Творческий проект «Моя малая родина - Подольск»

Методический паспорт творческого проекта

Структура Содержание Примеры и разъяснения
Тема «Моя малая родина – Подольск»  
Руководитель проекта Мостовая Т.М. – учитель-логопед  
Исполнитель проекта Воспитанники старшей группы для детей с ТНР  
Адресация проекта Воспитанники 5-6 лет  
Актуальность Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное возрасте идет активное развитие речи. Факт, что количество детей с ТНР существенно возросло за последние годы. Поэтому, ведущей задачей работы педагога с детьми с нарушением речи, является развитие правильной, эмоциональной и выразительной речи. Необходимо вызвать у ребенка интерес к родному языку, научить говорить и слушать, сформировать и развить языковую компетентность, показать возможности творческой самореализации. Так же неотъемлемой частью работы педагога с детьми с ТНР является развитие любознательности, познавательной активности, расширение кругозора. Огромные возможности для решения этих задач дает краеведение.
Понятие «краеведение» означает «ведать», то есть изучать свой край, его социальные и культурные, географические и природные, исторические и этнографические особенности. Сегодня современное дошкольное образование часто обращается к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания.
 
Типовые особенности проекта Образовательно творческо-ориентированный проект;
По срокам реализации: долгосрочный;
Особенности проекта: создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
 
Цель проекта Развитие речевых навыков, культуры общения у дошкольников через систематизацию знаний о своей семье, месте жительства, детском саде, городе; воспитание чувств патриотизма и любви к Родине  
Задачи проекта 1. Развивать связную речь ребенка через практическую деятельность;
2. Учить детей овладевать родным языком, расширяя и углубляя знания об окружающем мире;
3.; Развивать у дошкольников потребность в общении, как первейшего условия успешной деятельности;
4. Расширять знания о родном городе, закреплять понятие «малая Родина»;
5. Познакомить с устным народным творчеством (пословицы, поговорки о Родине, родной земле);
6. Познакомить с историей города, памятниками и достопримечательностями города; воспитывать бережное отношение к ним;
7. Формировать взаимодействие между родителями, педагогами и детьми, между семьёй и детским садом
 
Формы и методы реализации проекта Формы взаимодействия с детьми:
  • групповые заятия;
  • совместная творческая деятельность детей и педагогов (конструирование из бумаги, рисование, лепка);
  • чтение художественной литературы (народных сказок, фольклорных произведений)
  • совместные выезды на памятные места города, экскурсии;
  • презентации по теме
  • прослушивание народной музыки;
  • игры (пальчиковые, дидактические, с/р, подвижные и др.);
  • обсуждения, беседы, ситуативные разговоры;
  • досуги.
Формы взаимодействия с родителями:
  • совместные выезды на памятные места города, экскурсии
  • консультации на тему «Патриотическое воспитание детей»;
  • выбор материала для уголка краеведения в группе совместно с родителями
 
Этапы реализации проекта 1 этап - подготовительный
2 этап - практический
3 этап - заключительный
 
Суть проекта Развить у дошкольников любовь к городу, интерес к жителям города и гордиться их достижениями, желание познавать и узнавать родной край. Для того чтобы работа была целенаправленной и систематической, следует учитывать следующие направления:
- регулярность изучения познавательного материала;
- непрерывное обогащение дошкольников знаниями краеведческого характера;
- использование краеведческого материала в практической и творческой деятельности детей;
- совместная работа с семьей.
Для развития познавательной активности у дошкольников с ТНР была проделана следующая работа: изучение методической литературы по теме; разработка перспективного плана работы по краеведению с детьми с ТНР; подбор игр, заданий и упражнений, стимулирующих познавательную и речевую активность детей с ТНР.
Большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды в группе, в которой находится ребенок. Она должна быть информационно-доступной и насыщенной для самостоятельного освоения ребенком. Говоря об уголке краеведения для детей, то он должен быть ярким, необычным, привлекательным для практической деятельности (альбомы, поделки, народные игрушки, обереги, детские журналы краеведческого содержания, наборы открыток и фотографий, картотеки игр, загадок, пословиц, чистоговорок, потешек и т.д.). Особое внимание следует уделять активным формам работы: практическая деятельность, целевые прогулки, экскурсии. Во время посещений музеев, памятных исторических мест города дети активно открывают для себя новые знания, обогащая при этом свой лексический запас. На базе полученных знаний строится продуктивная деятельность: рисование улочек, конструирование из бумаги и конструктора макетов новых и старых зданий города, оформление фотоальбомов о нашем крае. Все это подталкивает детей к активизация речи. Этот процесс закрепляется в обсуждениях, беседах, рассказах из личного опыта и т.д.
Дети, знакомясь с историей родного края, развивают свою языковую компетентность, внимательное отношение к речи, расширяют кругозор, что и является целью проекта
 
Типовые особенности проекта Образовательно творческо-ориентированный
По срокам реализации: долгосрочный
Особенности проекта: создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
 
Ожидаемые результаты реализации проекта
Для педагогов:
  • положительная динамика в речевом развитии ребенка через практическую деятельность;
  • повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
  • нестандартная организации образовательного процесса;
  • творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для воспитанников:
  • положительная динамика в речевом развитии детей;
  • повышение качества уровня знаний по теме проекта;
  • проявление творческого, патриотического самовыражения.
Для родителей:
  • повышение значимости семейного воспитания;
  • увеличение знаний по проблемам патриотического воспитания детей;
В результате работы по проекту участники создадут фотоальбомы, альбомы с рисунками и т.д.
 
Ресурсы
Информационно-методическое обеспечение:
1. Образовательная программа ДОУ;
2. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»;
3. И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»;
4. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
5. Н. Рыжова «Мини – музей в детском саду»;
6. «Герб и флаг России». Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. Е.К, Ривина, - М.: АРКТИ – 2004
7. Интернет- ресурсы
 

Перспективный план реализации проекта «Моя малая родина – Подольск»

1 этап – подготовительный
Сроки Цель Мероприятия
Ноябрь создание организационной основы для реализации проекта Оформление музейного уголка по краеведению:
- фотоальбомы и альбомы «Моя малая родина – Подольск», « Мы дружные ребята», «Мои путешествия по малой родине», « Традиционная кукла», «Тайна имени»;
- картотека пословиц, чистоговорок, загадок, скороговорок, поговорок о родине, природе родного края;
- картотека народных примет и поверий;
- картотека народного творчества, фольклора;
- картотека дидактических игр по теме проекта;
- картотека п/игр, пальчиковых игр, упражнений на развитие мелкой моторики;
- пополнение библиотечного уголка (наглядные пособия, детские журналы по теме);
- разработка перспективного плана реализации проекта;
- консультирование родителей по тематике проекта.
2 этап - практический
Декабрь,
январь, февраль
отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие детей Практическая деятельность:
- экскурсия на пищеблок, в медкабинет д/с, а также посещение мини-музея ВОВ на базе ДОУ.;
- экскурсия в детскую библиотеку микрорайона;
- экскурсия в краеведческий музей города, посещение памятных мест Подольска;
- просмотр презентаций по тематике проекта;
- беседы на темы « Моя малая родина – Подольск», «История моей семьи», «История моего детского сада», «Почему человек трудится?» и т.д.;
- обсуждение народных примет и поверий; чтение народных сказок и фольклора;
- рассматривание альбомов и фотоальбомов из уголка краеведения и их обсуждение;
- рисование (лепка, конструирование) по тематике проекта: «Улицы моего города», «Мой д/с», «Народный костюм родного края», «Природа родного края», «Предметы быта» и др.;
- совместные дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и др. с детьми по тематике проекта;
- консультирование родителей и тесное сотрудничество по теме проекта;
- совместные посещения памятных мест Подольска, экскурсии
3 этап - заключительный
Последняя неделя февраля определить результативность проектной деятельности по достижению цели Аналитическая деятельность:
- подведение итогов по реализации этапов проекта работы;
- описание хода и результатов работы над проектом;
- подготовка и проведение консультаций для педагогов;
- привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе;
- публикация материалов на сайте МДОУ


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Огород на окне»

Проект «Огород на окне»

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста «Времена года» Аннотация: Дидактическая игра представляет собой пособие, которое может помочь детям научиться...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Читайте также

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных…

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр Использование театрализованной игры в коррекционной работе с дошкольниками осуществляется по...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора…

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора Айболита в весенний лес», посвященное всемирному Дню Здоровья Цель: повышение интереса...