Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы «История нашего Елизаветинского сельского поселения»

Введение

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.

К. Симонов «Родина».

Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача отечественной педагогики. Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному городу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем: с историко - культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

Актуальность

Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ истории возникновения и становления родного села и края, обычаев местного

населения Донского края, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России.

Это делает данный проект актуальным в современных условиях.

Проблема

Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость: «Дерево без корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с родным селом и краем должен быть разнообразен и регулярен.

Гипотеза

Если использовать методы и формы проекта в своей работе, то мы заинтересуем наших детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории нашего поселения, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил поселение, будут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать впечатления в продуктивной деятельности, и мы заинтересуем детей и их родителей, к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, тогда можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Участники проекта:

• воспитанники ДОУ;

• педагоги;

• родители;

• совместная деятельность с детьми и родителями.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселения, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

- Развивать бережное отношение к поселению, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

- Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края.

- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально- ценностное отношение к краю.

- Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции.

- Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному краю, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям своего народа, села;

Роль родителей в реализации проекта:

• Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания.

• Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной».

• Выставка фото - рисунков «Моё родное село» (совместно с родителями).

• Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».

Вид проекта: информационно-творческий, познавательный, групповой.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Данный проект рассчитан на 3 месяца с 1 ноября 2023г. по 31 января 2024 года.

Проект содержит пять основных разделов:

Первый раздел: «История родного края», где детям даются начальные

сведения о прошлом родного поселения, Донского края, об образовании Ростовской области. Знакомство с гербом, флагом Ростовской области.

Второй раздел «Природа родного края», где дети знакомятся с животным и

растительным миром Елизаветинского сельского поселения, Донского края, о необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды. Заповедники и национальные парки на территории нашего поселения.

Третий раздел «Достопримечательности Елизаветинского сельского поселения», где дети знакомятся с историческими объектами родного села.

Четвертый раздел «Народные традиции нашего поселения», где дети знакомятся с казачеством, русским народным костюмом, с изделиями народных умельцев нашего края, с православными традициями.

Пятый раздел «Люди, прославившие Донской край», где дети знакомятся с героями Великой отечественной войны, героями СВО, писателями, артистами.

Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.

2. Основной этап проекта «История нашего Елизаветинского сельского поселения».

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Задачи.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1) Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).

2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

3) Дидактические игры.

4) Выставка книг со стихами местных поэтов.

2 этап – практический.

Содержание проектной деятельности

Ноябрь

1 неделя

Составление плана работы и разработка конспектов занятий, развлечений и бесед по выбранной тематике проекта, подбор методической и художественной литературы о достопримечательностях Елизаветинского сельского поселения.

Анкетирование для родителей: «Родной свой край мы любим и знаем».

2 неделя

Пополнение и подборка материала по теме. Сбор информации о культурно - историческом наследии поселения.

Интегрированное занятие на тему: «Знакомство с историей Елизаветинского сельского поселения».

Цель: Ознакомить детей с историей родного поселения. Воспитывать патриотические чувства, любви к Родине, к родному селу через познание историко - национальных и природных особенностей родного края, сопричастность к окружающему, развивать такие качества как честь, достоинство, доброжелательность, совесть, гражданственность, милосердие.

Беседа «День народного единства»

Цель: воспитать чувство гордости за свою страну, село, ее достижениями, людьми.

3 неделя

Беседа «Моё Елизаветинское сельское поселение» рассматривание иллюстрации.

Цель: Познакомить с историей названия улиц, совместно с родителями посетить наиболее интересные места поселения.

Фото – выставка на тему «Достопримечательность Елизаветинского сельского поселения»

Цель: Создать условия для визуального, наглядного восприятия детьми памятников культурного наследия родного села, достопримечательностей.

4 неделя

Беседа на тему: «Елизаветинское поселение, моя малая Родина».

Цель: Расширять знания детей о национальностях народа, проживающего в нашем поселении. Способствовать формированию гражданско – патриотического отношению к селу, к людям разных национальностей, проживающих в поселении, к сверстникам других национальностей.

