Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок»

1 год обучения.

Сентябрь.

Раздел I. Русская народная кукла.

Занятие 1. «Куклы из бабушкиного сундука»

Программное содержание:

- Познакомить с историей и видами народных кукол.

- Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.

- Развивать у детей национальное самосознание.

- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа

- Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Методические приёмы: Показ фильма о народной кукле. Беседа о народной игрушке с показом образцов, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Материалы, инструменты, оборудование: Куклы для показа, иллюстрации с различными народными игрушками, лоскутки ткани, нитки красные, тесьма, ленточки, бусинки и др.

Занятие 2, 3. «Виды тряпичных кукол» (игровые, обрядовые, обережные)

Программное содержание:

- Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой, её видами и материалами, из которых её изготовляют.

- Дать понятие игровой, обрядовой и обереговой куклы и объяснить их назначение

Методические приёмы: Беседа о народной игрушке с показом образцов, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Материалы, инструменты, оборудование: Образцы тряпичных кукол. Материалы необходимые для её изготовления, альбом «Народная тряпичная кукла».

Занятие 4 «Технологии изготовления кукол»

Программное содержание:

- Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы.

- Учить работать с тканью и нитками.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Методические приёмы: Беседа о народной игрушке с показом образцов, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Материалы, инструменты, оборудование: Образцы тряпичных кукол и ткани для их изготовления, схемы «Изготовление русских тряпичных кукол».

 

Октябрь

Занятие 1. «Технологии изготовления кукол»

Программное содержание:

- Продолжать знакомить детей с технологией изготовления тряпичной куклы; с приёмами работы с различной тканью и сопутствующими материалами.

- Учить работать со схемами по изготовлению тряпичной куклы.

- - Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее истории и национальной культуре, приобщать к традициям семейного уклада наших предков.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям

Материалы, инструменты, оборудование:

Альбом «Тряпичные куколки». Образцы ткани (лоскуты размером 15х15см, 10х15см – на каждого ребёнка), нитки № 40, нитки «Ирис», вата или синтепон ножницы, русская народная музыка

Занятие 2 «Крестец»

Программное содержание:

- Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Крестец», с историей её создания и назначением.

- Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Крестец».

- Учить: связывать палочки между собой ниткой крест на крест, рвать ткань на полоски и завязывать их на основу.

- Развивать мелкую моторику, память, глазомер, мышление.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Материалы, инструменты, оборудование: Образец куклы. Две палочки длиной 15см и 10см, ленточки шириной 0.5- 1см и длиной 18- 20 см – 10 штук (или лоскут ткани 15х15см с насечками через 1,5см), шерстяная пряжа для волос куклы, нитки «Ирис» красного цвета

Методические приёмы:

художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 3 «Кувадка» (№1 )

Программное содержание: -

- Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Кувадка», с историей её создания и назначением.

- Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №1.

- Учить: складывать ткань по прямой в виде скатки; перевязывать её ниткой по прямой и крест накрест.

- Развивать мелкую моторику и фантазию.

- Учить работать по схеме.

- Воспитывать трудолюбие, внимание и усидчивость

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Три лоскутка ткани 25х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета

Методические приёмы:

Объяснение с показом образца, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 4 «Кувадка» (№2)

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №2.

- Учить: складывать ткань по прямой; перевязывать её ниткой; скручивать несколько раз (как будто выжимаем полотенце).

- Учить работать по схеме. Развивать мелкую моторику и внимание.

- Воспитывать усидчивость и аккуратность

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Три лоскутка ткани 30х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета. Методические приёмы:

Объяснение с показом образца, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

 

Ноябрь

Занятие1 «Кувадка» (№3)

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №3.

- Учить: складывать ткань по диагонали и сворачивать начиная с уголка; собирать складочками прямоугольный кусочек ткани; перевязывать ткань ниткой.

- Учить работать по схеме.

- Развивать память, глазомер, мышление.

- Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Три лоскутка ткани 20х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 10х10см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета.

Методические приёмы:

Объяснение с показом образца, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 2 «Отдарок - на подарок»

Программное содержание:

- Познакомить с обычаями и традициями на Руси посредством обереговой куклы «Отдарок - на- подарок».

- Учить изготавливать головку куклы, наполнив её синтепоном (ватой) и перетянув нитью.

- Учить работать по образцу.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Цветной лоскуток ткани размером 20х40см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета.

Методические приёмы:

художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 3 «День и Ночь»

Программное содержание:

- Продолжать учить детей изготавливать традиционные тряпичные куклы – обереговую куклу «День- Ночь».

