Конспект совместной игровой деятельности по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей 6-7 лет с ОПН (3 год обучения) «Снег – снежок»
(построение осязательного образа предмета)
Задачи:
1. Раздел «Здоровье»:
- закреплять у детей позитивное отношение к выполнению игровых заданий;
- закреплять умение детей распознавать и показывать эмоциональные состояния человека;
- продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику; тактильно-двигательное осязательное восприятие.
2. Раздел «Социальное развитие»:
- закреплять у детей умение осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на навыках сотрудничества;
- продолжать развивать у детей умение оценивать результат своей работы.
3. Раздел «Познавательное развитие»:
- закреплять умения детей называть признаки зимы;
- упражнять в умении детей видеть, выделять и называть геометрическую форму круг, цвет (белый), температурные характеристики (теплый, холодный);
- продолжать развивать у детей визомоторную и графомоторную координацию;
- учить детей охарактеризовывать предмет на основе, полученных в ходе обследования ими свойств и качеств предмета.( круглый, белый, холодный).
- продолжать развивать понимание речи и умение отвечать на вопросы.
Оборудование и игровые материалы:
Демонстрационный материал: 3 (игровые) развивающие зоны; мимические карточки схемы; мягкая игрушка «Снежик»; сюжетная картинка «Игра в снежки»; картинки с изображением предметов по форме.
Раздаточный материал: снежки из бумаги; шары геометрические по количеству детей; полотенца, подносики, пластиковые празрачные стаканчики по количеству детей, по 3 на каждого; 1 пластиковая ёмкость со снегом; бумага А4 разных цветов + по 1белому листу на каждого ребенка; снежинки из бумаги; простые карандаши; индивидуальные графические задания по теме «теплый-холодный».
Методы и приемы:
- игровая мотивация;
- игровые упражнения и задания;
- образец;
- объяснение;
- вопросы;
- повторение ответа;
- прием параллельного сравнения;
- показ;
- практическая помощь.
Предварительная работа:
- изучение лексической темы «Зима», «Зимние забавы»;
- знакомство с персонажем «Снежик»;
- упражнения на развитие эмоций;
- рассматривание, обследование, сравнение геометрических фигур и форм;
- дидактическая игра «Чудесный мешочек» с геометрическими формами;
- наблюдения на прогулке за снегом;
- игры на развитие функции «глаз – рука»;
- штриховка, обводка, рисование.
Работа с родителями:
- индивидуальные беседы с родителями о проведении совместных игр с ребенком по закреплению цвета, формы и величины геометрических фигур и форм;
- беседы и чтение художественной литературы с ребенком о времени года зима;
- наблюдения на прогулке за свойствами снега.
Ход совместной игровой деятельности:
1. Организационный момент и оздание эмоционально-положительного настроя
Дефектолог: - Ребята, посмотрите, кто нас ждет?
Дети: - Снежик. (Предварительно проведена работа с детьми по знакомству с персонажем. Снежик – человечек, слепленный из комочка снега)
Дефектолог: - Посмотрите, он ждет нас с хорошим настроением, улыбается. Давайте и мы придем к нему с хорошим настроением.
2. Мимическая гимнастика (детям показываются карточки-схемы с изображением эмоций в речевом сопровождении)
«Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы смеемся и грустим,
А сердиться не хотим».
3. Закрепление лексического материала
Дефектолог: - Ну вот, а теперь мы с хорошим настроением пойдем в гости к Снежику.
Снежик: - Здравствуйте, ребята!
Дети отвечают на приветствие.
Снежик: - Скажите мне, какое сейчас время года?
Дети: - Зима.
Снежик: - Догадайтесь, в какую игру я люблю играть зимой. ( Детям предьявляется сюжетная картинка «Игра в снежки»)
Дети: - Снежки.
Снежик: - Какое время года на картинке?
Дети: - Зима.
Снежик: - А почему вы так думаете?
Закрепление признаков зимы.
Снежик: - А как вы догадались, что ребята играют в снежки?
Дети: - У них в руках снежные комочки.
Снежик: - Давайте мы сегодня тоже поиграем в снежки.
4. Введение материала по развитию сенсорного восприятия
Дефектолог:- Посмотрите, какие снежки сделал Снежик. Из чего они сделаны?
Дети: - Из бумаги.
Дефектолог: - Какие они по цвету?
Дети: - Белые.
Дефектолог: - Посмотрите вокруг и скажите, что еще в группе белого цвета?
Дети называют предметы белого цвета.
Дефектолог: - А какой снежок по форме?
Дети: - круглый, шар.
Дефектолог: - Посмотрите на картинку и назовите круглые предметы.
Дефектолог: - Возьмем в руки шарики и погладим их; покатаем между ладонями; покатаем по столу. ( Педагог фискирует внимание детей на том, что шар круглый).
5. Пальчиковая гимнастика и массаж ладоней.
Снежик: - Помогите мне ребята сделать еще снежки из бумаги для игры.
Дефектолог: - Чтобы наши ручки хорошо работали, сделаем гимнастику для пальчиков.
«Снежок»
«1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем»
Перед детьми лежат листы бумаги разных цветов.
Дефектолог: - Возьмите лист бумаги для снежка. Какого цвета вы выбрали бумагу?
Дети: - Белую.
Дефектолог: - Почему вы взяли белый лист?
Дети: - Снег белого цвета.
Дефектолог: - Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился «снежок»?
Дети: - Нужно смять бумагу.