Прогулка в мини музей ДОУ «Казачий дом»

Цель: Знакомство детей с казаками, с казачьим куренем, старинными предметами. Воспитывать чувство уважения к прошлому.

Декабрь

1 неделя

НОД на тему: «Природа родного поселения»

Цель: Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире нашей области.

Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр презентаций «Животные

Донского края», «Цветы», «Заповедники Ростовской области», «Водоёмы».

Дидактическая игра «Рассели птиц и животных».

2 неделя

Беседа: «Традиции Елизаветинского сельского поселения»

Цель: познакомить детей с русскими народными традициями празднования православных праздников, воспитывать уважение к сложившимся традициям поселения.

3 неделя

Беседа: «Никто не забыт и ничто не забыто»

Цель: Формировать представления детей о героизме, подвиге. Воспитать чувство уважения и гордости к людям, которые отстояли мир на нашей земле. Формировать у детей чувство патриотизма.

Экскурсия: « Стена памяти»

Цель: формировать у детей чувство патриотизма, уважения и чести.

4 неделя

Досуг: «Праздник Новый год»

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, воспитывать чувство уважения к русскому фольклору.

Январь

1 неделя

Беседа, рассматривание фотографий на тему: «Рождественские праздники».

Цель: продолжать знакомить детей с традициями празднования православных праздников, воспитывать уважение к сложившимся традициям в родном поселении.

Художественное творчество: рисование на тему «Маршрут движения от дома до детского сада».

2 неделя

Беседа: «Творческие люди нашего края»

Цель: Познакомить детей с местными писателями, актёрами, передовиками производства.

(А.П. Чехов, М.А. Шолохов, В. Закруткин), художнике М. Грекове, музыканте Ю. Башмете, актрисе Ф. Раневской, Н.В. Переверзевой

3 неделя

Чтение художественной литературы: «Нахаленок».

Цель: Способствовать развитию художественного восприятия текста; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память.

4 неделя

НОД: «Моя Родина - Россия!»

Цель: Продолжать знакомить детей со своей страной, символикой – гербом, флагом, гимном России.

Аппликация «Флаг Ростовской области».

Цель: продолжать воспитывать чувство любви к Родине.

Предполагаемые результаты:

• Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.

• Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной город, желание сохранить его чистым и красивым.

• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятникам.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.

4. Список использованной литературы

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

2. Нравственное воспитание в детском саду. Петрова В.И., Стульник Т.Д., М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель Е.А. Поздняков. Волгоград: Учитель,2008

4. Мое Отечество – Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Богачева В.И. и другие М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004

5. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Авторы-составители Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова.

6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы М.: ТЦ Сфера,2005

7. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. Писарева А.Е., Уткина В.В. М.: ТЦ Сфера,2007

8. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

9. Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с.

10. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

12. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А., Некрасова Т.А. «Методические рекомендации к изданию дополнительного образования для детских образовательных учреждений «Моя Югра. Край, в котором я живу», – Москва: ООО «Аст-Пресс школа», 2020. – 47 с.

 

Приложение

Приложение № 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Родной свой край мы любим и знаем»

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края?

_____________________________________________________________

2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?

_____________________________________________________________

3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц города и в честь кого они названы? _______

4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города и района?

_____________________________________________________________

4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе?

_____________________________________________________________

5. Какие места нашего города вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?

_____________________________________________________________

6. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?

_____________________________________________________________

7. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое,  интересное об истории, культуре, природе родного края?

_____________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

Спасибо за сотрудничество!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» Любая активность детей сопровождается эмоциональными переживаниями. Как...

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка»

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка» Действующие лица: Снежинка Снегурочка Зайчик Мишка Лисичка Дед Мороз Львенок. В зал под музыку входят дети Снежинка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте зверята! Ёлка, елка, ёлочка. Мы к тебе пришли, Огоньки весёлые Ты скорей зажги! Хлопает...

Читайте также

План работы с родителями

План работы с родителями Средняя группа Взаимодействие с родителями. Основные цели и задачи: Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия...

Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я»…

 Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я» в подготовительной группе

Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста

Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у...