Экспериментально-образовательная деятельность в подготовительной группе ДОУ
Учебно-игровая модель. Цель данной модели состоит в освоении социальных ролей и деятельности, логичности и творчества. Задачей выступает: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривания схем и создания мотивации к учению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, развитию эмоциональной и интеллектуальной рефлексии.
Логика процесса:
Д.П.
Рекомендации к организации:
1. Обучение на конкретной ситуации.
2. Имитационное моделирование.
3. Состязательность и соревнование.
4. Анализ проблемы.
5. Выявление трудностей.
6. Разложение проблемы на частности.7. Оценка решений, поиск логически обоснованного решения.
Принципы:
1. Ролевое самовыражение.
2. Самостоятельность в преодолении
проблем.
Примером такого занятия может выступить следующая логика. Педагог создает проблемную ситуацию: написать на доске самое главное для себя слово, но нет мела. В процессе мозгового штурма детьми предлагаются различные способы записи: красками, карандашами, фломастерами и т.д. Одним из вариантов является выкладывание слов на металлической доске с помощью букв на магнитной основе. Педагог предлагает вспомнить правила магнита: с одной стороны, магниты отталкиваются, с другой - притягиваются. Совместно с детьми формулируются правила игры, например: дети организуют две команды; предлагают тему игры «в слова» (например, красота, мир, природа, игрушки, семья и т.п.); составляют «живое» слово, представляя буквы движениями тела, а команда-соперник отгадывает, что задумано; выкладывают слово магнитными буквами на доске. Выигрывает команда, быстро и правильно составившая слово. Педагог организует пробную игру, помогая запомнить и соблюдать правила. В процессе игры воспитатель фиксирует правильность выполнения, разъясняет последовательность действий для достижения наилучшего результата. После окончания игры педагог совместно с детьми обсуждает результаты игры, акцентируя внимание детей на том, что магниты помогают человеку приобрести знания с помощью выкладывания грамотных слов, украсить дом магнитными фигурками, которые крепятся к холодильнику и т.д., можно найти потерянные иголки, так как магниты притягивают их к себе, компас позволяет определять стороны света и т.д.
Познавательная деятельность приобретает игровую модель за счет постановки учебной цели в художественном образе (страна ДОКОРУПО - ДО которой рукой подать, живущий в ней дедушка Знай, - владелец экспериментальной лаборатории). Тематика каждого занятия имеет игровую конструкцию и игровой сюжет (путешествие в страну ДОКОРУПО, встреча с дедушкой Знаем, который умеет задавать вопросы и давать ответы, показывать фокусы и раскрывать их тайны, путешествия и экскурсии с дедушкой Знаем и проведение опытов и экспериментов в его лаборатории, ответы на письма дедушки Зная и содержащиеся в них вопросы и загадки).
Деятельность завершается обсуждением процесса (последовательность действий, позволивших достичь результата), игровых и реальных взаимодействий детей и педагога, обеспечивших эмоциональный комфорт участникам деятельности. Данное обсуждение включает составление схемы проведенного эксперимента.
Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-игровой модели познавательной деятельности:
► экспериментальные игры «Тонет- не тонет», «Хотела галка пить...», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать?» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
► действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
► наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами;
► рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне;
►использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию;
► драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос. Коммутативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом. Основными задачами выступают развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а также развитие способности к рас кодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явлений природы, проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.
Логика процесса:
Рекомендации к организации:
1. Метод обсуждения.
2. Ряд коммуникативных процедур.
3. Распределение ролей.
4. Ознакомление в коммуникации со сведениями,
5. Сосуществование не совпадающих линий.
6. Возможность критиковать.
7. Побуждение к поиску соглашения.
8. Поощрение разных подходов к одному и тому же;
9. Решение задач конкретно - содержательного плана: осознание противоречий, актуализация знаний, творческое переосмысление.
10. Решение задач организационного взаимодействия: распределение ролей, выполнение коллективных задач, согласованность в обсуждении проблем, соблюдение правил и процедур.
11. Педагог предоставляет возможность: подготовиться к коммуникации, пересмотреть цели, выбирать решения, вырабатывать правила, обмениваться целями, выявлять разногласия, актуализировать сведения, дать выход чувствам, распределять функции, использовать разнообразные средства, дать время для размышления, менять ход коммуникации, уточнять, побуждать.
Принципы:
1. «Диалог культур».
2. Самоорганизации; обращенность друг к другу.
3. Упорядочивание.
