Конспект совместной игровой деятельности по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей 6-7 лет с ОПН (3 год обучения) «Снег – снежок»

(построение осязательного образа предмета)

Задачи:

1. Раздел «Здоровье»:

- закреплять у детей позитивное отношение к выполнению игровых заданий;

- закреплять умение детей распознавать и показывать эмоциональные состояния человека;

- продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику; тактильно-двигательное осязательное восприятие.

2. Раздел «Социальное развитие»:

- закреплять у детей умение осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на навыках сотрудничества;

- продолжать развивать у детей умение оценивать результат своей работы.

3. Раздел «Познавательное развитие»:

- закреплять умения детей называть признаки зимы;

- упражнять в умении детей видеть, выделять и называть геометрическую форму круг, цвет (белый), температурные характеристики (теплый, холодный);

- продолжать развивать у детей визомоторную и графомоторную координацию;

- учить детей охарактеризовывать предмет на основе, полученных в ходе обследования ими свойств и качеств предмета.( круглый, белый, холодный).

- продолжать развивать понимание речи и умение отвечать на вопросы.

Оборудование и игровые материалы:

Демонстрационный материал: 3 (игровые) развивающие зоны; мимические карточки схемы; мягкая игрушка «Снежик»; сюжетная картинка «Игра в снежки»; картинки с изображением предметов по форме.

Раздаточный материал: снежки из бумаги; шары геометрические по количеству детей; полотенца, подносики, пластиковые празрачные стаканчики по количеству детей, по 3 на каждого; 1 пластиковая ёмкость со снегом; бумага А4 разных цветов + по 1белому листу на каждого ребенка; снежинки из бумаги; простые карандаши; индивидуальные графические задания по теме «теплый-холодный».

Методы и приемы:

  • игровая мотивация;
  • игровые упражнения и задания;
  • образец;
  • объяснение;
  • вопросы;
  • повторение ответа;
  • прием параллельного сравнения;
  • показ;
  • практическая помощь.

Предварительная работа:

  • изучение лексической темы «Зима», «Зимние забавы»;
  • знакомство с персонажем «Снежик»;
  • упражнения на развитие эмоций;
  • рассматривание, обследование, сравнение геометрических фигур и форм;
  • дидактическая игра «Чудесный мешочек» с геометрическими формами;
  • наблюдения на прогулке за снегом;
  • игры на развитие функции «глаз – рука»;
  • штриховка, обводка, рисование.

Работа с родителями:

  • индивидуальные беседы с родителями о проведении совместных игр с ребенком по закреплению цвета, формы и величины геометрических фигур и форм;
  • беседы и чтение художественной литературы с ребенком о времени года зима;
  • наблюдения на прогулке за свойствами снега.

 

Ход совместной игровой деятельности:

1. Организационный момент и оздание эмоционально-положительного настроя

Дефектолог: - Ребята, посмотрите, кто нас ждет?

Дети: - Снежик. (Предварительно проведена работа с детьми по знакомству с персонажем. Снежик – человечек, слепленный из комочка снега)

Дефектолог: - Посмотрите, он ждет нас с хорошим настроением, улыбается. Давайте и мы придем к нему с хорошим настроением.

2. Мимическая гимнастика (детям показываются карточки-схемы с изображением эмоций в речевом сопровождении)

«Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы смеемся и грустим,

А сердиться не хотим».

3. Закрепление лексического материала

Дефектолог: - Ну вот, а теперь мы с хорошим настроением пойдем в гости к Снежику.

Снежик: - Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Снежик: - Скажите мне, какое сейчас время года?

Дети: - Зима.

Снежик: - Догадайтесь, в какую игру я люблю играть зимой. ( Детям предьявляется сюжетная картинка «Игра в снежки»)

Дети: - Снежки.

Снежик: - Какое время года на картинке?

Дети: - Зима.

Снежик: - А почему вы так думаете?

Закрепление признаков зимы.

Снежик: - А как вы догадались, что ребята играют в снежки?

Дети: - У них в руках снежные комочки.

Снежик: - Давайте мы сегодня тоже поиграем в снежки.

4. Введение материала по развитию сенсорного восприятия

Дефектолог:- Посмотрите, какие снежки сделал Снежик. Из чего они сделаны?

Дети: - Из бумаги.

Дефектолог: - Какие они по цвету?

Дети: - Белые.

Дефектолог: - Посмотрите вокруг и скажите, что еще в группе белого цвета?

Дети называют предметы белого цвета.

Дефектолог: - А какой снежок по форме?

Дети: - круглый, шар.

Дефектолог: - Посмотрите на картинку и назовите круглые предметы.

Дефектолог: - Возьмем в руки шарики и погладим их; покатаем между ладонями; покатаем по столу. ( Педагог фискирует внимание детей на том, что шар круглый).

5. Пальчиковая гимнастика и массаж ладоней.

Снежик: - Помогите мне ребята сделать еще снежки из бумаги для игры.

Дефектолог: - Чтобы наши ручки хорошо работали, сделаем гимнастику для пальчиков.

«Снежок»

«1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем»

Перед детьми лежат листы бумаги разных цветов.

Дефектолог: - Возьмите лист бумаги для снежка. Какого цвета вы выбрали бумагу?

Дети: - Белую.

Дефектолог: - Почему вы взяли белый лист?

Дети: - Снег белого цвета.

Дефектолог: - Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился «снежок»?

Дети: - Нужно смять бумагу.

Дефектолог: - Что нужно сделать, чтобы «снежок» получился круглый?

