Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста

Числова Р.Ш., студент

Елабужский институт К(П)ФУ

Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент

Елабужский институт К(П)ФУ

Современные стандарты образования России ставят перед педагогом задачу формирования не просто целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности, но и личности конкурентоспособной, эффективно работающей, обладающей знаниями, навыками и умениями в разных областях и, самое главное, способной эти знания, навыки и умения применить на практике.

С другой стороны, получение знаний, умений и навыков невозможно без внутренней мотивации, которая, в свою очередь, вызвана познавательной потребностью ребенка.

Целью исследовательской работы явилось изучение динамики развития уровня познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации STEAM технологии.

Мы предположили, что использование STEAM технологии окажет положительное влияние на развитие познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы оценить уровень развития познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах был реализован констатирующий эксперимент, заключавшийся в проведении диагностической методики "Древо желаний" В. С. Юркевич.

Полученные в ходе первичного исследования результаты свидетельствовали о недостаточной исследовательской активности детей и в контрольной, и в экспериментальной группах.

Мы установили, что ⅓ всех детей имеет высокий уровень познавательной потребности. Эти дети имеют стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Половина испытуемых показала средний результат. Дети испытывают потребность в знаниях, однако их привлекает в большей степени конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

⅕ часть всех детей имеет низкий уровень познавательной потребности. Дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды. Конечно, низкий уровень познавательной потребности в старшем дошкольном возрасте неприемлем и требует коррекции.

Проведение констатирующего эксперимента позволило оценить уровень познавательной потребности у детей старшего дошкольного возраста и разработать программу внедрения STEAM технологии с целью повышения данного показателя.

На формирующем этапе эксперимента была проведена работа с детьми по проверке выдвинутой гипотезы.

Исходя из интересов детей, была выбрана тема для создания проекта:

- “Уронили маску на пол”

Проект “Уронили маску на пол” посвящен проблеме утилизации средств индивидуальной защиты.

Цель проекта - формирование у взрослого населения микрорайона знаний о пагубном влиянии на природу выброшенных масок, привлечение общественности к данной проблеме.

В рамках реализации STEAM технологии разработка проекта строилась по принципу синтеза образовательных областей.

Деятельность по реализации STEAM проекта

Образовательная область Деятельность
S - science (наука) Углубленное изучение проблемы (из каких материалов делаются маски, сколько лет потребуется Земле для ее полного разложения, сколько масок выкидывается на мусорные свалки ежедневно)
T - technology (технология) Создание агитационных листов в приложениях Google, создание анкеты для сбора статистических данных по микрорайону о количестве выбрасываемых масок.
E - engineering (инженерия) Создание гексафлексагона с памяткой о масштабах проблемы и путями утилизации масок.
A - arts (искусство)
M - mathematics (математика) Расчет количества выбрасываемых масок в день/месяц/год.

С целью оценки эффективности, предложенной нами методики, был проведен сравнительный анализ данных обследуемых детей контрольной и экспериментальной групп, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента.

Анализируя данные, мы выявили, что количество детей в экспериментальной группе, обладающих высоким уровнем познавательной потребности выросло на 10,5%; количество воспитанников со средним уровнем познавательной потребности осталось прежним; а детей с низким уровнем познавательной потребности стало меньше на 10,5%. Учитывая возрастные особенности детей, короткий промежуток времени работы над проектами, мы можем установить, что такие результаты говорят о положительной динамике развития познавательной потребности детей экспериментальной группы, однако необходимо сравнить результаты первичной и повторной диагностики в контрольной группе.

В контрольной группе наблюдался незначительный рост познавательной потребности среди детей старшего дошкольного возраста. Количество детей с высоким уровнем познавательной потребности не изменилось. Воспитанников, обладающих средним уровнем познавательной потребности, стало на 5,2% больше. Детей с низким уровнем стало меньше на 5,2%.

Таким образом, качественный анализ полученных результатов контрольного этапа эксперимента показал, что в экспериментальной группе очевидна тенденция роста уровня познавательной потребности среди воспитанников старших групп. В контрольной же группе наблюдается незначительный рост данного показателя.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что предложенный нами проект, построенный в рамках STEAM технологии положительно влияет на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая". Вид НОД: познавательно-исследовательская. Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.Цель:...

Проект «Масленица»

Проект «Масленица» Актуальность. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Читайте также

Конспект НОД «Бабочка - красавица»

Конспект НОД «Бабочка - красавица» Цель: Воспитание осознанного отношения к природе через ознакомление с особенностями бабочки. Задачи: Формировать представление о бабочке, как представителя...

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста Аннотация Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов в вопросах формирования познавательных компетенций...

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...