- Познакомить со значением куклы «День и Ночь». Изготовить куклу «День». - Учить: складывать ткань по диагонали, вкладывать наполнитель и формировать головку, перехватывая нитками в районе шеи.

- Воспитывать уважение к народным традициям и обычаям.

Материалы, инструменты, оборудование:

Образец куклы. Два лоскута ткани 25х25см белого и синего цвета; вата (синтепон); Нитки «Ирис» или шерстяные белого и синего цвета; золотая или серебряная узкая тесьма.

Методические приёмы:

художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия

Занятие 4

Программное содержание:

- Обобщить представление детей о куклах оберегах.

- Закрепить приемы изготовления обережных кукол.

- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз

- Воспитывать нравственно - эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

- Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

Материалы и инструменты: музыкальные файлы с народной музыкой, ткань, нитки мулине, тесьма, технологические карты обережных кукол, ножницы.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы , рассуждения , помощь , анализ своих работ.

 

Декабрь.

Занятие 1 «День и Ночь»

Программное содержание:

- Продолжить работу по изготовлению обереговой куклы «День и Ночь». Изготовить куклу «Ночь»

- . Развивать память, внимание и мышление.

- Продолжать воспитывать уважение к народным традициям и обычаям

Материалы и инструменты:

Образец куклы. Два лоскута ткани 25х25см белого и синего цвета; вата (синтепон); Нитки «Ирис» или шерстяные белого и синего цвета.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь , анализ своих работ.

Занятие 2 «Рождественский Ангел»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать традиционную тряпичную обрядово - обереговую куклу «Рождественский Ангел».

- Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. - Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и художественного вкуса.

- На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

Материалы и инструменты:

Образец, лоскуты голубой или белой ткани 20х20см, лоскуты капрона или другой прозрачной ткани 15х15см, нитки «Ирис» белые или золотые (серебряные); узкая тесьма золотого или серебряного цвета.

Методические приёмы:

рассматривание образца, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям

Занятие 3 «Бабочка»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Бабочка».

- Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

Материалы и инструменты:

Образец куклы. Рис. 2 Лоскуток ткани 30х15 см яркого цвета; квадрат такого же цвета 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета; узкая 0,5- 1см ленточка на пояс (15- 20см).

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, художественное слово.

Занятие

Программное содержание:

- Продолжать систематизировать сведения о народной обереговой кукле;

- Формировать умений и навыки при работе с тканью и нитками, без применения иголки и ножниц.

- Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, способствуя возрождению забытых традиций русского народа.

- Воспитывать нравственные качества детей.

- Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

Материалы и инструменты:

цветные лоскутки квадратной и треугольной формы, нитки красного цвета, кружева, атласные ленточки, ножницы.

Методические приёмы: проблемная ситуация, помощь затрудняющимся детям, вопросы, помощь, анализ выполненных работ.

 

Январь.

Занятие 1 «Утешница»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Утешница».

- Учить: складывать ткать складками и приматывать её к основе нитками – юбка.

- Способствовать, мелкой моторики, конструктивных умений и творческих способностей.

- На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, три отреза ситца разных цветов (прямоугольник красного цвета 12х6см (полукруг радиусом 7см), квадрат белого цвета 12х12см и треугольник зеленого цвета 15х10х10см); вата; нитки «Ирис» красного цвета.

Методические приёмы: объяснение, проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь , анализ своих работ.

Занятие 2 «Кукла Дуняша»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Дуняша».

- Продолжать учить изготавливать головку куклы, разглаживая складки в месте перетяжки нитью.

- Учить: работать с круглыми лоскутами ткани; приматывать ручки к телу куклы.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, один круг из цветной ткани диаметром 20см, второй из белой диаметром 10см; полоска ткани шириной 4см, длиной около15см, косынка –треугольник из ткани такого же цвета как большой круг; синтепон; нитки «Ирис» белого цвета.

Методические приёмы:

Объяснение с показом образца, художественное слово, русская народная музыка, вопросы, проблемные ситуации, поощрение, анализ занятия.

Занятие 3 «Колокольчик»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную обрядово - игровую куклу «Колокольчик».

- Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, три круглых лоскутка ткани, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см; квадрат со стороной 20 см белой ткани для лица; первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани треугольной

формы; нитки «Ирис» для обвязывания; вата, ветошь или синтепон для головки; и, конечно же, колокольчик!

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

 

Февраль.

Занятие 1 «Бессонница»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную куклу - оберег «Бессонница». - Научить детей изготавливать куклу из двух лоскутков ткани без иголки, ниток и ножниц.

