Серия фрагментов занятий с элементами технологии ТРИЗ к сказке «Пузырь, Соломина и Лапоть»

 

  • Жили - были Пузырь, Соломина и Лапоть. Хорошо жили; баклуши били, туда сюда болтались – ничем не занимались. Как – то позвала их Печь, та, что в чистом поле стояла.
  • Нужно мне на зиму дрова запасти – хлеб печь, кашу варить. Возьметесь? – спрашивает Печь.
  • Почему не взяться? – рассудил Лапоть. – Возьмемся.
  • А что нам за работу будет? – спросили Соломинка и Пузырь.
  • А будет вам за работу большая медная денежка.
  • Если большая медная, то мы согласны, - ответил Пузырь, Соломина и Лапоть.
  • Слушай, хозяйка! А в какой стороне нынче дрова лучше уродились? – спросил Лапоть.
  • Прямо по дороге пойдете, к дровам и придете.

Отправились Пузырь, Соломина и Лапоть в путь.

Шли они шли, и дошли до большой лужи посреди дороги. Остановились и стали думать, как им перебраться. Вот Лапоть и говорит:

  • Не перейдем. Увязнем.
  • А вы подождите, пока солнышко лужу высушит. Тогда и перейдете, - предложила им Метла. – Я сама солнышка заждалась.
  • Вот спасибо, красна девица, что научила, - поблагодарил Пузырь.

Как солнышко лужу высушило, отправились Пузырь, Соломина и Лапоть дальше.

Шли, шли они по дороге и дошли до реки, У реки – переправа. У переправы для порядка старый горшок с ухватом поставлен.

  • Стой! – крикнул им Горшок и ухват на них наставил. – Куда идете? Почему без разрешения?
  • Здравия желаем, служивый! – сказала Соломинка. – Нам на другой берег за дровами нужно.
  • Нет теперь здесь переправы! – ответил Горшок.
  • Как нет? – удивился Пузырь. – Еще вчера была!
  • Это точно, что была. Утром проехали на телеге Пила с Кочергой и сломали переправу.

Задумался Пузырь, Соломина и Лапоть. Вот Лапоть и говорит:

  • Пузырь, давай на тебе переплывем!
  • Нет, Лапоть, пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

Соломина перетянулась, Лапоть пошел по ней, она и переломилась.

Лапоть упал в воду, А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул.

Главная цель педагога, использующего в своей работе элементы технологии ТРИЗ – помочь ребенку открыть заложенную в нем природой замечательную способность к творчеству.

Приоритетная задача – задача развития нестандартного мышления.

Одним из направлений в проведении любого занятия является формирование таких качеств мышления, как системность и диалектичность. Под системностью мышления подразумевается способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей, а диалектичность мышления – способность видеть в любых систем ах противоречия и разрешать их.

Как часто ребенок докучает взрослым просьбой: «Расскажи сказку». Дети очень любят всякие чудеса. В любой сказке, как известно, возникают проблемные ситуации, противоречия между героями, которые надо разрешать. Выход из затруднительных положений зависит от выявления и использования различных ресурсов.

По сказке «Пузырь, Соломина и Лапоть» проводится 4 занятия:

Занятие I

  1. Чтение текста.

Цель. Знакомство с содержанием сказки.

  1. Языковой разбор текста.

Цель. Уточнение значения отдельных слов и выражений.

Фрагменты языкового разбора.

Дефектолог. Дети, что значит выражение «бить баклуши?».

Дети:

  • это бить бокалы (Полина Н);
  • это бить битой (Никита Т);
  • это когда человек бьет грушу (Кирилл У);
  • это на свадьбе бьют стаканы (Настя П);
  • это кого – то бить ложкой (Ваня К);
  • бить грушу о грушу (Тимур Б).

Учитель – дефектолог. Ударяя, причинять боль, избивать.

Дефектолог. Кто такой «служивый?».

Дети:

  • служивый сторожит ворота (Полина Н);
  • это человек, который служит в Армии (Никита Т);
  • это охранник (Ваня К);
  • это человек, который приносит обед (Настя П);

Учитель – дефектолог. Исполнять обязанности служащего, работать в качестве кого – то.

Дефектолог. Дети, кто из вас был в деревне и видел «ухват» Что это такое?

Дети:

  • это такая палочка, которой достают игрушку со шкафа (Никита Т);
  • им ухватывают человека (Кирилл У);
  • им срывают помидоры (Настя П).

Учитель – дефектолог. Взяться старательно за какое-нибудь дело.

Учитель-дефектолог. Дети, кто знает - что такое кочерга?  Для чего она нужна?

Дети:

  • это железная палка, чтобы поправлять огонь (Лиза Б);
  • это то, чем из печки кастрюлю вытаскивают (Полина Н);
  • это такая раздвоенная штучка (Никита Т);
  • это такая палочка, чтобы не обжечь в печке руку (Катя Г);
  • это такая палка, чтобы вытаскивать и затаскивать банки с кушаньем (Кирилл У).

Учитель – дефектолог. Железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Занятие II

  1. Упражнение «Хорошо – плохо»

Цель. Выделение положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта.

Общефилософская подготовка – это интеллектуальная зарядка для разминки воображения. Всем известно, что каждый предмет, объект, явление, событие имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Общефилософская подготовка проводится через игру (прием, упражнение) «хорошо – плохо». Это очень полезная, глубокая, диалектическая, развивающая игра и дети охотно в нее играют (в форме соревнования двух команд).

Упражнение «Хорошо – плохо».

Дефектолог. Дети, вам нравится Пузырь?

Дети. Да!