Следуя представленной логике, педагог в начале занятия предоставляет детям информацию, например, о свете, рассказывая, что при определенных условиях можно увидеть различные цвета радуги, «спрятавшиеся» в белом свете. Дети самостоятельно договариваются, как, используя предложенные педагогом приборы, получить цвета спектра. Выбирая различные варианты, они совместно с педагогом определяют проблему, обсуждают ее, анализируют положительные или отрицательные результаты. Дети самостоятельно осуществляют поиск оптимального решения проблемы, делают вывод. Проверяя решение, вступают в коммуникацию с педагогом, доказывая правильность сделанного выбора, позволившего получить наилучший результат.
Критериями оценки детьми правильности выбранных средств и способов достижения цели являются следующие показатели: о точность в обозначении конечного результата (что хотим получить?); о последовательность описания действий для достижения
этой цели;
о доказательности необходимости этих действий; об обоснованности жизнедеятельности человека и природных явлений.
В данной модели познавательной деятельности конечный результат не обсуждается с детьми. Это происходит в процессе его достижения в форме дискуссий и обмена мнениями о выполняемых детьми действиях, которые и обеспечат достижение результата.
В данной форме организации познавательной деятельности используется следующая логика методов: о проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»; о метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
о вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»
Поисковая деятельность ребенка всегда опирается на ту ситуацию, которую создает педагог. Ситуация создает условия для столкновения мнений детей и педагога, для взаимного анализа и независимых оценок, для определения ролей и задач, стоящих перед каждым участником диалога. Коллективный диалог есть также показатель развивающего обучения.
Организация познавательно-поисковой деятельности ребенка предполагает наличие коммуникативных компонентов, которые характеризуют направленность общения на получение определенных результатов, на согласование исполнительских операций, на разделенность действий и их интеграцию и т.п. Обмен информацией является важнейшей характеристикой поисково-познавательной деятельности, которая оценивается по критерию полезности - «говорить по делу», носит регламентированный характер, должна по возможности исключать неоднозначную интерпретацию информации. Совместный поиск общего смысла предстоящей деятельности, совместное определение общей цели, содержание коммуникаций - все это определяет характер познавательно-поисковой деятельности.
Особого внимания в познавательно-поисковой деятельности заслуживает межличностное общение, которое не совпадает с предметом и содержанием совместной деятельности, так как направлено на выявление и согласование ценностно-смысловых ориентации, лежащих в основе свойств личности детей, вступивших в совместную деятельность. В связи с этим следует разделить информационный обмен, то есть обмен значениями, знаниями, и обмен мыслями, ориентированный на удовлетворение потребностей во взаимопонимании, оценке, чувствах и т.д.
В процессе коммуникаций и информационного обмена большое значение приобретает соотношение речи и мышления, так как ребенок усваивает способ познания и использования культурных речевых эталонов в деловом общении. Именно этот опыт начинает складываться на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Следует отметить, что педагогу следует контролировать, насколько аргументировано ребенок выражает свои мысли в процессе коммуникаций, содержащих речевые эталоны, так как учебная деятельность предполагает переход от спонтанной речи к аргументированности. Аргументированность ставит ребенка в позицию выбора, переконструирования речевых средств и форм, которые позволят ему достичь, с одной стороны, поставленной цели, а с другой стороны, осуществить рефлексию собственных действий. Это придаст коммуникации чувственный эмоциональный характер.
Экспериментально-исследовательская модель. Цель данной модели заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являются развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых), причинно-следственных связей и отношений.
Логика процесса:
Д.П.
Рекомендации к организации:
1. Вводить понятие.
2. Приводить контрастные примеры.
3. Выделять значимые признаки.
4. Типы заданий: формирование понятий, интерпретация и обобщение; использование понятий.
5. Уровни знаний: понятия, идеи, факты.
6. Привлекает собственный опыт.
7. Организация совместной деятельности детей.
8. Учитывать шаги-этапы: столкновение с
проблемой —> сбор данных (фактов) —
характеристика объектов —> связь с явлениями - «условия состояния объекта» —> свойства —> экспериментирование —> объяснение —> анализ исследования.
9. От неизвестного к известному.
10. Создание новых представлений.
Принципы:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск фактов.
3. Поиск идей.
4. Поиск решений.
Поиск признаков.
5. Самостоятельность.
6. Альтернативность точек зрения.
7. Столкновение идей.
8. Самостоятельное планирование.
10. Связь правила и примера.
11. Альтернативные интерпретации.
12.Учет фазы цикла обучения: конкретный опыт -> рефлексивное наблюдение -> концептуализация —> экспериментирование.
