте обычно еще наблюдается более строгий контроль за временем использования компьютера со стороны взрослых и не таким активным и всепоглощающим стремлением к «жизни в сети». Почему именно подростки?

Подростковый возраст – возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами - семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная интернет среда, являясь по сути тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.
Ярко прослеживается именно подростковые черты в том, как осуществляется самопрезентация подростков  в интернете. Она более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с тем, что представляет из себя подросток на самом деле. Этот факт является закономерностью нормативного развития в этом возрасте, следствием пока еще не сформировавшейся личности подростка, его особого отношения к миру, потребностью во взрослости, которая может и в реальной жизни проявляться в эпатаже, а в виртуальном и анонимном интернет-мире, тем более. Виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реального образа создается подростком для того, чтобы испытать новый опыт и обусловлена стремлением подростка испытать нечто ранее не испытанное, поиском себя.

Если рассмотреть более подробно вопрос о том для чего и почему подростки используют интернет, то наши исследования показали, что для подростков, регулярно использующих интернет, наиболее привлекательны мотивы общения и  игровые мотивы. Подростки проводят наибольшее количество времени в социальных сетях («В Контакте», «Мой мир», «Одноклассники») и различных чатах. Здесь достаточно ярко можно увидеть самопрезентацию подростков со всеми описанными выше особенностями. На втором месте игровые мотивы (он-лайн игры). Мотив поиска информации стоит на третьем месте. 
Таким образом, ссылаясь на данные ученых (Н.В.Чудова) получается, что интернет является новой социальной средой, культурой, в рамках которой появились новые средства для личностного развития человека. Особенную значимость интернет может приобретать для тех, кому по каким-либо причинам «трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения». На наш взгляд этот вывод демонстрирует более прогрессивный взгляд на проблему, который полностью применим, в том числе и к вопросу «жизни в интернете» детей подросткового возраста.
Подводя некоторый итог, вернемся к началу разговора и ответим на те вопросы, которые были поставлены в начале статьи.
Итак, относиться к тому, что ваш ребенок готов часами просиживать за компьютером, играть в игры, блуждать по интернету, общаться в социальных сетях или просто плутать по сайтам, нужно спокойно. Главное понять, носит это стремление навязчивый, патологический характер или нет. В большинстве случаев такое стремление является нормальным, свойственным для большинства детей и подростков. Для того, чтобы избежать интернет-зависимости у ребенка (и игровой зависимости в том числе), родителям необходимо стараться регулировать время нахождения ребенка за компьютером (и в интернете). Медики советуют ограничивать это время полутора-двумя часами в день. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста - получасом. Нужно сказать, что если родители разносторонне развивают своего ребенка и у него есть какие-либо увлечения кроме компьютера, то время пребывания за компьютером у него будет сокращено так сказать естественным путем, т.к. кроме времени, проведенного в школе, времени затраченным на подготовку домашнего задания, он должен успеть подышать свежим воздухом, посетить кружки и секции, так что свободного времени остается не так уж и много. Если же досуг подростка не организован, вероятность более длительного нахождения за компьютером и тесного общения с интернет средой не исключен. Что касается зависимости от игр, то здесь тоже большая ответственность лежит на родителях. Зачастую родители сами того не ведая приучают ребенка к компьютеру начиная уже с дошкольного возраста. Обычно это бывает так: сначала ребенку предлагаются так называемые познавательные и развивающие игры, ребенок овладевает техническими возможностями компьютера, а затем в его жизни появляются первые игры развлекательного характера, которые оказываются очень интересными и захватывающими. Ребенок готов часами играть, при этом родителям бывает это очень удобно, т.к. ребенок занят, не мешает, не доставляет никаких хлопот. К подростковому возрасту время игр увеличивается в разы, накладываются особенности подросткового возраста, которые были рассмотрены нами выше, справиться с чрезмерным стремлением к игре становится очень сложно.    
Что касается стремления подростков к общению «он-лайн», то оно является нормативным явлением, удовлетворяющим потребность подростка в том ведущем типе деятельности, который соответствует возрастному периоду подростничества - это деятельность общения. Благодаря такой своей особенности как анонимность, интернет позволяет подросткам, имеющим проблемы с общением в реальной жизни реализовать свою потребность в коммуникации виртуально. Подросткам не испытывающим таких проблем в реальной жизни интернет дает дополнительные возможности развития коммуникативных способностей. Кроме того, ребенок, которого лишают возможности использовать интернет, будет чувствовать себя в компании своих сверстников не в своей тарелке, т.к. будет лишен возможности обсуждать актуальные для сверстников проблемы.
Таким образом, несмотря на определенные опасности, которые представляет чрезмерное использование компьютера детьми и подростками, трудно представить себе современного развитого ребенка без компьютера, компьютерных игр, без стремления попасть в мир «всемирной паутины». Соблюдая правило «во всем хороша мера» и имея доверительные отношения со своими детьми можно не беспокоиться о том, что «сеть» затянет ребенка на самое дно.

 

http://www.portal-slovo.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви…

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви и верности» Цель:Воспитывать ответственное отношение детей к семье, как базовой ценности...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности Музыкально-ритмическая деятельность - это метод музыкального воспитания, который используется для развития музыкальных...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности» Цель: формирование знаний о правилах безопасности в...

Читайте также

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для…

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы Цель: Развитие математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки измерения жидкости с...