Дети: - Нужно покатать его в руках.

Дефектолог: - Давайте сравним ваши «снежки» и «снежки» нашего гостя. Похожи они по цвету?

Дети: - Да. «Снежки» белого цвета.

Дефектолог: - Похожи они по форме?

Дети: - Да. «Снежки» круглой формы.

Снежик: - А вам нравятся снежки, которые вы сделали?

Оценка детьми результатов своей работы.

6. Динамическая пауза

Снежик: - А теперь давайте поиграем в снежки!

Дети и педагог играют в «снежки».

Дефектолог: - Ох, устали, отдохнем.

Речь с движением «Снег» (дети повторяют за педагогом)

«Снег ложится на дома, улицы и крыши.

Тихо к нам идет зима, мы ее не слышим.»

Дефектолог: - Тихо стало, пошел снег. (Педагог берет снежинку и плавными движениями руки из стороны в сторону опускает ее на пол. Дети взором прослеживают за снежинкой)

Дефектолог: - А теперь вам нужно проследить куда упадет ваша снежинка.

(Детям раздаются снежинки. Выполняется упражнение.)

7. Формированиие перцептивных функций

Снежик: - Ребята, а я вам приготовил игру с настоящим снегом. Давайте поиграем!

Дети садятся за стол. У каждого ребенка поднос с 2-мя прозрачными пластиковыми стаканчиками с теплой водой и со снегом.

Дефектолог: - Посмотрите, ребята, что перед вами на столе?

Дети: - Стаканчики.

Дефектолог: - Сколько их?

Дети: - Два.

Дефектолог: - Они пустые или полные?

Дети: - Полные.

Дефектолог: - Что в этих стаканчиках?

Дети: - Снег и вода.

Дефектолог: - Почему вы так думаете?

(Педагог по необходимости оказывает помощь при ответах детей)

Дефектолог: - Давайте потрогаем стенки стаканчиков. Какой стаканчик теплый на ощупь?

Дети: - С водой ( или показывают на него)

Дефектолог: - Значит вода в стаканчике какая?

Дети: - Теплая.

Дефектолог: - А какой стаканчик холодный на ощупь?

Дети: - Со снегом (или показывают на него)

Дефектолог: - Значит снег в стаканчике какой?

Дети: - Холодный.

Дефектолог: - Протяните мне свою ладошку. (Педагог кладет немного снега)

- Во что превратился снег?

Дети: - В воду.

Дефектолог: - Почему снег растаял?

Дети: - Ладошка теплая, а снег холодный.

Дефектолог: - Давайте посмотрим, что будет со снегом, когда мы положим его в воду.

(Дети ложечкой кладут снег в воду )

Дефектолог: - Куда исчез снег?

Дети: - Растаял.

Дефектолог: - Почему снег растаял?

Дети: - Вода теплая, а снег холодный.

Снежик: - Ребята, мы с вами сегодня делали «снежки» из бумаги, а теперь попробуем слепить настоящий снежок.

Дефектолог вместе с детьми берет снег из пластиковой ёмкости лепят снежки, кладут их в пустые стаканчики, вытирают руки полотенцем.

8. Дыхательная гимнастика

Дефектолог: - Ох, замерзли наши ручки! Давайте их согреем своим дыханием!

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Дефектолог: - Давайте потрогаем руки друг друга. Согрелись?

Дети трогают руки друг друга: - Согрелись.

9. Закрепление изученного материала.

Дефектолог: - Что мы слепили из снега?

Дети: - Снежок.

Дефектолог: - Какой он по цвету?

Дети: - Белый.

Дефектолог: - Какой он по форме?

Дети: - Круглый.

Дефектолог: - Какой он на ощупь?

Дети: - Холодный.

Снежик: - Давайте оставим наши снежки в стаканчиках до обеда и посмотрим, что получится. А может вы догадаетесь, что будет со снежками потом?

Дети: - Они растаят и превратятся в воду.

Снежик: - Почему?

Дети: - Потому что в группе тепло.

10. Индивидуальные графические задания

Снежик: - А сейчас я хочу узнать, как вы знаете холодные и теплые предметы.

Дети переходят в другую развивающую зону, где у каждого лист с графическим заданием и простой карандаш.

Снежик: - Посмотрите на рисунок, назовите холодные предметы.

Дети: - Снеговик, мороженое.

Снежик: - А теперь возьмите простой карандаш и обведите в кружок горячие предметы.

Дети выполняют задание.

Дефектолог: - Обменяйтесь листочками, посмотрите, правильно ли сделал ваш сосед?

Снежик: - Молодцы! Вы правильно выполнили моё задание!

11. Подведение итогов

Снежик: - Ну вот пришла пора прощаться; мне понравилось играть с вами. А давайте вспомним, во что мы сегодня играли?

Педагог подводит детей к закреплению понятий белый, круглый, теплый, холодный.

Дети прощаются со Снежиком.

 

Литература:

1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Москва «Просвещение» 2005г.

2. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» Методические рекомендации. Москва «Просвещение» 2009г.

3. И.В. Чумакова «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта». Москва «Владос» 2001г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом»

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом» Есть город один в Подмосковье, Разделенный Клязьмой рекой, Символ орешек и зуйки, Орехово-Зуево город родной! Люблю я леса...

Проект «Чем пахнут ремесла»

Проект «Чем пахнут ремесла»

Читайте также

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье…

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье новоселье» Ведущий: Мы с вами собрались на птичье новоселье. Есть у русского...

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...