Дефектолог: - Что нужно сделать, чтобы «снежок» получился круглый?
Дети: - Нужно покатать его в руках.
Дефектолог: - Давайте сравним ваши «снежки» и «снежки» нашего гостя. Похожи они по цвету?
Дети: - Да. «Снежки» белого цвета.
Дефектолог: - Похожи они по форме?
Дети: - Да. «Снежки» круглой формы.
Снежик: - А вам нравятся снежки, которые вы сделали?
Оценка детьми результатов своей работы.
6. Динамическая пауза
Снежик: - А теперь давайте поиграем в снежки!
Дети и педагог играют в «снежки».
Дефектолог: - Ох, устали, отдохнем.
Речь с движением «Снег» (дети повторяют за педагогом)
«Снег ложится на дома, улицы и крыши.
Тихо к нам идет зима, мы ее не слышим.»
Дефектолог: - Тихо стало, пошел снег. (Педагог берет снежинку и плавными движениями руки из стороны в сторону опускает ее на пол. Дети взором прослеживают за снежинкой)
Дефектолог: - А теперь вам нужно проследить куда упадет ваша снежинка.
(Детям раздаются снежинки. Выполняется упражнение.)
7. Формированиие перцептивных функций
Снежик: - Ребята, а я вам приготовил игру с настоящим снегом. Давайте поиграем!
Дети садятся за стол. У каждого ребенка поднос с 2-мя прозрачными пластиковыми стаканчиками с теплой водой и со снегом.
Дефектолог: - Посмотрите, ребята, что перед вами на столе?
Дети: - Стаканчики.
Дефектолог: - Сколько их?
Дети: - Два.
Дефектолог: - Они пустые или полные?
Дети: - Полные.
Дефектолог: - Что в этих стаканчиках?
Дети: - Снег и вода.
Дефектолог: - Почему вы так думаете?
(Педагог по необходимости оказывает помощь при ответах детей)
Дефектолог: - Давайте потрогаем стенки стаканчиков. Какой стаканчик теплый на ощупь?
Дети: - С водой ( или показывают на него)
Дефектолог: - Значит вода в стаканчике какая?
Дети: - Теплая.
Дефектолог: - А какой стаканчик холодный на ощупь?
Дети: - Со снегом (или показывают на него)
Дефектолог: - Значит снег в стаканчике какой?
Дети: - Холодный.
Дефектолог: - Протяните мне свою ладошку. (Педагог кладет немного снега)
- Во что превратился снег?
Дети: - В воду.
Дефектолог: - Почему снег растаял?
Дети: - Ладошка теплая, а снег холодный.
Дефектолог: - Давайте посмотрим, что будет со снегом, когда мы положим его в воду.
(Дети ложечкой кладут снег в воду )
Дефектолог: - Куда исчез снег?
Дети: - Растаял.
Дефектолог: - Почему снег растаял?
Дети: - Вода теплая, а снег холодный.
Снежик: - Ребята, мы с вами сегодня делали «снежки» из бумаги, а теперь попробуем слепить настоящий снежок.
Дефектолог вместе с детьми берет снег из пластиковой ёмкости лепят снежки, кладут их в пустые стаканчики, вытирают руки полотенцем.
8. Дыхательная гимнастика
Дефектолог: - Ох, замерзли наши ручки! Давайте их согреем своим дыханием!
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Дефектолог: - Давайте потрогаем руки друг друга. Согрелись?
Дети трогают руки друг друга: - Согрелись.
9. Закрепление изученного материала.
Дефектолог: - Что мы слепили из снега?
Дети: - Снежок.
Дефектолог: - Какой он по цвету?
Дети: - Белый.
Дефектолог: - Какой он по форме?
Дети: - Круглый.
Дефектолог: - Какой он на ощупь?
Дети: - Холодный.
Снежик: - Давайте оставим наши снежки в стаканчиках до обеда и посмотрим, что получится. А может вы догадаетесь, что будет со снежками потом?
Дети: - Они растаят и превратятся в воду.
Снежик: - Почему?
Дети: - Потому что в группе тепло.
10. Индивидуальные графические задания
Снежик: - А сейчас я хочу узнать, как вы знаете холодные и теплые предметы.
Дети переходят в другую развивающую зону, где у каждого лист с графическим заданием и простой карандаш.
Снежик: - Посмотрите на рисунок, назовите холодные предметы.
Дети: - Снеговик, мороженое.
Снежик: - А теперь возьмите простой карандаш и обведите в кружок горячие предметы.
Дети выполняют задание.
Дефектолог: - Обменяйтесь листочками, посмотрите, правильно ли сделал ваш сосед?
Снежик: - Молодцы! Вы правильно выполнили моё задание!
11. Подведение итогов
Снежик: - Ну вот пришла пора прощаться; мне понравилось играть с вами. А давайте вспомним, во что мы сегодня играли?
Педагог подводит детей к закреплению понятий белый, круглый, теплый, холодный.
Дети прощаются со Снежиком.
Литература:
1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Москва «Просвещение» 2005г.
2. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» Методические рекомендации. Москва «Просвещение» 2009г.
3. И.В. Чумакова «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта». Москва «Владос» 2001г.
Читайте также |
---|
Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»
Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»
Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом»
Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом» Есть город один в Подмосковье, Разделенный Клязьмой рекой, Символ орешек и зуйки, Орехово-Зуево город родной! Люблю я леса...
Проект «Чем пахнут ремесла»
Проект «Чем пахнут ремесла»