Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии»

Аннотация

Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй половине ХХ века. Особенно быстро агроэкология развивается в последние два десятилетия в связи с резким ухудшением экологической ситуации в агросфере. На сегодняшний день серьезной проблемой является формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Агроэкология – один из самых важных разделов экологии. Поэтому агроэкологическое воспитание дошкольников не возможно без освоения экологических знаний, умений и навыков. Данные методические рекомендации дают возможность познать дошкольникам законы экологии агроэкологии.

В процессе реализации дошкольники не только усвоят теоретические знания, но и проходят практику в лаборатории экологии, ландшафтном парке и теплицах на экологической тропе, но и наблюдают и изучают растения, овощные и плодовоягодные культуры, проводят лабораторные работы и исследования в центре науки.

Методические рекомендации разработаны на основании опыта работы педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» г.Мичуринска Тамбовской области в рамках реализации приоритетного направления и деятельности экспериментальной площадки «Экологический мир». Их использование помогут воспитателям организовать образовательное пространство, предметную среду, разработать комплексно-тематическое планирование, технологические и диагностические карты.

Пояснительная записка

«Мы столь радикально изменили нашу среду,

что теперь для того, чтобы жить в этой среде,

мы должны изменить себя».

Норберт Винер.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы и мира людей каждый день, совершая свои маленькие открытия.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности у детей, что позволяет нам сформировать у детей активный интерес к аграрному труду, привить детям уважение к людям сельскохозяйственных профессий.

Агроэкология – раздел экологии, исследующий возможности использования земель при одновременном сохранении ресурсов почв и защите экологической среды обитания человека. Ведь труд в природе благотворно влияет на развитие трудовых навыков, воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала агроэкологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Актуальность. На сегодняшний день серьезной проблемой является формирование ответственного отношения к окружающей среде. Когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей является формирование агроэкологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства.

Данные методические рекомендации затрагивают эту проблематику в агроэкологическом аспекте.

Система работы по агроэкологии дает возможность познать законы земледелия и растениеводства, развить навыки проведения агроэкологического мониторинга и создания ландшафтных проектов.

Уже сейчас получение собственной экологически чистой сельскохозяйственной продукции и сохранение экологии агроландшафтов является как для общества, так и для человека лично необходимостью.

Особенностью методических рекомендаций является то, что воспитание и обучение детей происходит через общение с природой. Во время занятий и прогулок дети играют, экспериментируют, наблюдают. У детей формируются умения смотреть и видеть то, что их окружает, рассказывать о впечатлениях, они

получают навыки ориентирования в пространстве, развивается мышление, речи и память.

Цель:

Формирование и воспитание экологического мировоззрения и агрокультуры поведения дошкольников в окружающей природной среде.

Задачи:

  • Активизировать познавательную и исследовательскую деятельность дошкольников, личную причастность в природоохранных мероприятиях.
  • Развивать познавательный интерес к агроэкологическим проблемам; Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.
  • Формировать навыки самостоятельной работы по изучению объектов природы и ее работы.
  • Создание условий для многоаспектной активности детей в естественно-научном освоении окружающего мира.

Вследствие использования данных методических рекомендаций не только усвоят теоретические знания, но и пройдут практику в лаборатории экологии, агроэкологическом центре, на экологической тропе, опытном участке, имея возможность наблюдать и изучать растения, овощные культуры, состояние почвы и проводить лабораторные работы.

У детей будут сформированы:

  • Основные природоведческие представления о природе.
  • Познавательно-исследовательские интересы в области агроэкологии.
  • Умения искать решения проблемных ситуаций, делать вывод.
  • Сознание последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Содержание методических рекомендаций

Для реализации методических рекомендаций необходимо создать систему работу по экологическому направлению. Данная система должна включать следующие направления:

  • создание экологической безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры;
  • реализация программ по экологии и агроэкология;
  • реализация проектной и исследовательской деятельности;
  • просветительская и методическая работа с педагогами
  • разработка рекомендаций педагогам;
  • разработка диагностических методик;
  • работа с родителями (законными представителями).

Система экологического образования состоит из следующих компонентов:

  • создание экологической развивающей предметной среды;
  • организация системы деятельности дошкольника;
  • экологизация различных видов деятельности дошкольника;
  • оценка окружающей среды;
  • профессиональная подготовка кадров;
  • экологическое просвещение родителей (законных представителей);
  • сотрудничество с социальными партнерами.

В дошкольном образовательном учреждении должно быть создано экологическое пространство, которое будет способствовать успешному развитию дошкольников. Это кабинет для проведения познавательно-исследовательской деятельности, уголки природы и опытнической деятельности в групповых комнатах, создание музея растений, овощных и плодовоягодных культур; на экологической тропе установка теплиц, разбивка сада; установка метеоплощадки для наблюдений за погодой.

