Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов — звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь — неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который взрослый может ускорить или замедлить. На вопрос «Что проще — формировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, формировать!» Но самопроизвольно речь не формируется. Без целенаправленного воздействия, только в процессе общения, речью ребенок, безусловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возрастным нормам.

Насколько важен для человека дар слова, все прекрасно понимают. К.С. Аксаков писал о том, что слово есть первый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно — в дошкольном детстве.

Речь должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной, ясной, богатой, чистой, эмоциональной, выразительной, живой, благозвучной. До недавнего времени это слово использовалось тогда, когда говорили о звуковой культуре. Хороший поэт в своей работе над языком всегда выбирает не только слова, но и звуки. Работая с ребенком, необходимо научить его услышать слова, в которых сами звуки как бы подтверждают их смысл.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение — как на ладошке. Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность — чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Доказано, что игры богаты своими диагностическими возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра — основной вид деятельности ребенка - дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у любого человека реализуется значительно быстрее и прочнее.

Касаясь вопроса о влиянии игры на все психические процессы у ребенка (речь, память, мышление, восприятие), Д.Б. Эльконин делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.

Дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Дети же с тяжелыми нарушениями речи часто отстают в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются общей скованностью, дискоординацией, слабостью движений, двигательной расторможенностью. У них порой наблюдаются изменения в психической сфере — повышенная раздражительность, возбудимость или замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость.

Особенности поведения таких детей отличаются и в играх. Нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, не умеют выразить свои мысли, боятся показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление в игре.

У заикающихся детей часто наблюдаются робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они часто выступают зрителями или соглашаются играть подчиненные второстепенные роли.

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит “ду-ду”, колокольчик звенит “динь-динь”, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки-чистоговорки (“Бы-бы-бы — идет дым из трубы”), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков (“У Сани едут сани сами”), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки “Еж и ежата” взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками “Ш” и “Ж” (“Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?”). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов “звук”, “слово”.

Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра.

Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координируемыми. Как в сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируется такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать желание в соответствии с поставленными задачами. В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.

Многие игры актуализируют у детей эстетическое чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Каким же требованиям должна отвечать игра?

Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Во-вторых, ее структура и содержание должны постепенно усложняться.

В-третьих, в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают большой интерес.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи:

1) широко использовать игры и упражнения в различных режимных моментах;

2) учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной к школе группе Тема: «Дымковский индюк» Цель: научится лепить дымковского индюка конструктивным способом...

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Читайте также

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию)…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию) на тему «В гостях у жителей Фиолетового леса» (Для детей средней группы) Цель: создание...