Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия окружающего мира
Самым благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей является дошкольное детство. В этот период дети очень любознательны и у них есть большое желание познавать мир. Но если вовремя не поддержать интерес дошкольника к эстетическому освоению мира, то творческие способности постепенно угаснут или останутся нереализованными.
В нашем современном мире высоких скоростей и нанотехнологий предъявляются повышенные требования к воспитанию детей. Возросло количество организуемых детских конкурсов, фестивалей, поэтому тема развития творческих музыкальных способностей дошкольников через эстетическое освоение мира является актуальной в дошкольной педагогике.
К сожалению, не всегда можно найти грамотный подход по этой теме.
Детский сад является идеальным местом для развития детей и освоения ими знаний. В дошкольном учреждении можно подойти к этому вопросу системно и комплексно: музыка – изобразительная деятельность – театр.
Важно, чтобы педагог понимал основные задачи при организации непосредственной образовательной деятельности:
- Образовательные:
Формировать начало музыкальной культуры;
Способствовать накоплению опыта музыкальных впечатлений;
Обучать детей приёмам творческого самовыражения.
Расширять знания детей о художественной выразительности.
- Развивающие задачи:
Развивать творческие способности детей в изобразительной и музыкальной деятельности
Формировать способность самостоятельно передавать характер, настроение музыкального произведения через движения, мимику, жесты, интонации голоса, способность самовыражения нетрадиционными способами рисования.
- Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к музыке и художественному искусству.
Развивать чувство уверенности у детей, инициативность, активное участие в творческих процессах, с учетом проявлений одарённости в музыкальной и творческой деятельности.
Творчество это особый взгляд, особый климат, особое состояние. Поэтому очень важно наполнить музыкальное пространство: пополнить музыкальную копилку новыми необычными музыкальными инструментами, развесить серебристые нотки, приглашать на занятие сказочных персонажей, использовать костюмы или атрибуты, которые помогают детям входить в образ героя, использовать бутафорский микрофон. Это всё сделает жизнь детей интересней, ярче, увлекательней.
Комфортная психологическая обстановка ещё один необходимый аспект для развития музыкального творчества. Стимулировать дошкольника к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, избегать замечаний, осуждений в адрес ребёнка. Обсуждать с детьми общее впечатление от спектакля, сказки, театра, выступления, чтобы учесть недостатки и промахи. Это важный жизненный опыт.
Дети сейчас очень динамичные и любознательные, поэтому важно, чтобы мыслительный процесс был активным на протяжении НОД. Маленькие задания, задачки увлекают детей, интересные вопросы в конце занятия можно вплетать в следующее. Так воспитанники вместе с педагогом познают друг друга и окружающий мир.
Развитие музыкальной памяти, творческого воображения, образного мышления очень важно для развития музыкального творчества. У творчески увлечённого педагога дети тоже, как правило, увлечены творчеством.
Для педагога одним из важнейших факторов для музыкального творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей:
*соблюдение принципа свободы;
*накопление впечатлений от восприятия искусства;
*накопление опыта исполнительства;
*создание развивающей среды для развития музыкального творческого развития ребёнка как в детском саду, так и в семье.
Для этого на собрании для родителей были написаны «Рекомендации родителям по созданию в семье условий для развития творческих способностей ребёнка».
Развитие фантазии и воображения, умение видеть музыкальный образ своими глазами передавать его начинается с первоначального музыкально-творческого материала, переходит в постепенное приобщение детей в игровой форме к музыкальному творчеству, умению чувствовать красоту музыкального произведения, передавать свои впечатления в разных видах музыкального творчества.
Детское музыкальное творчество делиться:
- песенное творчество;
- танцевальное творчество;
- театрально-игровое;
- инструментальное (творчество в игре на детский музыкальных инструментах).
В развитии песенного творчества можно использовать такие творческие задания: пропеть своё имя, пропеть ответ на заданный вопрос, придумать мелодию на заданную тему, сочинить колыбельную кукле.
Эти упражнения являются подготовительным этапом к более серьёзным заданиям, таким как музыкальные этюды, песня-игра, театр песни.
Творческие проявления детей в танцах и ритмике важный показатель развития музыкальности ребёнка. Дошкольник начинает импровизировать, создавать образ, танец, если он владеет двигательными навыками. Помочь в развитии двигательных навыков помогут такие творческие задания: придумать свой танец на прослушанную музыку, протанцевать какой-то персонаж из сказки, оживить образ животного в игре, показать пантомимой кого-то, а дети должны узнать кто это.
Одним из условий развития у детей инструментального творчества является владение навыками игры на детских музыкальных инструментах. Методика слушания К.Орфа рекомендует использовать нетрадиционные музыкальные инструменты: маракасы из йогуртовых баночек, железные крышки на верёвочке, ключи, закреплённые на вешалке. Также можно использовать разные оркестры: «Мамины принадлежности» (кастрюли, крышки, расчёски, бигуди.. «Школьный оркестр» (линейки, карандаши, счётные палочки.
Развитие театрально-игрового творчества у детей начинается с первых сказок, потому что дети любят смотреть сказки, становиться их героями. Ребёнок копирует маму, папу, ведь по своей природе малыши очень артистичны. Когда разучиваешь сказку с детьми, творчество появляется само. Но если мы обогащаем сказку песнями, танцами – это уже музыкальная сказка. Используем куклы – это уже сказка-театр. А когда дети становятся самостоятельнее творчески, то они делают сами импровизацию роли.
Музыкально-эстетическое освоение мира очень успешно осуществляется через интеграцию искусств. Образ является механизмом интеграции. Который создаётся средствами различных видов искусств (театральной, изобразительной деятельности, музыки, литературы).
Дети очень любят рисовать и становиться участниками большого важного процесса. Например, участие в выставке, в коллективной работе (коллаж), выполнение рисунков нетрадиционными техниками рисования. Участие в оформлении различных зон в групповой комнате, галерее.
Творчество не имеет границ. Музыкально-творческая деятельность дошкольников и её интеграция с изодеятельностью позволяет создать единое художественно-творческое пространство в дошкольном учреждении. Детское творчество - это целый новый мир, вызывающий глубокую заинтересованность и желание расширить его, дать всё необходимое для его процветания и развития, особенно когда это нравится детям.
В успешном претворении творческого процесса немаловажную роль играют родители. Главное донести до них цель и необходимость её достижения с воспитательной точки зрения. И когда родители видят изменения в своём ребёнке, появление новых качеств личности, более уверенной, самостоятельно мыслящей, они готовы помогать всегда и во всём педагогам.
Литература:
- И.М.Равчеева «Настольная книга музыкального руководителя» Издательство «Учитель» 2012г;
- М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство «Мозаика-синтез» М 2016 г.
- Е.А.Дубровская «Ступеньки музыкального развития» «Просвещение» М 2003 г.
- Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в детском саду» Издательство «Просвещение» М 2004 г.
Читайте также |
---|
Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…
Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...
Эссе «Я педагог!»
Эссе «Я педагог!» …Блаженствую на солнышке В обнимку с милым детством, И чую, счастьем полнится Российское наследство. Г.В. Скрипкин. Как в современном мире оставаться позитивным, добрым...
Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий
Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий