Детско-родительский проект «Семья вместе, так и душа на месте»


Паспорт проекта.

Тип проекта: комплексный.
Продолжительность проекта: учебный год.
Участники проекта: педагоги, воспитатели, дети старшей группы.

Обоснование актуальности проекта.

Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка… Мир, где царят любовь и доверие, взаимопонимание и уважение. Здесь он учится любить и заботиться, доверять и радоваться, получает первые свои знания об окружающем и социальном мире. Именно семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, именно в семье закладываются жизненные планы и идеалы человека. Поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения имеют решающее значение в воспитании ребёнка. Однако, под влиянием разнообразных внешних факторов, обусловленных проблемами современного общества, такие понятия как семейные ценности постепенно уходят на второй план, отдавая первенство образованию, карьере, поиску высокого дохода. Формирование и популяризация ценностного отношения к семье и семейным традициям не только у детей, но и у самих родителей сегодня является одной из актуальных, от решения которой зависит не только благополучие семей, но и общества в целом.

Основной проблемой является недостаточное осознание родителями важности сохранения семейных традиций для полноценного воспитания детей. К сожалению, в наше сложное время, когда распадаются семьи, многие родственники утрачивают связь, почитать семейные традиции становится весьма сложно. Результаты проведенного анкетирования родителей нашей группы показали, что в семьях воспитанников уделяют недостаточное внимание семейным традициям: 80% родителей ответили, что дети не знают свое генеалогическое древо, из существующих традиций в семье 80% отмечают дни рождения, 45% - государственные праздники. На вопрос, каким образом традиции появились в вашей семье, 25% ответили, что переходят из поколения в поколение, 50% - закреплены обществом, у 15% традиции зародились в семье, у 10% - появились сами собой, но 95% опрошенных хотят, чтобы дети переняли традиции в свои будущие семьи. На основе полученных данных по результатам анкетирования мы приняли решение разработать и реализовать проект с родителями по сохранению и укреплению семейных традиций. Сегодня важно поддерживать у родителей интерес к совместному с детьми времяпрепровождению, важно помочь понять родителям, что укрепление семейных ценностей и традиций – это одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, как членов общества, которые способны создать здоровую семью и благополучную ячейку общества в будущем.

Цель проекта. Повышение мотивации родителей в создании и сохранении семейных традиций, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.

Задачи проекта.

Для родителей:

    • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и развития детей;
    • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций.
    • Активизировать потребность родителей к формированию семейных ценностей.
    • Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
    • Содействовать формированию у родителей потребности в совместном с детьми времяпрепровождении.
    • Способствовать созданию родителями эмоционально благополучной атмосферы дома, в семье, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.
    • Развивать творческую активность, коммуникативные навыки, способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

Для детей:

    • Расширять представление детей о семье, о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
    • Формировать представление детей о понятиях «семья», «семейные традиции», «обычаи».
    • Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению, желание помогать им.
    • Сформировать у детей интерес к истории своей семьи, сохранению семейных традиций и обычаев.
    • Воспитание у дошкольников духовно – нравственных качеств, любви к своей семье.
    • Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности с родителями.

Для педагогов:

    • Изучить мнение родителей о том, какое значение играют семейные традиции в воспитании детей.
    • Организовать консультации и обмен опытом между родителями.
    • Обогащать детско-родительские взаимоотношений при проведении совместных мероприятий.
    • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, формировать и активизировать проявления эстетического отношения к окружающему миру и семье.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • тематические консультации;
  • тематические выставки;
  • дискуссии, беседы;
  • родительское собрание;
  • информационный лист, памятки, рекомендации;
  • совместные мероприятия: праздники, развлечения.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Повышение родительской грамотности по сохранению и укреплению семейных традиций.
  • Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.
  • Укрепление детско-родительских отношений, возрождение традиций семейного воспитания.
  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
  • Развитие способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности.
  • Обогащение опыта межличностного общения родителей, обмен опытом семейного воспитания.
  • Дети проявляют интерес к традициям своей семьи и отражают свои впечатления в продуктивной и игровой деятельности.
  • В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как
    совместная партнерская деятельность родителей, воспитателей и детей.
  • Родители получили немаловажный опыт общения и совместного творчества с детьми, который сближает и наполняет жизнь всех участников новыми впечатлениями.
  • Творческое взаимодействие родителей и детей
  • Повышение мотивации родителей в духовно-нравственном воспитании детей.

Продукты проектной деятельности:

  • Методические разработки мероприятий с родителями
  • Сценарии совместных праздников и развлечений
  • Консультации для родителей
  • Мастер-классы для родителей и детей

Стратегия реализации проекта.

Подготовительный этап.

Цель: Организация и подготовка к взаимодействию всех участников проекта.

Срок: сентябрь 2018г

Задачи этапа:

Создать необходимые условия для реализации данного проекта.

Выявить уровень компетентности родителей о семейных традициях, ценностях.

Изучить методическую литературу по теме.

Выбрать методы и приёмы работы с родителями, используемые в рамках проекта.

Разработать систему совместных мероприятий.

Формирующий этап.

Срок: Октябрь 2018 г. - май 2019г.

Задачи: Знакомство родителей с семейными традициями через различные формы деятельности.

Октябрь.

Тематическая консультация «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»

Папка-передвижка «День пожилого человека»

Выставка семейных поделок из природного материала «Осень в гости просим»

Фотовыставка «Растем здоровыми»

Развлечение с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей»

Ноябрь.

Памятка о трудовом воспитании дошкольников «Обязанности каждого в семье»

Папка — передвижка: «День Матери: истории и традиции»

Фотовыставка «Вместе с мамой»

Совместный праздник «Как хорошо, что есть на свете мама»

Консультация «Сказки, рассказанные на ночь»

Декабрь.

Папка-передвижка «Развитие общения в семье»

Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей»

Тематическая консультация «Как удивить детей новогодними подарками?»

Фотовыставки «Мама на работе», «Папа на работе»

Семейный мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «В мастерской Деда Мороза»

Выставка-конкурс творческих семейных поделок «Зимняя сказка».

Утренник «Здравствуй праздник новогодний».

Январь.

Папка-передвижка «Игры зимой на свежем воздухе».

Памятка для родителей «Составляем родословную»

Фотовыставка «Зимние забавы»

Совместный мастер-класс «Рисуем вместе»

Стендовая информация «Ребенок и компьютер: ЗА и ПРОТИВ»

Семейный вечер «Рождественские посиделки»

Февраль

Папка-передвижка «День защитников Отечества»

Тематическая консультация «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Рекомендации для пап «Традиции: создай и передай!»

Фотовыставка «Наши любимые защитники»

Совместный праздник «Мой папа – самый, самый!»

Март

Папка-передвижка «Международный женский день»

Фотовыставка «Вместе с мамой»

Стендовая информация «Шпаргалки для родителей».

Родительское собрание «Сундучок семейных традиций»

Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо».

Создание фото-книг «Профессии моей семьи»

Апрель

Консультация «День рождения – только раз в году»

Информационная ширма «Воспитательная миссия родителей»

Папка-передвижка «Роль отца в воспитании ребенка»

Семейная копилка «Светлый праздник Пасхи»

Игра-квест для родителей «На помощь своим детям!»

Май

Папка-передвижка «Этот день Победы»

Семейный забег «Забег в честь Победы»

Заключительный этап.

Срок: май 2019 года.

Задачи: Оценка уровня эффективности проделанной работы.

Май

Анкетирование «Ценности и традиции нашей семьи»

Деловая игра «Семья вместе, да и душа на месте»

Описание проекта

Проектная деятельность на тему «Семья вместе, так и душа на месте» проводилась для родителей детей старшей группы дошкольного возраста. При разработке плана реализации проекта мы старались учесть заинтересованность родителей к данной теме, возможность обогащения информацией, рассмотрения проблем и обмена мнениями в вопросах важности сохранения семейных традиций для воспитания детей.

Учитывая все это, мы определили: цель, задачи, содержание проекта, подобрали такие формы проведения мероприятий, где участниками были бы не только взрослые, но и дети, выбрали методы, приемы и средства, необходимые для получения положительных результатов.

Нами были поставлены задачи для каждой категории участников проекта. Проект получился долгосрочным, проводился в течение девяти месяцев для того, чтобы родители почувствовали связь семейных традиций и исторических праздников, ведь нельзя знать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. 

Необходимо понимать, что семейные традиции являются основой создания духовной атмосферы в каждой семье. Создание традиций важно не только для воспитания детей, но и для самих родителей. Они способствуют сплочению семьи, пониманию того, что она единое целое. Внедрение традиций зависит не только от установленных в обществе норм, но и от самих родителей, их установок и направленности на создание искренних взаимоотношений между членами семьи.

При разработке проекта мы старались создать необходимые условия, чтобы заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия, вместе с тем, опираясь на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций.

В процессе реализации проекта с родителями проводилась большая теоретическая работа по обогащению знаниями и повышению их педагогической культуры. Консультации проводились как в форме наглядных информационных материалов, папок-передвижек, выставляемых в родительском уголке, так и в форме «Круглого стола», или оживленных дискуссий.

Основной этап состоял из мероприятий, запланированных на каждый месяц, в числе которых и фотовыставки, связанные с семьей, профессиями родителей, и выставки творческих поделок, созданных в кругу семьи, и различные тематические праздники, в которых главными участниками наравне с детьми были родители. Любое творческое задание, выполняемое дома, способствовало сближению всех членов семьи, ведь для его выполнения нужно было «оторваться» от современных гаджетов, смартфонов и собраться вместе за дружным выполнением задания.

Огромная работа по изучению своих родственников была проведена в ходе составления генеалогического древа. Родители, а вместе с ними и дети, осознали важность своей семьи, обогатились знаниями о семейной родословной, поняли значимость и ценность семьи в жизни каждого человека. Вместе с составлением генеалогического дерева семьи придумывали герб своей семьи, пытаясь вложить в него «и душу, и сердце», а потом представляли его на «Рождественских посиделках».

Очень непосредственно и эмоционально проходил мастер-класс по изготовлению елочных игрушек. Новый Год – один из самых волшебных праздников, и конечно украшение елки – это одна из тех традиций, которая очень тепло воспринимается всеми членами семьи. На мастер-классе родителям совместно с детьми было предложено сделать игрушку, используя фотографию ребенка. Горящие глаза детей, радостные минуты совместного творения, которые останутся в памяти и детей, и родителей… ну и результат – елочная игрушка, которая войдет в историю каждой семьи.

Атмосфера общности интересов и эмоциональная поддержка царила во время проведения спортивного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья», где каждая семья стала сплоченной командой по преодолению предложенных испытаний. Дети активно «поддерживали» родителей, а родители, в свою очередь, старались не подвести свою семейную команду. Цель мероприятия достигнута, эмоции получены. Все участники получили сладкие подарки, чтобы за домашним чаепитием еще раз вспомнить, какая у них дружная семья. И у каждой семьи пополнится семейный альбом яркими и «живыми» фотографиями с праздника.

В истории каждой семьи есть страничка о годах Великой Отечественной Войны. Все желающие семьи смогли принять участие в семейном забеге, посвященном Великой Победе, где самым ценным является сплочение семьи и память о родственниках, отдавших свою жизнь ради жизни и мира.

Очень ярко проходила игра с родителями «На помощь своим детям», проведенная в форме квеста, которая позволила полностью погрузиться в предлагаемую ситуацию (спасение ребятишек от Бабы-Яги) и активно включиться в деятельность. Родителям необходимо было по иллюстрации вспомнить детскую сказку, увидеть в ней традиции семейного воспитания; распределить принципы воспитания на правильные и не правильные; понять по детскому объяснению совсем не детские понятия, такие как семья, любовь, традиция. Окончательно снять заклятие и расколдовать деток помогла настоящая родительская любовь. Все родители, на каждый шаг, приближающий их к детям, называли ласково свое любимое «чадо». Родители вспоминали свои «семейные» ласковые слова, делясь теплом со всеми окружающими. Атмосфера всеобщего счастья и ликования наполнила зал, когда счастливые дети обнимали своих мам и пап и дарили им «Цветок Добра», выполненный заранее. Каждый ребенок гордится своими родителями. Детям важно видеть, что родители готовы поддержать их в любую минуту, готовы вместе проводить свободное время, хотят быть в курсе их дел. У родителей в результате такого мероприятия формируется мотив для личностной работы и появляется почва для размышлений о ценности семьи.

На заключительном этапе проекта с родителями было проведено итоговое мероприятия в форме «Деловой игры». В игре принимали участие две команды родителей «Умницы» и «Знайки». Каждый тур игры представлял из себя увлекательные задания для родителей, «Карусель проблем» на этом этапе дети разыгрывали сценки, а родителям предлагалось разрешить проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. «Ассоциации» в ходе этого упражнения все убедились в том, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне естественно. В конце игры - тур «Делимся опытом». Родители рассказывали о семейных традициях существующих в их семьях, демонстрировали красочные фотографии и обменивались мнениями. В заключении родители совместно создали коллаж «Счастливая семья».

Вывод.

Проектная деятельность как форма организации работы с родителями, позволяет познакомиться с семейными традициями через различные формы деятельности, художественно - эстетической, социально – коммуникативной, познавательной направленности.

В ходе реализации проекта каждый родитель смог поделиться своими знаниями, своим опытом семейного воспитания с другими семьями, что позволило сплотить всех участников. Использование в проекте совместных со своими детьми заданий творческого характера способствовало объединению родителей и детей для достижения общего результата, умению договариваться, проявлению творчества, фантазии, смекалки и находчивости. Благодаря различным направлениям деятельности во время проекта родители научились весело и интересно проводить время со своей семьей, ценить моменты совместного творчества; укрепили меж-семейные и внутрисемейные связи, уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме, научились хранить и чтить свои семейные традиции, знают свою родословную, знают, откуда произошли их фамилии, научились организовывать семейные праздники, создают видео, фото-архив семейных праздников, собирают копилку семейных реликвий.

В результате проведенной работы у родителей появилась потребность к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, повысилась педагогическая культура, активизировалось желание в формировании семейных ценностей, что подтверждают результаты анкетирования в конце проекта. Проведение проекта позволило в активной ненавязчивой форме обсудить с родителями важные проблемы воспитания и формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, Они осознали роль традиций в становлении личности ребенка.

Анализируя проведенный проект можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Для достижения результатов использовались различные методы. Все виды организованной деятельности с родителями построены логично, а этапы взаимосвязаны.

Из недостатков можно отметить, что не все родители одинаково активно включались в работу. Есть и такие семьи, которые являются пассивными слушателями. Но участие в совместных с детьми мероприятиях они принимали, а также охотно изготавливали различные поделки дома.

В целом, можно отметить, что проектная деятельность для работы с родителями очень эффективна, и мы будем использовать ее в своей дальнейшей практике.

Данный проект с родителями имеет практическую значимость и может быть реализован педагогами в дошкольных учреждениях.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни, ведь каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка Цели: развивать творческих способностей дошкольников посредством театрализации, вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание...

Проектная работа «Русские народные сказки»

Проектная работа «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире стекла и пластмассы» Старшая группа

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире стекла и пластмассы» Старшая группа Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы на основе сравнения. Задачи: - упражнять...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной группы «Путешествие в Бордландию» Тема: Создание условий в ДОУ для полноценного физического и...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...