Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики, лексики, морфологии), со слабой сформированностью зрительных пространственных функций.

Появление дислексий определено задержкой в развитии некоторых функциональных систем в результате вредностей, оказывающих влияние на формирование ребенка в онтогенезе. Среди причин называют генетическую склонность.

«Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера.» Чтение ребенка с дислексией можно охарактеризовать как замедленное, с остановками и неверное. Если проанализировать чтение ребенка, то можно выявить следующие ошибки: 1)вставка в слова добавочных звуков, 2) пропуск отдельных букв и слогов, 3) замена слов одного другим, 4) перестановка букв, слогов, 5) повторение слов, 6) добавление слов, 7) пропуск слов .

По М.Е.Хватцеву, дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности. Дислексия у детей проявляется в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, которые были бы пропорциональны их умственным способностям. Дислексия нередко сопровождается дисграфией и дисорфографией .

Проблема дислексии заслуживает особого пристального внимания потому, что именно чтение является необходимой базой для овладения знаниями в любых областях. Даже в наш век «телевизоров и компьютеров»все по-настоящему глубокие знания мы всё же продолжаем получать с помощью очень важного процесса - чтения. Поэтому ученик, не владеющий свободно этим навыком, оказывается резко ограниченным в возможностях приобретения знаний по любым школьным предметам, что не может не отражаться на его успеваемости. У многих учащихся с дислексией появляется непреодолимый страх перед чтением и возникают другие невротические расстройства, которые могут приводить к отклонениям и в поведенческом плане. Трудности чтения являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

Нарушения чтения наблюдаются сегодня все чаще у обучающихся в начальной школе. Большая распространенность в нарушениях чтения у младших школьников поднимает актуальность проблемы раскрытия склонности к дислексии в период дошкольного детства. Успешное овладение чтением способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, развитию грамматического строя ребенка. Поэтому работа по выявлению и устранению предпосылок развития дислексии должна занимать важное место в логопедической работе с дошкольниками. А так же профилактика дислексии заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. При устранении предпосылок дислексии логопедическое воздействие направляется на весь комплекс речевых нарушений дошкольников.

По ранней профилактике дислексии, коррекции предпосылок нарушения чтения занимались такие авторы, как А. Н. Корнев, М. В. Земляченко и Т. В. Кутергина, И. А. Зуева, Л. Г. Парамонова, Г. В. Фейгензон, Л. С. Волкова и С. Н. Шаховская, И. Н. Куликова с соавторами.

Профилактика дислексии должна осуществляться комплексно. В качестве приоритетных направлений логопедической работы данными авторами названы:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

6. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов .

И. А. Зуева так формулирует принципы коррекционной логопедической работы по профилактике дислексии:

1. Коммуникативная направленность высказывания ребёнка на занятии.

2. Эффективность игровой мотивации.

3. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

4. Сотрудничество логопеда с детьми и детей друг с другом.

5. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Как подчеркивает Г. В. Фейгензон, корректирование проблем чтения более успешно при самом раннем его начале. По утверждению данного автора, целью коррекционного обучения должно быть воспитание отчетливой, выразительной речи с умеренной громкостью с соответственным возрасту словарем, развитием связной речи через применение вместе с общепринятыми, особых логопедических методов, устремленных на корректирование речевого пробела.

Г. В. Фейгензон рекомендует выстраивать логопедическую работу по профилактике дислексии с обязательным включением формирования произносительных навыков, развития фонематического восприятия и умений в звуковом анализе и синтезе. В предлагаемой данным автором программе предусматриваются занятия по речевому развитию, вырабатыванию произношения, обучению грамоте. Собственно в данные занятия и введены упражнения, устремленные на формирование зрительных пространственных представлений, памяти, зрительного анализа и синтеза, внимания, восприятия, мышления для предостережения появления дислексии.

Учитывая предпосылки возникновения нарушений чтения, И. Н. Куликова с соавторами выделяют следующие задачи, направленные на профилактику дислексии:

- развитие зрительного, слухового восприятия, внимания и памяти;

- формирование зрительных пространственных функций;

- корректирование звукопроизношения;

- работа над слоговой структурой слова;

- развитие языкового анализа и синтеза;

- вырабатывание лексики и грамматического строя речи.

Система работы должна строиться на использовании сохранных возможностей наглядно-действенного, формировании наглядно-образного мышления, а в дальнейшем и словесно-логического мышления.

У детей дошкольного возраста базовые умения и навыки формируются в процессе изучения лексических тем:

- формирование целостного образа предмета (на материале разрезных картинок, кубиков);

- умение определять сходства и различия предметов по контрастным признакам.

Задачи коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова, развития языкового анализа и синтеза, формирования лексико-грамматического строя решаются комплексно.

Таким образом, очевидно, что по коррекции предрасположенности к возникновению дислексии у дошкольников легли теоретические положения, постулирующие необходимость проведения комплексной работы с обязательными направлениями по формированию речевых функций на фонематическом, грамматическом и лексическом уровнях, а также неречевых функций, обеспечивающих развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства»

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства» Цель: Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об...

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку» Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.Задачи:Образовательные: Расширять знания детей в...

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...

Читайте также

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся»

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся» Актуальность проекта.Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к...

Кружок дополнительного образования «Умелые ручки»

Кружок дополнительного образования «Умелые ручки» (Подготовка руки к письму)