Экспериментально-образовательная деятельность в подготовительной группе ДОУ

 

Учебно-игровая модель. Цель данной модели состоит в ос­воении социальных ролей и деятельности, логичности и твор­чества. Задачей выступает: обеспечение интенсивного усвое­ния физических понятий, отражающих природные закономер­ности посредством наблюдений, рассматривания схем и созда­ния мотивации к учению благодаря самостоятельному овладе­нию способами познавательной деятельности, развитию эмо­циональной и интеллектуальной рефлексии.

 

Логика процесса:

Д.П.

 Логика процесса

 

Рекомендации к организации:

1. Обучение на конкретной ситуации.

2. Имитационное моделирование.

3. Состязательность и соревнование.

4. Анализ проблемы.

5. Выявление трудностей.

6. Разложение проблемы на частности.7. Оценка решений, поиск логически обо­снованного решения.

Принципы:

1. Ролевое самовыражение.

2. Самостоятельность в преодолении
проблем.

 

Примером такого занятия может выступить следующая ло­гика. Педагог создает проблемную ситуацию: написать на дос­ке самое главное для себя слово, но нет мела. В процессе моз­гового штурма детьми предлагаются различные способы запи­си: красками, карандашами, фломастерами и т.д. Одним из вариантов является выкладывание слов на металлической доске с помощью букв на магнитной основе. Педагог предлагает вспомнить правила магнита: с одной стороны, магниты оттал­киваются, с другой - притягиваются. Совместно с детьми фор­мулируются правила игры, например: дети организуют две ко­манды; предлагают тему игры «в слова» (например, красота, мир, природа, игрушки, семья и т.п.); составляют «живое» сло­во, представляя буквы движениями тела, а команда-соперник отгадывает, что задумано; выкладывают слово магнитными бук­вами на доске. Выигрывает команда, быстро и правильно со­ставившая слово. Педагог организует пробную игру, помогая запомнить и соблюдать правила. В процессе игры воспитатель фиксирует правильность выполнения, разъясняет последова­тельность действий для достижения наилучшего результата. После окончания игры педагог совместно с детьми обсуждает результаты игры, акцентируя внимание детей на том, что маг­ниты помогают человеку приобрести знания с помощью выкла­дывания грамотных слов, украсить дом магнитными фигурка­ми, которые крепятся к холодильнику и т.д., можно найти поте­рянные иголки, так как магниты притягивают их к себе, компас позволяет определять стороны света и т.д.

Познавательная деятельность приобретает игровую модель за счет постановки учебной цели в художественном образе (стра­на ДОКОРУПО - ДО которой рукой подать, живущий в ней де­душка Знай, - владелец экспериментальной лаборатории). Те­матика каждого занятия имеет игровую конструкцию и игровой сюжет (путешествие в страну ДОКОРУПО, встреча с дедушкой Знаем, который умеет задавать вопросы и давать ответы, пока­зывать фокусы и раскрывать их тайны, путешествия и экскур­сии с дедушкой Знаем и проведение опытов и экспериментов в его лаборатории, ответы на письма дедушки Зная и содержа­щиеся в них вопросы и загадки).

Деятельность завершается обсуждением процесса (последо­вательность действий, позволивших достичь результата), игро­вых и реальных взаимодействий детей и педагога, обеспечив­ших эмоциональный комфорт участникам деятельности. Дан­ное обсуждение включает составление схемы проведенного эк­сперимента.

Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-иг­ровой модели познавательной деятельности:

► экспериментальные игры «Тонет- не тонет», «Хотела галка пить...», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В ка­кой воде легче плавать?» и др. позволяют убедиться в дос­товерности физических и природных явлений и закономер­ностей;

► действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, пе­реливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познава­тельной деятельности;

► наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерза­ние воды в лужах, таяние снега при повышении температу­ры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распростра­нение грома и молнии, образование пара от дыхания в хо­лодную погоду и др.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами;

► рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисун­ков позволяет упростить понимание сложных явлений на дош­кольном уровне;

►использование энциклопедических данных в разделах «Зна­ете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к об­суждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлек­сию;

► драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки-По­чемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, уме­ющего все объяснить и ответить на вопрос. Коммутативно-диалоговая модель. Цель данной моде­ли познавательной деятельности заключается в развитии у де­тей самостоятельности и активной позиции в процессе позна­ния физических законов природы на основе включения в разно­образные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом. Основными задачами выступают развитие способ­ности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопреде­лению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а так­же развитие способности к рас кодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явле­ний природы, проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.