- На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие

Материалы и инструменты: Образец куклы, лоскут белого цвета 25х25см; цветной лоскут ткани 30х25см; кусочек синтепона; треугольный лоскут цветной ткани на косынку; нитки «Ирис.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Занятие 2 «Неразлучники»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы- оберега «Неразлучники» и ещё с одним народным обрядом – свадьбой.

- Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации.

- Учить работать по схеме.

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью.

- На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно- прикладному творчеству.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, два лоскутка цветной ткани размером 25х25 см; ткань красного цвета 30х8см; нитки «Ирис» красного цвета; тесьма; палочка длиной 30 см.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Занятие 3 «Птица»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Птица».

- Продолжать развивать и совершенствовать навыки и умения работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

Материалы и инструменты: Образец куклы, квадратный лоскут ткани 20х20см (25х25см); синтепон; красные нитки «Ирис» или шерстяные.

Методические приёмы:

- рассматривание куклы, показ способа изготовления,

- разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Подготовка и выставка детских работ.

 

Март.

Занятие 1 «Птица из палочки»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Птица из палочки». - В процессе изготовления народной куклы, учить работать с тканью и природным материалом (палочками).

- Учить работать по образцу.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты:

Образец куклы, два лоскутка цветной ткани размером 12х12см; две изогнутые тонкие палочки; красные нитки «Ирис» или шерстяные; шесть бусинок для ножек птички.

Методические приёмы:

Рассматривание образца, показ способа изготовления, разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Занятие 2 «Зайчик- напальчик»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Зайчик- на- пальчик».

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Продолжать учить работать по схеме.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты: Образец, прямоугольный лоскут ткани 12х25см; вата (синтепон); нитки «Ирис» красного цвета; ленточка на пояс или на ушки 15- 20см

Методические приёмы:

рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Занятие 3 «Десятиручка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обереговой куклы «Десятиручка».

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с различными видами ткани.

- Учить понимать логические связи между куклой и традицией.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы и доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты: Образец куклы, прямоугольный лоскут белой ткани 30х15см – тело Десятиручка; прямоугольные лоскуты ткани белого или красного цвета 15х8см – 5 штук; синтепон; передник 10х4см; нитки белого и красного цвета; косынка или подойник красного цвета или в цвет передника

Методические приёмы:

рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы, разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

Занятие 4 «Покосница»

Программное содержание:

- Научить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Покосница».

- Познакомить детей с новыми способами работы с тканью.

- Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость и аккуратность.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты: Образец куклы, прямоугольник белой ткани 20х35см; лоскуток- полукруг радиусом 14см - на юбку, передник 10х4см, платок- треугольник, красная лента 15см на подойник, синтепон или вата; красная нить «Ирис».

Методические приёмы:

- рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы, разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

 

Апрель.

Занятие 1 «Барыня»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «Барыня». - Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Научить новому способу работы с тканью - заплетание косичек.

- Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам.

Материалы и инструменты: Образец куклы, лоскуты ткани белого цвета20x50 см; плотная ткань 20x20см для туловища; верёвочки 3 шт. по 10 см; длинный лоскут белого цвета для головы; лоскуты для юбки, передника, подойника и косынки

Методические приёмы:

рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

Занятие 2 «Подорожница»

Программное содержание:

- Познакомить детей со способом изготовления обереговой куклы «Подорожница».

- Закрепить навыки и приёмы изготовления тряпичных кукол, вспомнить их значение.

- Развивать память, глазомер, мышление, воображение, мелкую моторик.

- Продолжать учить работать по схеме.

- Воспитывать уважение к народным обрядам и обычаям.

Материалы и инструменты: Образец куклы, светлая ткань 10х10 см – для головки; цветная ткань 6х11 см – руки; ткань подходящего цвета 6х6 см – для узелка; ткань поплотнее 6х15 см- для юбки (можно полукруг - радиусом 7 см.) ; лоскут ткани 3х15 см – подойник; треугольник ткани, размер большой стороны 18 см – косынка; ткань для передника – 10х4 см; синтепон или вата; нитки «Ирис» белого цвета

Методические приёмы:

- рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы,

- разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

Занятие 3 «Пеленашка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «Пеленашка».

- Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое и обрядовое назначение.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг другу.

Материалы и инструменты: Образец, полоса белой ткани 35х50см; лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см; нитки «Ирис» белого или красного цвета; ленточки шириной 0,5- 1 см.

Методические приёмы:

рассматривание игрушки, показ способа изготовления, вопросы,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ работы.

Занятие 4 (Подарок для малышей)

Программное содержание:

- Обобщить представление детей о куклах оберегах.

- Закрепить приемы изготовления обережных кукол

- Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа

- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.

 - Воспитывать нравственно - эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

Материалы и инструменты:

музыкальные файлы с народной музыкой, ткань, тесьма, технологические карты обережных кукол, ножницы, нитки «Ирис» белого или красного цвета;

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь, анализ своих работ.

 

Май.

Занятие1. «Рукодельницы» (итоговое).

Программное содержание:

- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;

- Обогащать и активизировать словарь детей,

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости;

- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.

Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты:

Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, бусинки, бисер, схемы - алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы.

Занятие 2 «Куклы Сестрички»

Программное содержание:

- Закрепить навыки и умения по изготовлению традиционной тряпичной куклы.

- Выяснить вместе с детьми, что способ изготовления куклы «Сестрички» очень похож на способ изготовления куклы «Кувадка» №1.

- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз

- На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно- прикладному творчеству и доброе отношение друг к другу.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты: Образец куклы, три лоскутка красной, белой или разноцветной ткани 25х12 см, полоска ткани такого же цвета 40х10 см; прямоугольный лоскут ткани 15х7см; лоскут 10х4см – передник; косынки- треугольники; ленточки шириной 0.51см, длиной 15- 20см; нитки «Ирис» красного или белого цвета

Занятие 3 «Подарок» (итоговое)

Программное содержание:

- Продолжать формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

- Познакомить детей с новым понятием «оберег».

- Развивать умение работать с тканью: складывать кусочек ткани, завязывать узелок на нитке.

- Развивать эстетический вкус: умение подбирать гармоничное сочетание цветов в поделке.

 - Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения

Материалы и инструменты:

Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, бусинки, бисер, схемы - алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы.

Подготовка и выставка детских работ.

 

2 год обучения

Сентябрь.

Занятие 1,2 «Лихоманки»

Программное содержание:

- Продолжать знакомить детей с технологией изготовления тряпичной куклы; с приёмами работы с различной тканью и сопутствующими материалами.

- Учить работать со схемами по изготовлению тряпичной куклы.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям.

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты:

Образец кукол, белая ткань 1х1 м; много разноцветных небольших лоскутков для одежды кукол (юбок и косынок); красные нитки «Ирис».

Занятие 3 «Узелковая кукла»

Программное содержание:

- Познакомить детей с традиционной тряпичной узелковой куклой, её видами и материалами, из которых её изготовляют.

- Учить завязывать уголок ткани узелком.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее истории и национальной культуре, приобщать к традициям семейного уклада наших предков.

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь, анализ своих работ.

Материалы и инструменты:

квадрат ткани со стороной 32см (это в нашем случае — можно больше или меньше); синтепон для головки; полоска ткани или верёвочка – повязка на головку; нитки «Ирис» в цвет ткани, образец тряпичной куклы.

Занятие 4 «Кукла от худого слова»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «От худого слова».

- Продолжать учить детей: - складывать ткань по диагонали; - изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое назначение.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие.

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты:

Ткань белого цвета (можно просто светлого тона) 15х15 см; три кусочка разных цветных тканей 16х16 см, 18х18 см, 20х20 см; синтепон для головы; цветная ткань для платка 17х27х17 см; тесьма для подвязывания платка лоскут цветной ткани 4х12 см для подойника; красные нитки «Ирис», образец тряпичной куклы.

 

Октябрь.

Занятие 1, 2 «День и Ночь»

Программное содержание:

- Продолжать учить детей изготавливать традиционные тряпичные куклы – обереговую куклу «День- Ночь» - 2 вариант.

- Вспомнить с детьми значением куклы «День и Ночь».

- Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

- Формировать умений и навыки при работе с тканью и нитками, без применения иголки и ножниц.

- Воспитывать уважение к народным традициям и обычаям.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты:

Альбом «Изготовление русских тряпичных кукол». Образец куклы. Два квадрата белой и синей (чёрной) ткани для куклы; два квадрата ткани подходящих расцветок для юбок; нитки «Ирис» соответствующих цветов и синтепон.

Занятие 3 «Столбушка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с тряпичной игровой куклой «Столбушка», с историей её создания и назначением.

- Учить складывать ткань для тулова пополам и закручивать в плотный валик- столбец перевязывая в трёх местах красной нитью.

