Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия окружающего мира

Самым благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей является дошкольное детство. В этот период дети очень любознательны и у них есть большое желание познавать мир. Но если вовремя не поддержать интерес дошкольника к эстетическому освоению мира, то творческие способности постепенно угаснут или останутся нереализованными.

В нашем современном мире высоких скоростей и нанотехнологий предъявляются повышенные требования к воспитанию детей. Возросло количество организуемых детских конкурсов, фестивалей, поэтому тема развития творческих музыкальных способностей дошкольников через эстетическое освоение мира является актуальной в дошкольной педагогике.

К сожалению, не всегда можно найти грамотный подход по этой теме.

Детский сад является идеальным местом для развития детей и освоения ими знаний. В дошкольном учреждении можно подойти к этому вопросу системно и комплексно: музыка – изобразительная деятельность – театр.

Важно, чтобы педагог понимал основные задачи при организации непосредственной образовательной деятельности:

  1. Образовательные:

Формировать начало музыкальной культуры;

Способствовать накоплению опыта музыкальных впечатлений;

Обучать детей приёмам творческого самовыражения.

Расширять знания детей о художественной выразительности.

  1. Развивающие задачи:

Развивать творческие способности детей в изобразительной и музыкальной деятельности

Формировать способность самостоятельно передавать характер, настроение музыкального произведения через движения, мимику, жесты, интонации голоса, способность самовыражения нетрадиционными способами рисования.

  1. Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к музыке и художественному искусству.

Развивать чувство уверенности у детей, инициативность, активное участие в творческих процессах, с учетом проявлений одарённости в музыкальной и творческой деятельности.

Творчество это особый взгляд, особый климат, особое состояние. Поэтому очень важно наполнить музыкальное пространство: пополнить музыкальную копилку новыми необычными музыкальными инструментами, развесить серебристые нотки, приглашать на занятие сказочных персонажей, использовать костюмы или атрибуты, которые помогают детям входить в образ героя, использовать бутафорский микрофон. Это всё сделает жизнь детей интересней, ярче, увлекательней.

Комфортная психологическая обстановка ещё один необходимый аспект для развития музыкального творчества. Стимулировать дошкольника к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, избегать замечаний, осуждений в адрес ребёнка. Обсуждать с детьми общее впечатление от спектакля, сказки, театра, выступления, чтобы учесть недостатки и промахи. Это важный жизненный опыт.

Дети сейчас очень динамичные и любознательные, поэтому важно, чтобы мыслительный процесс был активным на протяжении НОД. Маленькие задания, задачки увлекают детей, интересные вопросы в конце занятия можно вплетать в следующее. Так воспитанники вместе с педагогом познают друг друга и окружающий мир.

Развитие музыкальной памяти, творческого воображения, образного мышления очень важно для развития музыкального творчества. У творчески увлечённого педагога дети тоже, как правило, увлечены творчеством.

Для педагога одним из важнейших факторов для музыкального творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей:

*соблюдение принципа свободы;

*накопление впечатлений от восприятия искусства;

*накопление опыта исполнительства;

*создание развивающей среды для развития музыкального творческого развития ребёнка как в детском саду, так и в семье.

Для этого на собрании для родителей были написаны «Рекомендации родителям по созданию в семье условий для развития творческих способностей ребёнка».

Развитие фантазии и воображения, умение видеть музыкальный образ своими глазами передавать его начинается с первоначального музыкально-творческого материала, переходит в постепенное приобщение детей в игровой форме к музыкальному творчеству, умению чувствовать красоту музыкального произведения, передавать свои впечатления в разных видах музыкального творчества.

Детское музыкальное творчество делиться:

- песенное творчество;

- танцевальное творчество;

- театрально-игровое;

- инструментальное (творчество в игре на детский музыкальных инструментах).

В развитии песенного творчества можно использовать такие творческие задания: пропеть своё имя, пропеть ответ на заданный вопрос, придумать мелодию на заданную тему, сочинить колыбельную кукле.

Эти упражнения являются подготовительным этапом к более серьёзным заданиям, таким как музыкальные этюды, песня-игра, театр песни.

Творческие проявления детей в танцах и ритмике важный показатель развития музыкальности ребёнка. Дошкольник начинает импровизировать, создавать образ, танец, если он владеет двигательными навыками. Помочь в развитии двигательных навыков помогут такие творческие задания: придумать свой танец на прослушанную музыку, протанцевать какой-то персонаж из сказки, оживить образ животного в игре, показать пантомимой кого-то, а дети должны узнать кто это.

Одним из условий развития у детей инструментального творчества является владение навыками игры на детских музыкальных инструментах. Методика слушания К.Орфа рекомендует использовать нетрадиционные музыкальные инструменты: маракасы из йогуртовых баночек, железные крышки на верёвочке, ключи, закреплённые на вешалке. Также можно использовать разные оркестры: «Мамины принадлежности» (кастрюли, крышки, расчёски, бигуди.. «Школьный оркестр» (линейки, карандаши, счётные палочки.

Развитие театрально-игрового творчества у детей начинается с первых сказок, потому что дети любят смотреть сказки, становиться их героями. Ребёнок копирует маму, папу, ведь по своей природе малыши очень артистичны. Когда разучиваешь сказку с детьми, творчество появляется само. Но если мы обогащаем сказку песнями, танцами – это уже музыкальная сказка. Используем куклы – это уже сказка-театр. А когда дети становятся самостоятельнее творчески, то они делают сами импровизацию роли.

Музыкально-эстетическое освоение мира очень успешно осуществляется через интеграцию искусств. Образ является механизмом интеграции. Который создаётся средствами различных видов искусств (театральной, изобразительной деятельности, музыки, литературы).

Дети очень любят рисовать и становиться участниками большого важного процесса. Например, участие в выставке, в коллективной работе (коллаж), выполнение рисунков нетрадиционными техниками рисования. Участие в оформлении различных зон в групповой комнате, галерее.

Творчество не имеет границ. Музыкально-творческая деятельность дошкольников и её интеграция с изодеятельностью позволяет создать единое художественно-творческое пространство в дошкольном учреждении. Детское творчество - это целый новый мир, вызывающий глубокую заинтересованность и желание расширить его, дать всё необходимое для его процветания и развития, особенно когда это нравится детям.

В успешном претворении творческого процесса немаловажную роль играют родители. Главное донести до них цель и необходимость её достижения с воспитательной точки зрения. И когда родители видят изменения в своём ребёнке, появление новых качеств личности, более уверенной, самостоятельно мыслящей, они готовы помогать всегда и во всём педагогам.

 

Литература:

  1. И.М.Равчеева «Настольная книга музыкального руководителя» Издательство «Учитель» 2012г;
  2. М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство «Мозаика-синтез» М 2016 г.
  3. Е.А.Дубровская «Ступеньки музыкального развития» «Просвещение» М 2003 г.
  4. Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в детском саду» Издательство «Просвещение» М 2004 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Эссе «Я педагог!»

Эссе «Я педагог!» …Блаженствую на солнышке В обнимку с милым детством, И чую, счастьем полнится Российское наследство. Г.В. Скрипкин. Как в современном мире оставаться позитивным, добрым...

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Читайте также

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»

Материал по лексической теме «Елочные игрушки»

Материал по лексической теме «Елочные игрушки» Физкультминутка «Елочка» Ждут красавицу колючую («рисуют» руками елочку) В каждом доме в декабре. (делают ладошками «дом») На ветвях...

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях» Актуальность: В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку...