Проект. Сказки Г.Х. Андерсена как средство формирования социально-нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

 

Актуальность проекта

«Сказка ложь, а в ней намек - добрым молодцам урок».

Проблема

- Низкий уровень социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

- На вопрос, о том: «Какие сказки Г.Х. Андерсена вы знаете?» дети затруднялись ответить.

- У детей понятия, такие как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, патриотизм, долг и честь нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний.

- Недостаточное развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

- Родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы.

- Дети не достаточно содержательно и выразительно умеют пересказывать прочитанное произведение.

- Необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг.

Цель проекта:

Формирование социально-нравственных и духовно - жизненных ценностей у детей в процессе чтения сказок Г.Х.Андерсена.

Задачи проекта:

  • Создавать условия для знакомства детей со сказками Г.Х. Андерсена.
  • Пробуждать интерес к сказкам.
  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок как своё собственное.
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
  • Вовлекать детей и родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость их совместного творчества.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 2 недели.

Ожидаемый результат:

  • Сформировать представления у детей: о социально- нравственных и духовно -жизненных ценностях.
  • Развитие коммуникативных качеств у детей старшего возраста.
  • Проявление уверенности у детей в своих действиях при взаимоотношениях со сверстниками.
  • Умение детей выражать свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Развитие в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Ресурсное обеспечение:

  • мультимедийные презентации,
  • уголок театра,
  • методические и дидактические пособия,
  • теоретическая и методическая литература.

Этапы работы:

1 этап - подготовительный

  • Изучение и анализ литературы.
  • Определение темы.
  • Изучение и обобщение педагогического опыта.
  • Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Обсуждение проекта с воспитателем, родителями.
  • Обновление содержания предметно-развивающей среды.

2 этап - основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3 этап - итоговый

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План мероприятий по реализации проекта

1. Беседы с родителями «Знакомство с проектом».

Проинформировать родителей о том. какие сказки Г.Х.Андерсена рекомендуется для домашнего чтения детям.

2. Беседа с детьми: «Король Сказок».

Познакомить детей с биографией Г.Х.Андерсена.

3. Прочтение сказок: «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», «Новый наряд короля», «Снежная королева», «Свинопас» и т д.

4. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.

5. Просмотр мультфильмов: «Принцесса на горошине», «Огниво», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик» и т д.

Развивать чувство сопереживание, сочувствие, долга и чести.

Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка.

6. Дидактическая игры: «Узнай сказку», «Собери сказку».

Учить работать в коллективе; способствовать формированию таких качеств: дружба, взаимовыручка, отзывчивость.

7. Конкурс рисунков: «Мой любимый герой».

Учить через рисунок передавать эмоциональное отношение к героям.

8. Совместная работа родителей, детей и педагогов. Изготовление костюмов героев сказок Г.Х. Андерсена.

9. «Уютный дом» для книг.

Пополнить книжный уголок сказками Г.Х. Андерсена.

10. Оформление папки- передвижки: «Роль сказки в нашей жизни».

11. Викторина: « В гостях у сказки» Итоговое мероприятие.

12. Фотоотчет проекта.

Заключение

1. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

2. Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

3. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

4. Дети научились понимать смысл сказок, а конкретно такие нравственные понятия как сочувствие, сопереживание, долг и честь и т д.

5. Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.

6. Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль.

7. Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

8. Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу нравственного развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. 

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами социального и нравственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. 

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного нравственного, речевого и эмоционального развития старшего дошкольника. 

 

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»

(По сказкам Г.Х. Андерсена)

Задачи:

  • развивать интерес к творчеству Г Х Андерсена, прививать любовь к чтению;
  • развивать навыки коммуникативного общения;
  • развивать мышление, анализ, умение делать выводы;
  • воспитывать у детей милосердие, сочувствие, доброе отношение к людям;
  • воспитывать у детей чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде;
  • воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.

Ход викторины:

Звучит песня «Приходите в гости к сказке».

Фея сказок:

Со сказками все дружат,

И сказки дружат с каждым.

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что, может, было,

А может быть, и нет.

Ведущий:

Ребята! Вы любите сказки?

Ведущий: Сказок очень много. А чем отличаются сказки от других произведений? (В сказках могут говорить и звери, и птицы и растения, с ними происходят необыкновенные, волшебные приключения.) Дети, вы, конечно все любите путешествия? А сказочные любите?

Сегодня мы отправимся путешествовать в красивую страну Данию, мы встретимся с героями известного сказочника Ханса Кристиана Андерсена.

Условия игры

В игре 8 конкурсов: «За каждый правильный ответ команда будет

Получать лепесток, из которых нужно составить цветок. Победит та команда, которая составит самый большой цветок».

«Давайте путешествовать по сказкам. А поможет нам путешествовать наш волшебный цветик- семицветик и моя помощница - Фея сказок».

Фея сказок подходит к цветику-семицветику берет в руки лепесток и вместе с детьми произносит:

«Лети, лети, лепесток, 

Через запад на восток, 

Через север, через юг, 

Возвращайся, сделав круг. 

Лишь коснешься ты земли – 

Быть по-нашему вели. 

Вели, чтобы мы отгадали что лежит в волшебном сундучке!

(Перед каждым конкурсом дети произносят эти волшебные слова.)

1. «Волшебный сундучок»

а) горошина («Принцесса на горошине»);

б) санки («Снежная королева»);

в) крапива («Дикие лебеди»);

г) скорлупа грецкого ореха («Стойкий оловянный солдатик);

д) бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик);

е) роза («Снежная королева).

2. «Волшебная книга»

Из каких сказок эти отрывки?

а) «А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу…» («Дюймовочка»).

б) «Жил, был тролль, злющий презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя…» («Снежная королева»).

3. «Узнай героя сказки»

а) «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты…» («Снежная королева).

б) «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него корона, за плечами развивались блестящие крылышки» (Эльф из сказки «Дюймовочка»).

в) За дело взялся он смело

И заработал кучу денег

Огниво ведьме не отдал,

Деньги направо, налево швырял,

Потом принцессу в жены взял. /Солдат «Огниво»./

г) В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. /Гадкий утенок из одноименной сказки./

 Ну, а теперь отгадайте загадки:

Девочка спит и пока не знает,

Что в этой сказке ее ожидает,

Жаба под утро ее украдет, 

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья эта сказка?

(Дюймовочка, Г-Х. Андерсен.) 

Разыгралась непогода,

А на улице темно.

В эту злую непогоду

Девушка стучит в окно.

Не сомневайся, принц, она хорошая,

Она несчастная…. (Принцесса на горошине.) 

Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга.

В царство льда умчался Кай!

Герда! Герда! Выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке… (Снежная королева.) 

Принц влюбился, подарил

Соловья и розу.

Но капризная принцесса

Знать его не хочет.

Чтобы в замок к этой принцессе попасть,

Новым работником стал…. (Свинопас.)

Музыкальная пауза. (Дети танцуют под песню.)

4. «Продолжи сказку»

а) «Утёнок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, увидя его, тоже поплыли к нему.

- Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало воде! » …. («Гадкий утёнок».)

б) «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…» («Дикие лебеди)

5. Предложить составить из предложенных картинок последовательность событий в одном из прочитанных произведений. («Дюймовочка».)

6. Отгадай сказку» (По отрывкам из кинофильмов и мультфильмов)

7. Звери и птицы.

Кот и курица («Гадкий утенок».)

Жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка».)

Старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок».)

Индейский петух («Гадкий утенок».)

Большая рыба («Стойкий оловянный солдатик».)

Три собаки с большущими глазами («Огниво».)

Полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка».)

Лебеди («Гадкий утенок» и «Дикие лебеди».)

Олень («Снежная королева».)

Соловей («Свинопас»).

8. Самая, самый.

  • Самая крошечная девочка. (Дюймовочка.)
  • Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине.)
  • Самая зимняя сказка. (Снежная королева.)
  • Самая смешная сказка. (Новый наряд короля.)
  • Самый богатый жених. (Крот.)
  • Самая злая королева. (В сказке Дикие лебеди.)
  • Самая знатная утка. (В сказке Гадкий утенок.)
  • Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик.)

Подведение итогов. Вручение призов.

Дети под музыку рисуют любимого сказочного героя.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности Важнейшей составляющей образовательного процесса наряду с обучением является воспитание. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и...

Профессия воспитатель детского сада

Профессия воспитатель детского сада Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек. Профессия воспитатель детского...

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и...

Читайте также

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе. Тема «Путешествие на поезде»

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе Тема «Путешествие на поезде» Цели: 1. Обеспечить применение на практике речевых навыков общения детей. 2. Обеспечить развитие...