Адаптация малышей в детском саду

 

Многие родители знают, что ребенка нужно готовить к садику. Знают и то, что нужно скорректировать режим дня, познакомить с новыми блюдами, рассказать о новых взрослых, с которыми он будет общаться. Конечно, знают все, но делают немногие. А ведь если мы будем готовить малыша заранее к новой жизни, адаптация пройдет более легко. Так почему же это так важно? В жизни ребенка происходят большие изменения. Самое серьезное – отрыв от дома, родных людей, которые его очень любят. Да еще встреча с новыми «чужими» взрослыми, которых приходится слушать целый день. В группе – режим дня, правила, которые ему пока неведомы, другие дети, которых он не знает.

Пока малыш приспосабливается к новым условиям, в организме происходят изменения на всех уровнях. Многие дети плачут в течение недели, а иногда и более, может быть нарушение аппетита, потеря веса. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо спит, отказывается ходить на горшок, не отпускает маму от себя даже на несколько минут.

Почему это происходит? Некоторые дети чувствуют себя отчужденными, считают, что их лишили родительской любви, внимания и защиты самых близких. Важно, чтобы переход от одной ступеньки (дом) до другой (детский сад) был плавным. Многое зависит от педагогов, но и родители могут помочь своему малышу в этот непростой период.

Что можно посоветовать родителям?

1. Помните, что в детском саду режим дня, который повторяется каждый день. Если вы впервые первого сентября разбудите ребенка рано утром, а он не привык так рано вставать то, к сожалению, могут быть проблемы. У малыша может испортиться настроение, и вы не уговорите его идти в садик. Чтобы он не испытывал стресса, постарайтесь изменить домашний режим дня, приблизив его к детсадовскому.

2. Будите ребенка утром, создавайте ему хорошее настроение, в этом вам помогут его любимые игрушки, бодрая музыка. Спланируйте время прогулки с учетом того, что в саду дети гуляют с 10.30 до 12.00, вечером с 17.00. Помните: дети в саду спят днем с 13.00 до 15.00.

3. Познакомьтесь с меню сада и вводите новые блюда дома. Перейдите на четырехразовое питание. Основу рациона в детском саду составляют молочные продукты, а также разнообразные каши, супы, тушеные овощи, котлеты (мясные, рыбные), бутерброды с маслом. Учите есть аккуратно, после еды вытирать рот и руки.

4. Легче привыкают к детскому саду дети, владеющие навыками, а именно: умение частично одеваться и раздеваться (научите надевать колготки, оденьте их почти до конца, так, чтобы их осталось подтянуть, затем оставьте их чуть ниже и просите одеть их малыша самостоятельно; постепенно он научится сам их надевать, подбадривайте его, хваля за успех).

Пригодится, умение самостоятельно есть, пить, засыпать, ходить в туалет по мере необходимости, занимать себя игрой.

5. Родители, игра в этом возрасте – ведущая деятельность. Помогите вашему малышу, научите его играть. Можете начать вместе, а затем выйти и посмотреть, будет ли он играть без вас. Если он может продолжить игровую деятельность – это хороший знак. Дети, которым не показывали, как играть, не будут играть сами, поскольку просто не умеют.

6. Готовьте детей к общению со сверстниками. Посещайте детские парки и площадки, учите играть с песком, ходите вместе на праздники. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется. А может легко находит общий язык с детьми, легко контактирует, тянется к общению, раскован. Зная особенности своего ребенка, учите общаться с другими без драк и ссор, научите решать конфликты.

Что же такое детский сад?

Не все дети знают, что это такое. Расскажите ему про детский сад и как можно подробнее. Поможет вам сюжетно-ролевая игра «День в саду». Возьмите любимую игрушку, например, мишку. Мишка отправится в детский сад. Кукла Маша (мама) разбудит мишку, умоет, оденет и пойдет с ним в детский сад. Их встречает добрая зайчиха (воспитатель) и другие игрушки (дети). Придумайте, как вы будете прощаться (улыбнуться, помахать рукой, сказать «До свидания»). Проигрывайте режимные моменты. Покажите, как завтракают, играют, гуляют, складывают вещи, ложатся спать. Обязательно проигрывайте, что кукла Маша (мама) приходит и забирает мишку домой. Последний момент очень важен: если вам надо по какой-то причине закончить игру, то забрать мишку домой нужно обязательно. Расставание с мамой – наиболее травматично, и ребенок должен твердо запомнить: мама всегда возвращается.

Можно придумать истории с разными персонажами, как они ходят в детский сад, что им там нравится. Это поможет позитивно настроить вашего малыша.

Если вы будете проходить мимо садика, расскажите, что он пойдет именно сюда. Можете зайти и походить по дорожкам, показать площадку. Узнайте, как зовут воспитателей, называйте их по имени отчеству, познакомьтесь с ними заранее. Расскажите им об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, что он умеет делать, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего малыша.

Бывает так, что мама практически не расстается с ребенком до его поступления в сад. Постепенно передоверяйте заботу о нем другим родственникам. Начинайте с нескольких часов, а затем можете увеличить время разлуки.

Советы любящим мамам.

1. Каждая мама испытывает чувство тревоги за своего малыша. Иногда в речи может прозвучать высказывание типа: «Как же ты там один? Маленький будешь без мамы скучать». Не говорите сами и не позволяйте никому из окружения говорить такое ребенку. Старайтесь не обсуждать тему о том, что вы встревожены, со своими друзьями при малыше. Ваш ребенок все слышит и может сделать вывод, что садик это плохо и опасно.

Нельзя пугать садом: « Ты маму не слушаешь, пойдешь в сад, там тебя научат как себя вести». Ребенок может решить, что сад это место, где его будут ругать, наказывать. А зачем идти в такое место?

2. Старайтесь не критиковать взрослых или воспитателей в присутствии малыша. Бывает, что вам не нравится сад и воспитатели, но выбора у вас нет, вам приходиться ходить именно в это учреждение. Ваш настрой может передаться ребенку, и он будет изначально воспринимать атмосферу сада как недружелюбную. Старайтесь поменьше обсуждать садовские проблемы при малыше и в будущем.

3. Уже сейчас спланируйте первые месяцы пребывания в дошкольном учреждении. Лучше не спешить на работу в этот период. Первый месяц посвятите тому, чтобы помочь ребенку постепенно адаптироваться. В первые дни оставляйте малыша в садике на 1 – 2 часа на прогулке, вы можете гулять с ним. Потом можно будет привести ребенка к завтраку и оставить до возвращения с прогулки. Через несколько дней, при условии хорошей адаптации, можно оставить его на обед. Если ваш малыш с удовольствием ходит в садик, то через две недели попробуйте оставить его на дневной сон, забрав его до полдника. Примерно следующую неделю увеличивайте время пребывания в саду до целого дня. Не опаздывайте, приходите за ним вовремя. Потребуется около месяца, чтобы ребенок освоился и привык к новой жизни. Это при условии хорошей адаптации. Нужно учитывать, что если ребенок заболеет в первые дни посещения садика, то потребуется время, чтобы он выздоровел. Следовательно, время привыкания увеличится, и маме советуем приступать к работе уже после того, как малыш адаптировался к новой жизни в детском саду.

Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть просто плохим настроением.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год. Тема: «Ознакомление…

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования» 1 квалификационная...

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...

Читайте также

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...