Сайт для воспитателей детских садов




( 10 Голосов ) 


Проект по математике
«Волшебная страна Математика»

в рамках дополнительного образования детей 5 – 7 лет

 

Пояснительная записка.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.

 

Характер материала определяет назначение кружка:

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимся, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать,

 

Цель кружка:

- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления

Задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Формирование представлений о числе и количестве:

- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.

 

Ожидаемый результат.

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью:

В старшей группе – 25 минут;

В подготовительной - 30 минут.

 

Содержание занятий 1 года обучение детей 5 - 6 лет.

Октябрь

 

Тема

Программное содержание

1. «Что общего и чем отличаются»

Учить сравнивать свойства предметов.

2. «Подбери по форме»

Закрепить свойства предметов.

3. «Найди, кто лишний»

Закрепить сравнивать свойства предметов.

4. «Какой фигуры не хватает?»

Закрепить свойства предметов.

 

Ноябрь

 

Тема

Программное содержание

1. «Что изменилось»

Учить находить свойства предметов.

2. «Третий лишний»

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

3. «Четвертый лишний»

Закрепить умение сравнивать группы предметов

4. «Лабиринты: кто кому звонит?»

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

 

Декабрь

 

Тема

Программное содержание

1. «Дорисуй и раскрась»

Учить соотношении: часть - целое.

2. «Продолжи закономерность»

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

3. «Найди одинаковые игрушки»

Учить пространственные отношения: справа, слева.

4. «Четвертый лишний»

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

 

Январь

 

Тема

Программное содержание

1. «Дорисуй»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

2. «Чем отличаются клоуны»

Закрепить число и цифру 1.

3. «Поменяй признак»

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

4. «Лабиринты»

развивать глазомер и образное мышление

 

Февраль

 

Тема

Программное содержание

1. «Продолжи закономерность»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление

2. «Что общего»

Учить детей умению составлять равенства.

3. Соедини предметы»

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

4. «Дорисуй»

Закрепить числа и цифры 1-3.

 

Март

 

Тема

Программное содержание

1. «Догадайся, как надо раскрасить»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

2. «Разбей фигуры по признаку»

Закрепить число и цифру 4.

3. «Какой домик лишний и почему»

Закрепить представление о многоугольниках.

4. «Логические цепочки»

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

 

Апрель

 

Тема

Программное содержание

1. «Перехват»

Закрепить число и цифру 5.

2. «Обведи дорожки»

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

3. «Раскрась»

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

4. «Раскрась так же»

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

 

Май

 

Тема

Программное содержание

1. «Что сначала, что потом»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

2. «Приключение Красной Шапочки»

Закрепить пройденный материал.

3. «Праздник математики»

Закрепить пройденный материал.

 

 

Содержание занятий 2 года обучения детей 6 – 7 лет

 

Октябрь

 

Тема

Программное содержание

1. «Штриховка».

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

2. «Назови лишний предмет».

Развивать аналитическое мышление

3. «На что похоже?».

Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.

4. «Считай дальше».

Закреплять умение считать до 10.

 

Ноябрь.

 

Тема

Программное содержание

1. «Пройди по лабиринту».

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Водяной – шутник»

Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

3. «Расколдуй изображение».

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

4. «Рисуем бусы».

Называть цвета и показывать соответствующий карандаш

 

Декабрь.

 

Тема

Программное содержание

1. «Внимательные художники».

Развитие зрительного восприятия.

2. «Логическое домино».

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

3. «Сбежавшие числа»

Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

4. «Нарисуй по памяти»

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

 

Январь.

 

Тема

Программное содержание

1. «Назови соседей».

Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

2. «Большие и маленькие фигуры».

Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

3.«Найди отличия»

Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие

4. «Роботы».

Закрепить геометрические фигуры

 

Февраль.

 

Тема

Программное содержание

1. «Лабиринт»

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Где моё место?»

 

Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

3. «Указываем направление».

Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.

4. «Кораблик Плюх – Плюх»

Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

 

Март

 

Тема

Программное содержание

1. «Чудо – крестики»

Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

2.«Найди и обведи».

Развитие мелкой моторики рук.

3. «Рисуем кошку»

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

4. «Колумбово яйцо»

Развивать геометрическое представление, наблюдательность.

 

Апрель.

 

Тема

Программное содержание

1. «Торопись, да не ошибись»

Закрепить знания состава числа первого десятка.

2. «Будь внимателен!»

Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

3. Моделирование из геометрических фигур.

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

4. «Соедини точки по образцу»

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

 

Май.

Тема

Программное содержание

1. Логоформочки. «Крестики – нолики».

Научить детей Логоформочки

Математический праздник

Закрепить пройденный материал.

 

Список литературы:

1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006

2. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001

3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997

4. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.

6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

10. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

12. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии




Комментарии

  • Булатова Зиля
    Начало программы хорошее. Хотелось бы увидеть ее полностью. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Вероника
    Спасибо! Очень полезный материал, особенно в свете новых требований

    Подробнее...

     
  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...