Развитие способов познавательной деятельности
Собственная познавательная деятельность ребенка - основной путь познания окружающей действительности.
Работая с детьми пятого года жизни, я наблюдаю у них потребность к познавательной деятельности (например: желание и готовность искать интересующую информацию, написать что-то самому, запомнить новые названия, экспериментировать…).
Я стараюсь поддерживать их стремление к самостоятельному познанию. Учитываю интересы детей, их личностные особенности, потребности, опыт. В этом мне помогает использование проектного метода, который способствует развитию познавательного интереса к разным областям знаний. Ежедневно я создаю развивающую среду, стимулирующую активность детей, позволяющую исследовать и самовыражаться. У моих детей есть возможность выбирать (в основе свободного выбора лежит личная заинтересованность - внутренняя мотивация), активно и самостоятельно действовать в разных центрах активности («Науки», «Искусства» «Книги», «Математики», «Песка и воды», «Семьи», «Строительства», «Грамоты»…) пробовать свои силы в разных видах деятельности (в которых они чувствуют себя более органично).
Мои дети много экспериментируют, решают проблемные ситуации, головоломки, моделируют, пользуются схемами и пытаются сами их создавать. В ходе собственных действий они приобретают свой опыт, впечатления. А я стараюсь его уточнить, обогатить, обобщить в процессе партнерского взаимодействия.
Например, во время проекта «Профессии» мои воспитанники много играли в сюжетно- ролевые игры («Театр», «Магазин», «Ателье», «Почта»…..), в ходе которых столкнулись с необходимостью знать и применять цифры (совершая покупки, снимая мерки, покупая билеты …). Я предложила детям самим изготовить реквизит для игр (деньги, билеты, ценники…).
А когда нашу группу посетила мама-дизайнер по костюму, у детей возникло другое желание. Во время мастер класса дети экспериментировали с разными материалами (исследовали их в воде, прошивали, примеряли модели на себя…). А потом у них возникла идея создать журнал мод и сшить одежду для кукол. Взяв на себя роль швеи, дети задались вопросом как же действовать? Мною были предложены средства для измерения. Дети с удовольствием измеряли кукол и записывали мерки (рост), а потом измеряли ткань. Так в ходе собственных действий они приобрели свой собственный опыт.
Приобретая новый опыт (самостоятельно или во взаимодействии с другими) мои дети стремятся поделиться им с друзьями. Я стараюсь эту инициативу ребенка поддержать. На детском совете (2 круге), после работы детей в центрах активности, каждый желающий делится своими успехами (обсуждает процесс своего развития). Я по необходимости помогаю вопросами: что сегодня получилось, чему научился, как смог это сделать, были какие-то трудности….
В ходе обсуждений стараюсь помогать видеть ребенку свои успехи, уважительно и серьезно отношусь к тому, что демонстрирует ребенок. Такие обсуждения приносят радость и удовольствие, а это мотивирует к дальнейшему развитию.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Удочка»
Дидактическая игра «Удочка» Уважаемые коллеги, предлагаем вам вариант самодельной игры "Удочка" которую мы сделали самостоятельно, вложив в её изготовление тепло своих рук...
Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к…
Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к школе группы на основе сказки О. Уайльда «Мальчик - звезда» Цель: развитие эмоциональной...
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...