Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

«Самое дорогое у человека – это жизнь».

Н. А. Островский.

Потребность обучения и ознакомления детей правилами пожарной безопасности велика и ценна. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о пожарах, где потерпевшими, к сожалению, являются самое дорогое - это дети.

Ведь жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он ещё делает только первые шаги в сложном мире, достигая день за днём все изгибы и превратности нашего пребывания в этом мире. Донесём ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом. Все усилия педагогов и родителей необходимо направить на формирование у детей чувства опасности огня, привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

На сегодняшний день детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, многофункциональное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры пожарной безопасности. Соблюдение правил должно стать осознанной необходимостью.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего необходимо учить детей правилам пожарной безопасности или соблюдении основных условий.

Главная задача педагогов доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил.

Я выбрала эту тему потому, что считаю её актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно, как можно раньше научить правилам поведения при пожаре, тогда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Конспект занятия в младшей группе «Спички детям не игрушки!»

Цель: формировать представление детей о спичках, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «пожар», «пожарные», учить отвечать на вопросы воспитателя

Развивающие: развивать конструктивные умения, мелкую моторику

Воспитательные: воспитывать чувство осторожности

Предварительная работа: чтение потешки «Кошкин дом», работа с демонстративным материалом, игры с пожарной машиной.

 

Ход занятия

1. Игровой момент «Спички детям не игрушки!»

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает большую коробку с игрушками, среди которых лежит коробок спичек

Воспитатель: У меня для вас подарок – вот эта большая коробка с игрушками, все игрушки надо расставить по местам. (Дети начинают доставать игрушки, называть их и расставлять на полки)

Воспитатель показывает коробок спичек и задает вопрос детям:

- А что это такое? (показывает на коробок спичек)

Дети: спички

Воспитатель: а можно играть со спичками? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Опасны ли они?

Дети: да

2. Беседа о спичках

Коробка со спичками похожа на погремушку. И из спичек можно строить изображения, поделки, использовать как счетные палочки.

Спички интересная и нужная вещь. Но надо помнить, что основная работа спичек – давать людям огонь.

Воспитатель зажигает огонек. Дети любуются им. Звуки огня. Слушают.

Воспитатель: вы обязательно научитесь ими пользоваться, когда повзрослеете. Но уже сейчас надо знать, что огонь в неумелых руках очень опасен. Воспитатель зачитывает стихотворение «Не играй со спичками – это опасно!» и показывает иллюстрацию к нему.

Я спичек коробок нашёл
И высыпал его на стол,

Хотел устроить фейерверк –
Всё полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжёт меня всего…
Я слышу крики, шум воды…
Как много от огня беды!
Хочу напомнить всем, друзья:
Играть со спичками нельзя!!!
(Г. Шалаева, О. Журавлева)

3. Рассматривание зажженной спички

Посмотрите, это хитрые сестрички -
Очень тоненькие спички.
Опасны они - вы так и знайте!
И спичками никогда не играйте!

С ними вы не играйте,
Их вы не зажигайте!
Спичками играть нельзя!
Вы запомните это друзья!

Если зажечь спичку, то огонь быстро подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Ребята помогите! Что надо сделать?

Дети: предполагаемые ответы детей (подуть, бросить)

Воспитатель: Спасите, огонек все потушите! Дуйте. (дети дуют)

- Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если - бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? (дети дают разные ответы). Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички.

4. Пальчиковая игра

(звучит музыка огня)

Спички не тронь, (дети грозят пальчиком)

В спичках огонь! (поднимают руки вверх, шевелят пальчиками)

Будем всегда, помнить о том,

И спичек в руки не возьмем! (отрицание указательным пальчиком)

5.  Игровая ситуация «Приход кошки»

Воспитатель: кто же к нам пришел?

Дети: кошка

Воспитатель: почему же она такая грустная? Что с ней случилось?

Кошка играла со спичками и у нее загорелся дом.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Позвонила кошка по номеру 01

Вызвала пожарных.

Прослушивание записи:

И ночью, и днем

Сирены звенят

Пожарная машина спасает от огня

Ты только позвони и приедет она.

Обыгрывание ситуации «Тушим огонь».

Воспитатель: приехала пожарная машина и потушила пожар. Но кошка осталась без домика.

6. Практическое упражнение «Построим дом»

Воспитатель: как же помочь кошке? Давайте соберем дом из геометрических фигур.

Какие фигуры вы видите?

Дети: квадрат, треугольник.

(Дети собирают дом для кошки)

7. Итог занятия

Ростом спичка-невеличка,

Не смотрите, что мала,

Это маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

До свидания, пока!

 

Литература

  1. Методическая литература общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
  2. .Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.:ЦГЛ Москва,2003.
  3. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности» – Издательство: «Сфера», г. Москва,2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний»

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний» Ведущий: Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости. Вот и пролетело наше лето, веселое, жаркое...

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием…

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Читайте также

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти»

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти» Ведущий. Дорогие ребята, завтра наша страна будет отмечать знаменательный день в нашей жизни...

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...