Задачи экологического пространства

  • Создание экологически благоприятной среды на территории дошкольного образовательного учреждения.
  • Формирование условий для эффективного агроэкологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе.
  • Разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства экологической тропы.
  • Повышение функциональности и привлекательности экологической тропы.
  • Повышение функциональности оборудования на территории дошкольного образовательного учреждения.
  • Развитие интереса к деятельности на экологической тропе.
  • Содействие сотрудничеству взрослых и детей, привлечение родителей к озеленению участков.
  • Осуществление трудового воспитания дошкольников в процессе высадки и ухода за зелеными насаждениями.
  • Использование инновационных технологий в образовательной деятельности.

Для успешной реализации методических рекомендаций необходимо систематически организовывать совместную деятельность педагогов с дошкольниками. Идея эта не нова, она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и других. Воспитатель детского сада главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь, носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, цветет и т.д.) Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений, находящихся в различных экологических пространствах дошкольного учреждения.

Совместная деятельность может проводиться в следующих формах:

Организованная образовательная деятельность. Направлена на выявление и показ дошкольникам связи между растениями и внешней средой. Например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения; влияние качества почвы на их рост; необходимость удобрений; фотосинтез и т.д.

Труд в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Детей учат осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений (в воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека.

Опытно-поисковая деятельность. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в работе по экологическому воспитанию отведено опытам и экспериментам. В процессе работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Проектная деятельность. Способствует развитию способности дошкольников выбирать интересующую их тематику наблюдений, постановке и решению задач, разработке планирования реализации проектов, активизации познавательных интересов. Основные направления, которые могут реализовываться совместно с детьми: экология растений, почвенная экология, экология природных территорий,

агроэкология, гидроэкология.

Природоохранные акции. Это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Например «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Сбор мусора», «Сбережем воду вместе», «В лесу родилась елочка».

Решение экологических ситуативных задач. Цель проведения - создание проблемных ситуаций. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.

Экологические праздники и развлечения. Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет

наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребѐнка.

Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки. Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь дошкольников, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.

Использование современных информационно-компьютерных технологий. Использование ИКТ это одна из самых актуальных сфер работы в современной дошкольной педагогике. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с

опорой на наглядность.

Взаимодействие с родительской общественностью, организация совместных мероприятий способствует успешному развитию дошкольников, создает эмоционально благоприятную среду для их воспитания, формируют триаду «Ребенок - детский сад – родитель». Родители могут привлекаться к реализации проектов, участию в конкурсах и выставках, акциях экологической направленности.

Основные задачи по организации работы с родителями:

  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • объединение усилий для успешного развития и воспитания дошкольников;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение экологического образования и культуры родителей, их воспитательных умений.

Определение уровня экологического развития дошкольников создает завершенность реализации методических рекомендаций. Между тем диагностика - трудоемкое и ответственное дело, которое должны выполнять профессионалы с подлинным пониманием того, каких результатов можно ожидать, как они помогут скорректировать дальнейшую педагогическую работу.

Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована, так как само это направление — относительно новое в образовании.

Имеются работы по диагностике школьников А.П. Сидельковского, Л.В.Моисеевой и И.Р. Колтуновой, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина и первые исследования по определению уровня экологической воспитанности дошкольников (Т.А.Маркова). В настоящее время, когда существуют различные программы и дошкольным образовательным учреждениям предоставляется возможность выбирать их, не может быть единого способа проверки детей. Диагностика создается под программу, потому что ее назначение состоит в том, чтобы определить эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей.

Диагностические исследования проводятся по следующим разделам:

  • экологические представления о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе (методики «Удивительная прогулка»; «Живая - неживая природа», «Знатоки природы»);
  • экологически - ответственное отношение к природе, овладение системой нравственных норм и правил экологического характера (методики «Лес благодарит и сердится», «Экологические знаки», «Продолжи рассказ»),
  • эмоционально-ценностное отношение к природе (методики «Радость и огорчение», «Секретный разговор», «Картинная галерея»);
  • умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой (методики «Экологический светофор», «Кормушки для птиц», «Забота о природе»).

По итогам реализации методических рекомендации можно достичь следующих результатов:

  • разработка программ и методических разработок;
  • разработка банка проектов и исследовательских работ;
  • успешное участие в различных мероприятиях, конкурсах, выставках различных уровней;
  • успешное использование дошкольниками полученных знаний и умений в практике;
  • реализация принципа сотрудничества в системе «ребенок-взрослый».

Литература

1.Т. Зенина «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. — С. 18 — 21.
2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
5. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009г.
8. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 — 7лет», с.62 — 63.

Интернет-ресурсы

1.https://infourok.ru/. Фомина М.В. «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

2. https://nsportal.ru/. Усманова Ф.З. «Совместная деятельность взрослого и детей,
ее значение в процессе экологического воспитания»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

Лэпбук «Домашние животные»

Лэпбук «Домашние животные» Дети в дошкольном возрасте очень любят домашних животных. Современные дети очень мало контактируют с домашними животными, т.к. живут...

Читайте также

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы…

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы «Как Емеля изучал дорожную науку» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации...

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» …

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» (Подготовительная к школе группа, с приглашением детей из специальной (коррекционной) группы компенсирующего вида) Цель:...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...