Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в логопедической группе «Сказочное путешествие»

Тема: «Сказка к нам приходит»

Цель: Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

Образовательные задачи:

- учить характеризовать героя сказки, его действия;

- расширять и обогащать словарный запас детей;

- закрепить знания детей о русских народных сказках;

- продолжать учить определять тип и вид сказки;

- продолжать учить кратко в распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу, отвечать на вопросы;

- развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

- способствовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

- продолжать учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.

Развивающие:

- развивать смекалку, воображение, логическое мышление;

 - развивать мелкую моторику рук через сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речью;

- продолжать развивать интерес к аппликации, учить правильно передавать характерные особенности птицы;

- развивать фонематическое восприятие и дикцию; 

- развивать артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление и внимание у детей;

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку;

- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: чтение волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Оборудование: 1.Картинки с эпизодами из сказок: «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и журавль», «Гадкий утенок».

Словарная работа:

Пересказ сказок, заучивание стихотворений, проговаривание физминутки.

Активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.

 

Ход занятия.

Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке - заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди».

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! А вы любите сказки? Что такое сказка?

Дети: 

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста на какие типы групп делятся сказки?

Дети: 

Воспитатель: правильно народные и авторские. А что вы можете сказать про авторские сказки?

Дети: 

Воспитатель: Все верно, авторские сказки, написанные автором.

А что можно сказать про народные сказки?

Дети: .

Воспитатель: Молодцы все правильно их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом стали собирать и записывать. Вот так сказочные истории дошли и до нас. Они бывают Веселые и грустные, страшные и смешные. Сегодня мы с вами на занятии познакомимся с видом русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

Воспитатель Сказки о животных это самые известные и знакомые вам по содержанию. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать.

Игра: «Угадай и назови»

1. Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка и серый волк».)

2. Эта рыжая плутовка обманула меня ловко.

Хвать – и кинула в мешок, хорошо, что спас дружок.

(«Кот, лиса и петух».)

3. Что за домик на опушке дал приют Ежу, Лягушке, Мышке, Зайцу, Петуху? Дом с трубою наверху, из трубы идёт дымок.

Этот домик — ...(Теремок.)

4. На болоте оба жили, друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться, упрямство свойственно и птицам.

(«Журавль и цапля».)

5. Что за гостья в дом пришла к трём лесным медведям?
Там поела, попила, в трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись – еле ноги унесла! («Три медведя».)

6. Жили-были семь ребят белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом. Коза потом его нашла, перехитрить его смогла. И всех детей своих спасла. (Волк и семеро козлят.)

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста кто герои этих сказок? 

Дети: 

Воспитатель: Молодцы — это животные и птицы. Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

В сказках они умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью. 

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Дети:

Воспитатель: очень много сказок вспомнили: «Байка про тетерева», «Бык, баран, гусь, петух и волк», «Бобовое зернышко», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк».

А сейчас давайте отдохнем с помощью физ. минутки.

Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:– Станет талия осиной, если будем наклоняться влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:– Чтоб была спина пряма, поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять, повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать, проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) 

Воспитатель: отдохнули немножко, теперь скажите мне пожалуйста ребята в сказках лиса какая? а волк? медведь? зайчик?

Дети: 

Воспитатель: верно: Лиса всегда хитрая плутовка. О ней говорят, что она лживая, хитрая обманщица.

Волк всегда глупый и жадный.

Медведь — это сила, он обладает властью над другими животными.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых.

Только кот и петух выступают в роли положительных героев.

Основная часть.

Воспитатель: А сейчас я познакомлю вас с таким видом сказок как Бытовые. Они очень похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Сейчас мы сделаем пальчиковую гимнастику, а затем поиграем в игру на время:

«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
Но однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки».)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики».)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй».)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок».)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки».)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник».)

Воспитатель: Вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и сможет угадать свою сказку, тот и победил …. раз, два, три игру начни!!!
Дети собирают пазлы-сказки.

Трудно сказочку сложить,

Но не будем мы тужить,

Смело дружно, и умело,

Мы взялись за это дело!

Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

1

Воспитатель - Молодцы ребята, справились и с этим заданием! А какой остался последний вид сказки? Верно, 1 сказки. Кто знает почему они волшебные? В этих сказках волшебство так давайте проверим волшебство на сказке «Царевна Лягушка». Воспитатель: сейчас мы вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка подсказка.

2

Воспитатель: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство

А теперь давайте немножко отдохнем, проведем физ. Минутку для глаз:

«Раз – налево, два – направо, три – наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много, чтоб усилить в тысячу раз!

Воспитатель: ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам? В волшебных сказка в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.

С какими нечистыми силами там сражается герой? Верно, с Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем. Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.

Вы очень хорошо знаем сказки «Царевна-лягушка», «Терешечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

Проблемная ситуация.

- «А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».

- «А если бы Терешечка не был таким находчивым, то….».

Воспитатель: молодцы мы решили с вами проблемные ситуации.

А теперь давайте мы с вами сыграем в игру: на досках прикреплены герои сказок, к ним вам надо правильно подобрать его незаменимый атрибут.

МОРОЗКО - посох, сундук с подарками;
БАБА ЯГА - избушка на курьих ножках, ступа;
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ - огонь, две головы;
ЕМЕЛЯ - щука, ведра.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием!

Воспитатель: назовите еще сказки, где есть волшебство? Правильно, «Снегурочка и лиса», «Морозко».

Заключительная часть.

Воспитатель: А как вы думаете, сказки «Снегурочка и лиса», «Морозко» к какому времени году относятся?

Дети

Воспитатель: правильно! к времени года зима. А у нас за окном какое время года?

Дети

Воспитатель: А зимой какое волшебство наступает?

Дети

Воспитатель: верно: Новый год и Рождество.

По восточному календарю каждый наш новый год приходит под знаком какого-то одного из двенадцати животных, Новый год и Рождество.

В этом году – год Тигра. А что дарят на Новый Год?

Дети:

Воспитатель: на новый год дарят подарки. Так давайте и мы с вами вместе сделаем чудесный коллективный подарок для наших гостей, под названием «Добрый Тигренок».

Звучит музыка.
Дети выполняют коллективную работу с помощью воспитателя.

После выполнения работы воспитатель подводит итоги занятия:

Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране. Мы на занятии познакомились с такими видами сказок как сказки о животных, бытовые, волшебные. Сказки о животных учат нас не обижать слабых, бытовые сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса.

Воспитатель:

Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же

- удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич;

- добрыми, как Емеля;

- обаятельными, как Чебурашка;

- хозяйственными, как Матроскин;

- трудолюбивыми, как Золушка;

- находчивыми, как Кот в сапогах.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения…

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения через творчество» Жизнь в современном обществе становится все разнообразнее и сложнее...

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...

Читайте также

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения…

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения в подготовительной группе Введение. Урбанизация и автомобилизация современного общества породило множество проблем...

Мастер класс «Богатый урожай»

Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологии «Экологические сказки»