Согласно логике экспериментально-исследовательского процесса, педагог определяет проблему (например, выявить свойства воды), объект (понятие «жидкость»), правила (четко выполнять указания). Дети учатся формулировать понятие (жидкость -текущее, капельное вещество), анализировать проблему (определить способы выявления свойств жидкостей). Самостоятельно с помощью предложенных педагогом инструментов дети ищут разнообразные способы решения поставленной проблемы, ориентируясь на правила (переливают воду из одной емкости в другую, отличающуюся формой, цветом и т.п.; с помощью пипетки наносят на бумагу разноцветные капли; зубной щеткой и расческой делают на бумаге набрызг; растворяют в воде соль, сахар и т.п.; моют что-либо с помощью воды и т.д.). Результатом экспериментирования является определение свойств воды и их группировка: прозрачная, безвкусная, без запаха, но эти качества меняются в зависимости от растворенных в ней веществ; принимает форму емкости, в которую налита, и т.д. Дети в процессе диалога с педагогом обнаруживают сходство свойств воды и воздуха (в нем распространяются вещества, как в воде растворяются). Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.
Данная модель строится по следующей логике: постановку проблемы или ее поиск осуществляют дети самостоятельно на основе приведенной упрощенной схемы, или наглядной картинки природного явления, самостоятельно описывают проведение опыта, выдвигают гипотетические предложения о путях проведения эксперимента, самостоятельно апробируют средства и способы, направленные на разрешение ситуации, а также самостоятельно применяют полученные результаты в собственной или совместной жизни. Экспериментально-исследовательская модель носит индивидуальный характер и ставит ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструировавшего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. От ребенка требуется проявить способность к аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.
В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов: о вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?); о схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения); о вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность о метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»; о метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей. Такая среда строится на принципах, разработанных В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой: о принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами неживой природы, помогающий обнаружить физические законы;
► принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение физических законов при взаимодействии ребенка и находящимися в группе объектами;
► принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако если возникает необходимость передвинуть его, то на новом месте он символизирует то же отношение взаимодействия или помогает ярче обозначить изучаемое отношение между объектами и явлениями физического мира;
► комплексирование и гибкое зонирование. Данный принцип помогает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы, в жизни человека и природы и др.; о принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознания своей гармоничности в мире природы.
Пространство группы представлено как природное и вписанное в него социальное пространство жизнедеятельности детей. Природное пространство включает следующие мини-среды: ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы в определенный сезон, соответствующий реальному. Вокруг этих стабильных мини-сред композиционно увязываются остальные интегрированные природно-культурные мини-среды: реальной и исследовательской деятельности в природе, творчески - преобразующая, научная лаборатория экспериментирования.
В мини-среду научной лаборатории вносят модели последовательности проведения экспериментов, соотнесенные с реальными объектами, явлениями, предметами в группе; схемы различных способов достижения цели познавательной деятельности и т.п. Создание лабиринтов в горизонтальной и вертикальной плоскости позволяет ребенку «путешествовать» от одного доминирующего физического объекта познания к другому. Детям предлагаются модели знакомых игр, позволяющие им или повторить пройденный материал, или изменить его, закрепить в естественной игровой среде. Такая форма организации пространственно-предметной среды группы полностью соответствует содержанию и цели: формированию основ экспериментально-исследовательской культуры дошкольников.
Материал детских игр должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощаемым. Необходимо внести в среду различные природные материалы (листья, шишки, песок, глину, воду и т.п.), предметы - посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы «Лего», дезодоранты и т.д.), которые достаточно просты в использовании, безопасны, допускают бесконечные степени усложнения; благодаря самой своей простоте таят в себе тысячу новых комбинаций и не наскучат ребенку. Играя таким материалом, ребенок ставит себе все более отдаленные, сложные интеллектуально-познавательные задачи для разрешения, познавая физические закономерности.
Во всех мини-средах имеются общие знаки и символы, отражающие неживую природу, растения, животных, человека и связи с ними, а также позволяющие отразить изменения своего эмоционального состояния при достижении положительного или отрицательного результата эксперимента. Например, растения, дающие кислород человеку и животным, обозначались символом - у; электромагнитное поле - ©; свет - *; разноцветные знаки агрегатного состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное); «Надо вспомнить» - У, «Я сопоставляю» - +; «Я достиг успеха» - © и др.
Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую цепь мини-сред, где бы осуществлялось развитие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника. Педагог создает условия для того, чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.
Раздел 1. Измерение
1. Как человек измеряет?
Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т.п.
Задачи:
► развивать представления о человеке как биологическом существе;
стимулировать ответы детей на вопросы «Кто ты?», «Какой ты?», «Чем мы видим?», «Чем мы слышим?», «Как мы узнаем о горьком и соленом?», «Для чего нужны руки?» и т.п.;
► формировать понимание ребенком того, что человек - часть
природы; с»
►формировать охранное отношение к органам зрения, слуха,
осязания;
► совершенствовать речь детей, пополнять словарный запас
новыми словами: зрение, слух, вкус;
► развивать представления о способах (приложение предмета к части тела для определения длины) и единицах измерения (локоть, ладонь, фут, унция, пас, ярд) человеком предметов действительности в культурно-историческом процессе.
