Проект
«Азбука общения»

Тип проекта: педагогический.

Участники: воспитатели, дети, родители подготовительной группы № 2.

Целевая группа: дети подготовительной группы № 2, родители.

Масштаб:

по времени реализации: долгосрочный 6 мес.,

по количеству участников: 20 детей группы и 40 родителей.

Основание для разработки:

Дети подготовительной группы через год вольются в новый школьный коллектив. Им придется общаться с новыми сверстниками и взрослыми людьми. Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.

Жизнь современного человека наполнена стрессами, преодоление которых становится одной из наиболее актуальных проблем.

Стресс - это любое обстоятельство жизни оцениваемое человеком как негативное, мешающее удовлетворению его потребностей. Организм реагирует на стресс на физическом и психическом уровне.

Основой стрессоустойчивости у человека является:

1. Самопринятие или любовь к самому себе. Самопринятие – это жизненная опора человека, или другими словами «подушка безопасности» в жизни человека.

2. Характеристика стрессоустойчивости – оптимизм;

3. Составляющая стрессоустойчивости – овладение дошкольниками стратегиями преодоления негативных эмоций (например, страха, печали, злости);

4. Составляющая стрессоустойчивости – умение расслабляться.

Для меня, как педагога, этот проект важен по той причине, что психологи в саду часто меняются, и они не наблюдают детей ежедневно, а воспитатель общается с ребенком ежедневно и видит его в различных ситуациях. Поэтому воспитатель как никто заинтересован в реализации данного проекта. Что поможет поддерживать в группе комфортную для детей обстановку.

Цель проекта:

Развивать коммуникативные способности детей, что поможет реальному общению детей с новым коллективом при поступлении в школу, через знакомство детей и родителей с простыми играми и упражнениями, способствующими развитию основных умений общаться, от этого зависит психическое здоровье детей.

Развивать стрессоустойчивость у дошкольников.

Задачи:

1. Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;

3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;

6. Формировать умение сознательно регулировать расслабление и напряжение мышц тела;

7. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.

 

Стратегия и механизмы реализации:

1. Создание предметно-развивающей среды и методического материала:

1. Создание психологического уголка;

2. Изготовить накидки на 2 мягких кресла: по цвету желтая и салатовая для снятия мышечного напряжения и профилактика утомляемости глаз;

3. Оформление фотоальбомов «Это Я»;

4. Изготовить веселые сюжетные коврики;

5. Подбор «волшебных предметов» (шляпы, накидки, короны, волшебные палочки, чудесные башмачки, волшебные туфельки и др.);

6. Изготовить: коробочку примирения, мешочек настроения, подушку для битья, копилку добрых дел, доску настроений;

7. Оформить свободные поверхности группового помещения в виде овощей и фруктов с выражением эмоций, можно использовать наклейки животных придав им выражение разных эмоций;

8. Приобрести и закрепить зеркало в уголке для выполнения различных этюдных упражнений, например, «Попугай, дразнит самого себя»;

9. Оформить альбом с правилами: доброты, честности, вежливости (для детей подготовительной группы можно ограничится текстами, а для младшего возраста правила в картинках), правила настоящей дружбы.

2. Диагностика детей на уровень определения самоконтроля (методика Розенцвейга).

3. Содержание работы с детьми по разделам:

1. «Я и мое тело»:

Упражнения направлены на преодолении замкнутости, пассивности, скованности детей – это важно т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и физически защищен. (Картотека игр прилагается)

Игры: «Путаница», «Насос и мяч», «Три подружки», «Котята», «Штанга», «Кулачки».

2. «Я и мой язык»:

Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики: «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов», «Испорченный телефон»: упражнения на расслабление речевого аппарата: «лягушки», «орешек», «волшебный сон».

3. «Я и мои эмоции»:

Игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Игры: «Пиктограмма», «Угадай-ка», «Волшебный мешочек», «Азбука настроения»; рисуем эмоции пальцами, дневник настроения.

Этюды на выражения гнева: «Король Боровик», «Хмурый орел», «Гневная гиена», «Два сердитых мальчика».

Этюды на выражение удовольствия: «Цветок», «Первый снег», «Встреча с другом».

4. «Я и другие»:

Игры и упражнения направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Игры: «Прорви круг», Поводырь», «Жмурки», «Связующая нить», «Клеевой дождик», «Лепим сказку».

Цикл бесед: «Доброта», «Честность», «Вежливость», «Как правильно дружить» (разработка совместно правила дружбы), «Секрет волшебных слов», «Давай поговорим» (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).

Игровой тренинг: «Как стать волшебником», игровое занятие М. Пляцковского «Эй, ты!», «Как поступить».

Упражнение: «Общаемся уважительно и ласково», «Сказка наоборот», «Ролевая гимнастика», «Сказка по кругу», «Разыгрывание ситуации», «Расскажи руками»

Обсуждение стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиками».

Итоговое мероприятие – практическая конференция «Азбука общения» совместно с родителями.

4. Ожидаемые результаты:

- дети с повышенной активностью научатся приемам саморегуляции;

- агрессивные дети будут меньше ссориться и драться;

- раскроются тревожные дети и застенчивые;

- дети научатся сотрудничать друг с другом.

5. Трансляция проекта:

- листы информации;

- ширмы для родителей;

- трансляция проектной деятельности педагогам детского сада;

- интернет (сайт детского сада «Созвездие»).

6. Дальнейшее развитие проекта:

1. Этот проект применим для детей всего дошкольного возраста от 3-х лет и старше. В дальнейшем проект, возможно, адаптировать к детям разной возрастной категории.

2. Создание картотек игр и ситуаций по всем разделам проекта.

 

Литература:

1. «Азбука общения» Л.М. Щипицына, О.В, Защиринская, А.П. Воронова,

«Детство – Пресс» Санкт-Петербург, 2004 г.

2. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Москва. АСТ: 2008 г.

3. Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Москва. АСТ: 2008 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности Важнейшей составляющей образовательного процесса наряду с обучением является воспитание. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и...

Профессия воспитатель детского сада

Профессия воспитатель детского сада Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек. Профессия воспитатель детского...

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и...

Читайте также

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе. Тема «Путешествие на поезде»

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе Тема «Путешествие на поезде» Цели: 1. Обеспечить применение на практике речевых навыков общения детей. 2. Обеспечить развитие...