Праздник ты чей?

Уважаемые коллеги, музыкальные руководители и воспитатели детских садов, предлагаю порассуждать вместе со мной, а может быть, и поспорить на тему «Праздники в детском саду: они для детей или для их родителей?»
Думаю, педагоги-дошкольники единодушно ответят: «Конечно, для детей! А как иначе?» А вот мамы и папы, скорее всего, возразят: «Праздники для нас, для родителей! Мы вам детей привели, а потому извольте. ..»
Я, конечно же, разделяю мнение своих коллег: праздники, или, как их ещё называют, утренники, досуги, развлечения, - всё это проводится в детском саду для детей, причём присутствие родителей на этих мероприятиях желательно, но вовсе не обязательно. Почему? Давайте вместе в этом разберёмся.

Праздник - детям или дети - празднику?
И дети, и их родители (не знаю, кто из них в большей степени) всегда ждут объявления о дне проведения праздника: Нового года, 8 Марта, Осенин и т.д., не говоря уже о празднике выпуска в школу. Этот день - заметное событие в жизни ребёнка и его семьи, событие приятное, часто запоминающееся. Родители, затевая предпраздничную суету (покупка нового платья, карнавального костюма, заказ профессиональной видеосъёмки), ожидают увидеть в этот день очередной показательный концерт, на котором их ребёнок продемонстрирует свои исполнительские способности. Причём желательно, чтобы эти способности он продемонстрировал всем присутствующим сольно, а не коллективно.

 Такое отношение родителей к праздник порой приводит к курьёзным (а может быт: грустным?) моментам. Как-то во время новогоднего утренника, когда по ходу сказк. Фея ночи гасила блеск месяца и свечение звёзд на небе, в зале (по задумке организаторов праздника) было выключено основное освещение (в это время включалис: световые эффекты) до тех пор, пока чарь Феи не пали. После окончания утренника вместо слов благодарности за использование света в решении сценических задач мь выслушали от родителей упрёки за невозможность проведения полноценной видео-и фотосъёмки в течение 15 минут!
Наконец день праздника назначен. И тут выясняется ряд неприятных для родителей обстоятельств, например участие в утреннике детей другой группы. «К чему нам чужие дети? - вопрошают мамы и папы. - Нам этого не надо!» И не желая подумать о том, что, может быть, это надо их ребёнку, и не удосужившись выяснить у музыкального руководителя - организатора праздника, почему в нём участвуют две группы детей, прямиком маршируют к заведующей с целью добиться одного: наш праздник - для наших детей!
О чём бы я поговорила с родителями? Прежде всего я бы спросила: для чего вы это делаете? Не для того ли, чтобы, избавившись от присутствия «чужих детей», в очередной раз пополнить семейную видеотеку полноценным шедевром с собственным ребёнком в главной роли?
Ну, хорошо, вы добились своего: на утреннике присутствует только ваша группа. Что дальше? А дальше ваши дети, извините за невольное сравнение, словно маленькие крепостные актёры, на протяжении всего праздника начинают ублажать вас, дорогих гостей: петь, плясать, снова петь и опять плясать... И так все 40 минут, а то и больше (в зависимости от возраста дошкольников и степени насыщенности праздника номерами)! За весь концерт им порой и присесть некогда: только успевай строиться на танец, выходить на песенку, брать в руки платочки, цветочки, разные шапочки и прочие атрибуты. В отличие от взрослых зрителей, дети знают весь ход праздника, все его концертные номера -ведь они исполняют репертуар, на котором «сидели» последние полтора-два месяца.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что такой праздник не подарит детям ощущения новизны, не утолит жажду узнавания чего-то интересного, незнакомого, не обогатит их опыт. Если бы на утреннике присутствовали дети другой возрастной группы, такого бы не случилось. Ведь только в стенах детского сада ребёнок может услышать новые для него песни, увидеть новые танцы, познакомиться с неизвестными ему стихами, с театрализованными сценками и даже спектаклями в исполнении старших дошкольников.
Общение детей разных возрастных групп даже в рамках праздника - это не только пища для ума, но и для души. Однажды я стала свидетелем совместного фольклорного выступления детей шести и... трёх лет! Старшие пели для малышей народные попевки, усадив их рядом, а кто-то и на колени, играли с ними в ладушки, заботливо поправляли на них одежду.
Необыкновенно тёплые, трепетные ощущения испытали и дети, и взрослые от того единения, какого-то материнско-сестрин-ского контакта, который возник на сцене. Согласитесь, ведь не у каждого ребёнка есть опыт такого общения в своей семье.

Если проведение праздника ложится на плечи одной группы, то детей утомляет необходимость постоянно быть собранными в пении, внимательными в танце. Одни откровенно ждут окончания мероприятия, другие настолько перевозбуждаются, что порой забывают, где находятся и для чего пришли на праздник. Когда дети «отработали по полной», у них неизбежно происходит эмоциональный спад, начинаются капризы даже у самых спокойных и уравновешенных. Разве таким должен быть итог мероприятия?
Я понимала, что надо попытаться изменить сложившуюся ситуацию. Сделать так, чтобы родители поняли меня и педагогов -моих единомышленников, посмотрели на детский праздник нашими глазами.
И мы решили разрабатывать и проводить в нашем ДОУ познавательные досуги, которые стали прекрасной заменой традиционным праздникам.


Источник: журнал "Ребенок в детском саду".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год. Тема: «Ознакомление…

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования» 1 квалификационная...

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...

Читайте также

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...