 

Логика процесса:

Логика процесса

 

Рекомендации к организации:      

1. Метод обсуждения.

2. Ряд коммуникативных процедур.

3. Распределение ролей.

4. Ознакомление в коммуникации со сведениями,  

5. Сосуществование не совпадающих линий.

6. Возможность критиковать.

7. Побуждение к поиску соглашения.

8. Поощрение разных подходов к одному и тому же;

9. Решение задач конкретно - содержательного пла­на: осознание противоречий, актуализация зна­ний, творческое переосмысление.

10. Решение задач организационного взаимодей­ствия: распределение ролей, выполнение коллек­тивных задач, согласованность в обсуждении про­блем, соблюдение правил и процедур.

11. Педагог предоставляет возможность: подготовить­ся к коммуникации, пересмотреть цели, выбирать решения, вырабатывать правила, обмениваться целями, выявлять разногласия, актуализировать сведения, дать выход чувствам, распределять фун­кции, использовать разнообразные средства, дать время для размышления, менять ход коммуника­ции, уточнять, побуждать.

Принципы:

   1. «Диалог культур».

   2. Самоорганизации; обращенность друг к другу.

   3. Упорядочивание.

Следуя представленной логике, педагог в начале занятия пре­доставляет детям информацию, например, о свете, рассказы­вая, что при определенных условиях можно увидеть различные цвета радуги, «спрятавшиеся» в белом свете. Дети самостоя­тельно договариваются, как, используя предложенные педагогом приборы, получить цвета спектра. Выбирая различные ва­рианты, они совместно с педагогом определяют проблему, об­суждают ее, анализируют положительные или отрицательные результаты. Дети самостоятельно осуществляют поиск опти­мального решения проблемы, делают вывод. Проверяя реше­ние, вступают в коммуникацию с педагогом, доказывая правиль­ность сделанного выбора, позволившего получить наилучший результат.

Критериями оценки детьми правильности выбранных средств и способов достижения цели являются следующие показатели: о точность в обозначении конечного результата (что хотим по­лучить?); о последовательность описания действий для достижения

этой цели;

о доказательности необходимости этих действий; об обоснованности жизнедеятельности человека и природных явлений.

В данной модели познавательной деятельности конечный ре­зультат не обсуждается с детьми. Это происходит в процессе его достижения в форме дискуссий и обмена мнениями о вы­полняемых детьми действиях, которые и обеспечат достижение результата.

В данной форме организации познавательной деятельности используется следующая логика методов: о проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепил­ся, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»; о метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описа­ние и др.);

о вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребен­ка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»

Поисковая деятельность ребенка всегда опирается на ту си­туацию, которую создает педагог. Ситуация создает условия для столкновения мнений детей и педагога, для взаимного анализа и независимых оценок, для определения ролей и задач, стоящих перед каждым участником диалога. Коллективный диалог есть также показатель развивающего обучения.

Организация познавательно-поисковой деятельности ребен­ка предполагает наличие коммуникативных компонентов, кото­рые характеризуют направленность общения на получение определенных результатов, на согласование исполнительских опе­раций, на разделенность действий и их интеграцию и т.п. Обмен информацией является важнейшей характеристикой поисково-познавательной деятельности, которая оценивается по крите­рию полезности - «говорить по делу», носит регламентирован­ный характер, должна по возможности исключать неоднознач­ную интерпретацию информации. Совместный поиск общего смысла предстоящей деятельности, совместное определение общей цели, содержание коммуникаций - все это определяет характер познавательно-поисковой деятельности.

Особого внимания в познавательно-поисковой деятельнос­ти заслуживает межличностное общение, которое не совпада­ет с предметом и содержанием совместной деятельности, так как направлено на выявление и согласование ценностно-смыс­ловых ориентации, лежащих в основе свойств личности детей, вступивших в совместную деятельность. В связи с этим следу­ет разделить информационный обмен, то есть обмен значени­ями, знаниями, и обмен мыслями, ориентированный на удов­летворение потребностей во взаимопонимании, оценке, чув­ствах и т.д.