Дефектолог. Чем он вам нравится? Что в нем хорошего?

Дети:

  • он хорошо летает (Кирилл У);
  • он легкий (Тимур Б);
  • он гладкий, у него нет углов (Саша Ж);
  • он добрый и веселый (Тимур Б).

Дефектолог. Что плохого в Пузыре? Что вам не нравится?

Дети:

  • он быстро лопается (Саша Ж);
  • ему нельзя смеяться, потому что он лопнет (Кирилл У);
  • у него нет ушей, он глухой (Настя П);
  • он лысый, поэтому за него нельзя держаться (Настя П).

Дефектолог. Что хорошего в Соломинке?

Дети:

  • она может достать книгу с высокой полки (Настя П);
  • она может сорвать яблоко с высокой яблони (Никита Т);
  • она может подсмотреть, что за забором (Лиза Б),
  • Соломинка длинная, ей хорошо бросать мяч через сетку (Кирилл У).

Дефектолог.  Что у плохого Соломинки?

Дети:

  • ей тяжело наклоняться, если что – то на земле лежит (Лиза Б);
  • сильный ветер ее сломает, потому что она тоненькая (Никита Т);
  • она быстро ломается (Настя П).

Дефектолог. Какой еще герой есть в сказке?

Дети. Лапоть.

Дефектолог. Он вам нравится?

Дети. Да!

Дефектолог. Чем он вам нравится?

Дети:

  • он делает ногам тепло (Никита Т);
  • у него большой рот, он может громко крикнуть (Саша Ж);
  • он может много съесть еды за один раз (Лиза Б);
  • он может ртом ловить мяч (Настя П).

Дефектолог. Молодцы! Я вижу, что Лапоть действительно нравится вам.

А что в нем плохого?

Дети:

  • он быстро съест все угощение на дне рожденье и никому не достанется (Саша Д);
  • он может кого – то проглотить своим большим ртом (Никита Т).

Занятие III

  1. Придумывают необычных героев (одного по выбору) с помощью метода фокальных объектов (МФО).

Цель. Закрепление метода фокальных объектов.

  1. Рисование необычных героев сказки.

Цель. Реализация творческого замысла через продуктивную деятельность.

  1. Сочинение описательного рассказа о необычном герое.

Цель. Развитие умения составлять описательный рассказ, выделяя существенные признаки сказочного героя.

Хорошо известно, что описание  - сложный тип монолога. Это связано с возрастными особенностями детей. Для создания и понимания  такого типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта. Необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Для детей характерно простое перечисление, отсутствие внутренней логики. Перечисления детей, как правило, хаотичны.

Одной из задач  при обучении детей составлению описательного рассказа является развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предмета. С этой целью используется метод фокальных объектов.

Суть метода фокальных объектов – перенос на предмет признаков ему несвойственных. Используется авторское пособие «Волшебные помощники» (кубики). Набор состоит из шести кубиков. Каждый кубик отражает одно свойство будущего необычного героя. В нашем случае: одежда, вкус, запах, звук, место обитания, способ передвижения.

Поочередно бросается кубик из каждой серии. Выпадает: одежда – вишня, вкус – лимон, запах – чеснок, звук – барабан, место обитания – корзина, способ передвижения – лестница.

Фрагменты рассказов детей.

После выполнения рисунков  дети рассказывают о своих героях:

 

Рисунки детей

 

У меня Пузырь одет в одежду. У него есть шляпа, чтобы солнечный удар не ударил в голову. Шляпа с пипочкой. Пузырь вкусный и кислый, как лимон.

Саша Ж. рис.1

 

Рисунки детей

 

У меня Пузырь – девочка. Она в красивом платье. Платье разноцветное и желтое. На платье есть вишенки. Еще у нее вишневая шляпа и вишневые туфельки. Она пахнет лимоном. У девочки день рождения. Она идет гулять.

Настя П. рис.2

 

Рисунки детей

 

У меня Пузырь пошел в гости. Он круглый. У него веночек из вишенки. На шее висит чеснок, чтобы не болеть. Пузырь пошел погулять и увидел лимонное дерево. Подпрыгнул – не достал лимон. Подставил лесенку и сорвал лимон. Потом пошел в свой домик в корзинку.

Саша Д. рис.3

 

Рисунки детей

 

Соломинка красивая. Она в платье. На платье  растут вишенки. Еще у нее есть крылья и воздушные шары. Она идет танцевать.

Никита Т. рис 4

 

Рисунки детей

 

У меня Соломинка красивая, тоненькая, стройная. На ней сарафан, как лимон и бантик. На сарафане есть вишенки. В ушах у нее сережки. Она держит в руках шарики.                                                    

Лиза Б. рис 5

 

Рисунки детей

 

Соломинка красивая. У нее нарядное платье и еще есть подъюбник. На ней бусы из вишенок и ободок. Бусы светятся. Она пахнет лимонными духами. У нее день рожденья, поэтому она летает.

Катя Г. рис 6

 

Рисунки детей

 

Лапоть пахнет лимоном и всегда любит, есть вишенки. У него есть дом – корзинка. Над его домом – большая радуга. Она исполняет все его желания. Над домом горят свечи, потому что в корзинке темнотища такая!

Кирилл У. рис 7

 

Рисунки детей

 

Лапоть красивый. Ножки у него, как две вишенки. Пузырь играет на балалайке. Домик у него, как коробка, а ручка от корзинки. Лапоть добрый.

Тимур Б. рис 8

К изучению сказки были привлечены родственники детей, которые помогли им проиллюстрировать новый конец сказки рисунками.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся»

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся» Актуальность проекта.Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Читайте также

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа)

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...