Здесь Родины моей начало

 

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьёзных проблем нашего времени. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникся теми основными чувствами, какими живет народная душа», - писал русский философ В. В. Зеленский.

Современное общество с помощью негативной информации из Интернета, СМИ, кино, подвергнуто большой опасности - разрушению личности. Поэтому духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальным в наше время. Формирование разносторонней, эмоционально отзывчивой и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении к культурному наследию своего народа. Нравственность, духовность и патриотизм выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. И только в результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, развивается благородство и достоинство личности.

В отечественной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель - воспитывать подрастающее поколение мыслящим, добродетельным, милосердным, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. Человек, способный правильно оценивать и понимать чувства и эмоции другого человека, для которого понятие дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, нужен нашему обществу для того, чтобы не потерять уважение людей друг к другу, для того чтобы идти вперед.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста очень важно, так как именно в этот возрастной период ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований принятых в обществе. От нас педагогов, родителей зависит, какими станут наши дети – а значит, и будущее нашей страны.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.

Для формирования личности человека важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, гуманизм, патриотизм - это приобретения личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Любовь к своей Родине, природе, своему прошлому и настоящему, уважение к традициям родного края, к труду взрослых и понимание того, что ты являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее. Воспитание этих чувств, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны.

Дети наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны - это история России, история малой Родины. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, чтобы ребенок с детства понимал, что он является частью своего народа, что у каждого человека есть Родина, дорогие и близкие ему места, его родные люди.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Наверное, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это мы стараемся передать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.

Педагоги нашего ДОУ разработали проект нравственно - патриотического воспитания детей «Здесь Родины моей начало». Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему родному городу на основе разнообразия форм работы. При разработке проекта мы опирались на принцип приоритетности регионального культурного наследия: воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям писателей, поэтов, композиторов, художников.

В своей работе мы стремимся достигнуть главной цели- разбудить творческую активность ребенка, дать нужные знания детям, научить их любить свою малую Родину - Кубань, вызвать у них познавательный интерес к промыслам, к истории нашего города и края. Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего народа, которые нуждаются в восстановлении и защите. Чтобы возродить их, надо позаботится о воспитании детей в этих народных традициях.

Воспитание чувства Родины начинается у детей с отношения к семье, к самым близким людям — это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании невозможно. Способы поведения, принятые в семье очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой меры. Для формирования у детей нравственных чувств, ясной системы ценностей принятой в обществе, мы подобрали для родителей комплекс мероприятий: беседы, консультации, развлечения.

Нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Приступая к работе над проектом, мы хорошо понимали, что для целенаправленного результативного осуществления нравственно-патриотического воспитания необходим основательный, теоретический и практический багаж. Педагог - носитель народной культуры и традиций, исполнитель социального заказа нашего государства. Поэтому, прежде чем начать работу по воспитанию любви к родному городу, мы сами изучили историю города Краснодара: посетили музеи, памятные места, подобрали соответствующую краеведческую литературу отражающую быт, культуру, традиции края. Составили перспективный план работы по ознакомлению детей старшей и подготовительной к школе групп с родным городом. Разработали конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, оформили фото - альбомы, подобрали кубанские народные игры, сюжетно - ролевые и дидактические игры которые знакомят с фольклорным, музыкальным и литературным наследием казачества, формируют представления о семье, об истории Кубани, о животном и растительном мире края, народно-прикладном искусстве. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью, историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором. Мы стремимся широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты казацкого характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, мы приобщаем наших детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Дети любят участвовать в народных праздниках, играх, развлечениях. Вместе с взрослыми активно готовятся и принимают участие в таких праздниках как: «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рождество», «Святки», «Памяти защитников Отечества», «Масленица», «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Троица», «Яблочный спас».

Богата Кубань и культурными традициями. Множество театров, культурных центров, дворцов, концертных залов.

Кубань – песенный край. Здесь хорошо сохранилось песенно - танцевальное традиционное народное творчество. Особое место занимает Кубанский казачий хор, творчество которого направленно на сохранение и развитие кубанской народной песни. Репертуар Кубанского хора состоит из старинных казачьих песен, а также песен написанных композиторами Кубани. Детям очень нравиться не только слушать кубанские мелодии, но и самим становится участником совместного пения знакомых произведений.

Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-исторической среде, понимают меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

У Краснодара славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее. Мы верим, что наши дети, зная историю родного города, уважая его традиции, будут стремиться и приумножать его славу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Богатства русского леса»

Лепбук «Богатства русского леса» Лес – это прекрасное место для всех живых организмов, в том числе и для человека. Человек в...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах» Образовательная область: «Речевое развитие» с ребенком...

Читайте также

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да…

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да, ярмарка!» Звучит «Русская народная музыка», дети стоят парами за кулисами, выходит воспитатель. Воспитатель:...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...