Материал и оборудование:
► предметы: для проведения дидактических игр «Определи на ощупь» (кубик, мячик и др.), «Угадай на вкус» (яблоко, лимон, лук, огурец и др.), «Узнай предмет по звуку» (колокольчик, бубен, коробка со спичками, свисток и др.), «Узнай по описанию»;
► наглядные картинки по теме «Человек»;
► таблица древнеегипетских мер, римская система мер, сопровождаемая картинками из энциклопедии.
Эксперимент. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Угадай на вкус», «Узнай предмет по звуку», «Узнай по описанию».
Измерение длины стола, ковра в группе с помощью различных систем мер: по-древнеегипетски с помощью локтей, ладоней, пальцев; по-древнеримски - в футах, унциях и пасах. Формулировка причины отклонений результатов измерений.
Вывод. Величины рук, ладоней и ступней у разных людей существенно отличается, поэтому единица, основанная на пропорциях тела какого-либо одного человека, будет отличаться от такой же единицы, основанной на пропорциях другого человека.
Художественная литература. Г. Остер «38 попугаев».
2. Чем можно измерять?
(единицы измерения, измерительные приборы длины, веса, объема)
Цель. Развитие способности ребенка измерять окружающиепредметы, пользуясь стандартными единицами и метрическойсистемой.
Задачи:
► формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса;
► познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями);
► научить способам использования измерительных приборов;
► обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения;
► развивать представления об истории появления метрической системы мер.
Материал и оборудование:
► линейка, измерительная лента, ростомер;
► весы с разновесами (стрелочные, пружинные);
► мерные сосуды 100 и 500 мл с делениями.
Эксперимент. Пользуясь линейкой, измерить длину ладони,
пальцев руки, длину стола, книги.
Измерительной лентой измерить окружность головы человека, куклы.
Ростомером измерить свой рост.
Узнать свой вес, вес яблока или кубика, используя весы и разновесы.
Проверить, сколько мерок сыпучих и жидких веществ по 100 мл поместится в сосуд объемом 500 мл, 1 л, 2 л.
Вывод. Единая система мер позволяет не только определить длину (вес и объем) чего-либо, но и сравнивать полученные результаты измерения.
3. Термометр и температура
Цель. Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
Задачи:
► познакомить детей с понятием «температура»;
► формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре;
► сравнить разные виды термометров;
► формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
► систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;
► пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».
Материал и оборудование:
► термометры для измерения температуры воды, воздуха, телачеловека;
► 2 стакана с водой разной температуры (из холодильника итеплой) на каждого ребенка;
► репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года.
Эксперимент. Рассмотреть, как устроен термометр. Сравнить внешний вид и назначение разных термометров. Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров.
Измерить температуру тела человека в группе и на улице, сравнить показания.
Измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а во второй воду налили из теплого чайника. Сравнить показания. Рассмотреть репродукции картин и определить примерную температуру воздуха в природе (холодно, тепло, жарко, прохладно).
Вывод. Термометр - это прибор для измерения температуры. У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль - граница между градусами тепла и холода. Назначение термометров бывает разным - для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид - разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри и т.п.
Температура тела человека в группе и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды может существенно отличаться в зависимости от пространства ее измерения.
Из наблюдений за природой известно, что весной бывает тепло, летом - жарко, поздней осенью и зимой - холодно. Когда говорят, что тепло, холодно, жарко, то имеют в виду температуру воздуха.
4. Часы и время
Цель. Развитие способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.
Задачи:
► развивать представления детей о человеке в истории, познакомить с древними и современными способами измерения времени;
► формировать представления о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах, сутках и т.д.;
► формировать представления о необходимости рационального использования времени в течение дня: на игру, учение, сон, физическую активность и т.п.;
► совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.
Материал и оборудование:
► часы песочные, механические, электронные;
► картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.
Эксперимент. Рассмотреть разные виды часов: древние и современные.
Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке можно сделать солнечные часы.
Засечь время продолжительностью 1 мин (2 мин) на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.
Вывод. Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы - электронные. За 1-2 минуты можно успеть что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
«Виммельбух» в работе учителя-логопеда
«Виммельбух» в работе учителя-логопеда Компьютеры, гаджеты окружают нас повсюду, они уже сейчас незаменимы, люди постоянно пользуются компьютерами и искусственным интеллектом, жизнь...
Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную...
Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»
Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...