Программа «Сотворчество»

(Эмоционально-творческое развитие детей дошкольного возраста при интенсивном взаимодействии музыки и изобразительного искусства)

 

Главным действующим лицом образовательного процесса является ребенок, цель процесса формируется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Цель программы – создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к миру – эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

Задачи программы:

  • Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
  • Развить эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
  • Способствовать у детей способности к восприятию произведений искусства;
  • Воспитывать понимание красоты произведений искусства;
  • Формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;
  • Способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.

Эмоции отражаются в искусстве с помощью звуков (мелодия, темп, ритм, динамика, и т.п.), цвета (контраст, гармония, насыщенность и т.п.), светотени, линии, формы, ритма, пятен, слова (интонации, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы и т.п.). Важно показать детям способы установления связи средств художественной выразительности с эмоциональным содержанием произведений искусств.

Программа предполагает использование интегративных занятий, бесед, развлечений, праздников. Особое внимание рекомендуется уделять интегративным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности.

Данная форма проведения занятий может быть плодотворной лишь при полном контакте педагога с детьми, знании взрослыми индивидуальных особенностей каждого ребенка, при гибком планировании педагогом системы своей работы с группой воспитанников, когда в зависимости от особенностей воспитания музыки, изобразительного искусства детьми, каждым ребенком в отдельности на ходу корректируется весь задуманный сценарий занятия.

Учитывая психофизиологические особенности дошкольников, основным видом деятельности, в рамках которой проводятся занятия, является игра: игра-занятие, игра-сказка, игра-путешествие.

Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, входить в образ художника, музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизация).

К каждому занятию воспитатель готовит соответствующий его целям сценарий, продумывает ход занятия, подбирает такой зрительный и музыкальный ряд оборудование, которые бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему их миру. При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребенка мира, с другой – задачами программного характера. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагают активное общение воспитателя с детьми, так же учитывается личное мнение ребенка, его готовность включится в художественно-творческую деятельность.

Взрослым следует помнить, что иногда фантазия детей, художественные образы, неожиданно предложенные ими, могут увести педагога от заранее запланированного хода их проведения. Умение действовать «по ситуации» - одно из важнейших требований к качественным характеристикам профессионализма педагога, работающего в «режиме интеграции». Кроме этого, независимо от тематики занятия, его организация, наряду с прослушиванием музыкальных произведений, творческой изобразительной деятельностью включает в себя упражнения из психогимнастики, пальчиковой, речевой или речедвигательной разминки.

Интегративные занятия длятся от 20 до 35 минут. Их продолжительность зависит от возраста детей, их увлеченности. Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередование активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Программы «сотворчество и «вдохновение» направлены на создание условий для художественно-эстетического развития детей и их творческой самореализации.

Надеюсь, что успешное применение этой программы заметно улучшит потенциал наших детишек!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные»

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные» По плану одной их годовых задач В 2 мл. группе была проведена работа...

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными…

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью легкой степени Подготовительная группа Цель: активизация мелкой...

Читайте также

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой

Летняя прогулка - экскурсия в детском саду с младшей группой Проведение экскурсии предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель проводит ее...

Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде…

Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде - наше счастье» Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»