- Развивать мелкую моторику, память, глазомер, мышление

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Методические приёмы: Показ с объяснением, вопросы, напоминание, помощь, анализ выполненной работы, народные музыкальные произведения.

Материалы и инструменты: кукла Столбушка нитки «Ирис» красного цвета. Ткань для: туловища – 54х90 см (тулово будет высотой 27 см); головы – (белая ткань) 30х30 см; нижняя юбка – светлая ткань 27х50 см; рубаха и руки – 32х32 см (или 35х35 см); юбка длинная – (по цвету рубахи) 52х75 см; фартук – 14х18 см; головная повязка – 9х43 см; платок косынка – 32х32 см; пояс скрученный - 50х60 см (чтобы обернуть вокруг талии 2 раза)

Занятие 4 «КубышкаТравница»

Программное содержание:

- Познакомить с обычаями и традициями на Руси посредством обереговой куклы «Кубышка- Травница».

- Учить работать по образцу.

- Развивать память, глазомер, мышление.

- Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Методические приёмы: рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Материалы и инструменты: Кукла травница, цветной лоскуток ткани размером 40х40см – для юбки; синтепон; белая ткань 20х20 см – для головы; треугольник для платка 30- 35 см по длинной стороне; цветной красивый передник; два квадрата со стороной 10 см в цветочек для груди; два цветных квадратика для узелков с травой; синтепон; полоски красной ткани или лента для повязки на голову; разноцветные нитки для пояса; сбор трав; нитки «Ирис» красного цвета.

 

Декабрь.

Занятие 1 .2 «Желанница»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Желанница»

- Продолжать учить детей делать скрутку; собирать складочками

- Учить работать по схеме.

- Развивать память, глазомер, мышление.

- Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие.

- Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления, вопросы к детям,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям.

Материалы и инструменты: Ткань для скрутки 15х30 см; светлый квадрат для лица и рук – 20х20 см (25х25 см); синтепон для головы; нитки «Ирис»; лоскуты для платочка и передничка; ленточки и бусы для украшения

Занятие 3, 4 «Зернушка или Крупеничка»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать традиционную тряпичную обереговую куклу «Зернушка».

- Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и художественного вкуса.

- На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

Методические приёмы:

рассматривание куклы, показ способа изготовления, вопросы к детям,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, анализ выполненных работ.

Материалы и инструменты: лоскут ткани для нижней рубахи – 20х12 см; лоскут яркой однотонной ткани такого же размера – 20х12 см – для ручек; треугольник для платка с длинными завязками; лоскуты ткани на передник и подойник; можно бусы; нитки «Ирис» белые и золотые (серебряные); узкая тесьма золотого или серебряного цвета, мешочки прямоугольной формы.

 

Январь.

Занятие 1 «Неразлучники».

Программное содержание:

 - расширить представление детей о народных игрушках,

- содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки; раскрыть смысл названия куклы "Неразлучники",

- научить мастерить традиционную куклу способом "скрутка",

- совершенствовать навыки работы с тканью и нитками,

- привить любовь и бережное отношение к вещам, содействовать развитию игровой деятельности.

Материалы и инструменты: музыкальные файлы с народной музыкой, ткань, нитки «Ирис», ножницы.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, рассуждении, помощь , анализ своих работ.

Занятие 2,3 «Кукла – закрутка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с историей возникновения народной куклы «Закрутки»

- учить изготовлять куклу» Закрутку».

- Формировать у детей трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

- воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Методические приёмы: рассматривание куклы, показ способа изготовления,

разбор материала с его предназначением, помощь затрудняющимся детям, художественное слово.

Материалы и инструменты:

Ткань для скрутки 15х30 см; светлый квадрат для лица и рук – 20х20 см (25х25 см); синтепон для головы; нитки «Ирис»; лоскуты для платочка и передничка; ленточки и бусы для украшения

Занятие 4 «Подарок» (итоговое занятие)

Программное содержание:

- Обобщить представление детей о куклах оберегах.

- Закрепить приемы изготовления обережных кукол.

- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз

- Воспитывать нравственно - эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

- Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

Материалы и инструменты:

музыкальные файлы с народной музыкой, ткань, нитки мулине, тесьма, технологические карты обережных кукол, ножницы.

Методические приёмы:

проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, помощь, анализ своих работ.

 

Февраль.

Занятие 1 , 2 «Масленица»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы «Масленица» и ещё с одним народным обрядом.

- Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации.

- Учить работать по схеме.

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью.

- На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно- прикладному творчеству.

Материалы и инструменты:

для головы лоскут белой ткани 20х20 см; два лоскута для рук 10х12 см; два цветных лоскута 20х20 см для юбки; лоскут для косынки (лучше из красной ткани) и немного синтепона для головы; нитки «Ирис» красного цвета.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Занятие 3, 4 «Благополучница»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обереговой куклы «Хозяюшка- Благополучница».

- Продолжать развивать и совершенствовать навыки и умения работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

- Воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

Материалы и инструменты:

Для головы - квадрат белой ткани 10х10; для туловища- юбки - квадрат цветной ткани 20х20 см; для рук прямоугольник 10х20см; синтепон; монетка с цифрой 5- ть (5 копеек, 5 рублей…); косынка из квадрата, красного цвета 15см; полоска ткани – повойник; нитки «Ирис» красного цвета

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

 

Март.

Занятие 1 «Веснянка»

Программное содержание:

- Учить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Веснянка».

- Развивать умение работать с тканью: складывать кусочек ткани, завязывать узелок на нитке.

- Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу.

 - Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев.

Материалы и инструменты:

Лоскут белого цвета 35х12 см - скатка (телоголова); 2 цветных лоскута 35х15 см (нижняя и верхняя юбки) – платье; рукава – цветной лоскут 12х16 см; фартук – однотон. лоскут 9х7 см; тесьма, нитки «Ирис» красного цвета; синтепон; нитки шерстяные жёлтого или рыжего цвета для волос.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Занятие 2, 3. «Рукодельницы» (итоговое).

Программное содержание:

- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;

- Обогащать и активизировать словарь детей,

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости;

- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.

Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

Материалы и инструменты:

Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, сухие лекарственные травы, бусинки, бисер, схемы - алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы.

Методические приёмы

проблемная ситуация, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

 

Апрель.

Занятие 1,2 «Вербница»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы «Вербница».

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с различными видами

- Учить понимать логические связи между куклой и традицией.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы и доброе отношение друг к другу.

Материалы и инструменты: Плотная ткань для скрутки; красная ткань для лица и рубашки 30х30 см; нижняя юбка – белая ткань 35х14 см; цветная ткань для верхней юбки 14х40 см; тесьма на подойник; платок 30х30 см; прямоугольный лоскут на фартук; нитки и ленточки для пояса; синтепон; красные нитки «Ирис»; веточка вербы.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Занятие 3, 4 «Капустка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обрядовой куклы «Капустка».

- Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами.

- Развивать память, глазомер, мышление, воображение, мелкую моторик.

- Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам.

Материалы и инструменты:

Квадрат светлой ткани 25х25 см; Три или два квадрата цветной ткани 25х25 см, немного синтепона; красные нитки «Ирис»; тесьма на повойник 11- 13 см, поясок 30- 35 см.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

 

Май.

Занятие 1.2 «Девка- Бабка»

Программное содержание:

- Познакомить детей с методикой изготовления обереговой куклы «Девка - баба».

- Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое и обрядовое назначение.

- Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности.

- Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Методические приёмы: объяснение с показом, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Материалы и инструменты: берёзовая палочка длинной 20 см, в диаметре не менее 1 см, не более 1,5 см сантехнический лён или шерстяная пряжа для кос; синтепон для голов; два квадрата белой ткани 22х22 см – для голов; два разных лоскута для юбок девки и бабы длиной 30- 40 см (пышность) высотой 12 см; по желанию кружево по подолу нитки «Ирис «красные для обвязки рук и белые для обвязки шеи; лента атласная красная 1 см шириной для девицы на голову и в косу; косынка с повойником, либо уложенные косы с косынкой для бабы фартучки, ленты или тесьма для поясов.

Занятие 3.4 «Куклы из бабушкиного сундучка»

Программное содержание:

- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

- Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.

- Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов).

- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, художественное слово, помощь, анализ выполненных работ.

Материалы и инструменты: Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, сухие лекарственные травы, бусинки, бисер, схемы- алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП. Тема занятия:…

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП Тема занятия: «Путешествие в страну Математики» Цель: закрепление умений у детей ориентироваться в...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День народного Единства» Цель: Создать условия для знакомство детей с праздником –...

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Читайте также

Дидактические пособие с использованием мультимедийного оборудования по экологическому воспитанию детей…

Дидактические пособие с использованием мультимедийного оборудования по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Аннотация Пояснительная записка Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном...

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь…

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье другого Дополнительное образование детей дошкольного возраста создает наилучшие условия...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Транспорт»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Транспорт»