В процессе коммуникаций и информационного обмена боль­шое значение приобретает соотношение речи и мышления, так как ребенок усваивает способ познания и использования куль­турных речевых эталонов в деловом общении. Именно этот опыт начинает складываться на рубеже старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста. Следует отметить, что педагогу сле­дует контролировать, насколько аргументировано ребенок вы­ражает свои мысли в процессе коммуникаций, содержащих ре­чевые эталоны, так как учебная деятельность предполагает пе­реход от спонтанной речи к аргументированности. Аргументи­рованность ставит ребенка в позицию выбора, переконструиро­вания речевых средств и форм, которые позволят ему достичь, с одной стороны, поставленной цели, а с другой стороны, осу­ществить рефлексию собственных действий. Это придаст ком­муникации чувственный эмоциональный характер.

Экспериментально-исследовательская модель. Цель дан­ной модели заключается в развитии способностей ребенка ра­ботать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являют­ся развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых), причинно-следственных связей и отношений.

 

Логика процесса:

Д.П.

 Логика процесса

 

Рекомендации к организации:

1. Вводить понятие.

2. Приводить контрастные примеры.

3. Выделять значимые признаки.

4. Типы заданий: формирование понятий, интерпретация и обобщение; использо­вание понятий.

5. Уровни знаний: понятия, идеи, факты.

6. Привлекает собственный опыт.

7. Организация совместной деятельности детей.

8. Учитывать шаги-этапы: столкновение с
проблемой —> сбор данных (фактов) —
характеристика объектов —> связь с яв­лениями - «условия состояния объекта» —> свойства —> экспериментирование —> объяснение —> анализ исследования.

9. От неизвестного к известному.
10. Создание новых представлений.

Принципы:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск фактов.

3. Поиск идей.

4. Поиск решений.

Поиск признаков.

5. Самостоятельность.

6. Альтернативность точек зрения.

7. Столкновение идей.

8. Самостоятельное планирова­ние.

10. Связь правила и примера.

11. Альтернативные интерпретации.

12.Учет фазы цикла обучения: кон­кретный опыт -> рефлексивное наблюдение -> концептуализа­ция —> экспериментирование.

Согласно логике экспериментально-исследовательского про­цесса, педагог определяет проблему (например, выявить свой­ства воды), объект (понятие «жидкость»), правила (четко выпол­нять указания). Дети учатся формулировать понятие (жидкость -текущее, капельное вещество), анализировать проблему (определить способы выявления свойств жидкостей). Самостоятель­но с помощью предложенных педагогом инструментов дети ищут разнообразные способы решения поставленной проблемы, ори­ентируясь на правила (переливают воду из одной емкости в дру­гую, отличающуюся формой, цветом и т.п.; с помощью пипетки наносят на бумагу разноцветные капли; зубной щеткой и рас­ческой делают на бумаге набрызг; растворяют в воде соль, са­хар и т.п.; моют что-либо с помощью воды и т.д.). Результатом экспериментирования является определение свойств воды и их группировка: прозрачная, безвкусная, без запаха, но эти каче­ства меняются в зависимости от растворенных в ней веществ; принимает форму емкости, в которую налита, и т.д. Дети в про­цессе диалога с педагогом обнаруживают сходство свойств воды и воздуха (в нем распространяются вещества, как в воде рас­творяются). Вывод о свойствах воды дети делают самостоятель­но на основании собственного опыта по постановке эксперимен­та.

Данная модель строится по следующей логике: постановку проблемы или ее поиск осуществляют дети самостоятельно на основе приведенной упрощенной схемы, или наглядной картинки природного явления, самостоятельно описывают проведение опыта, выдвигают гипотетические предложения о путях прове­дения эксперимента, самостоятельно апробируют средства и способы, направленные на разрешение ситуации, а также самостоятельно применяют полученные результаты в собствен­ной или совместной жизни. Экспериментально-исследователь­ская модель носит индивидуальный характер и ставит ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструировавшего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. От ребенка требуется проявить способность к аргументации необходимости принято­го им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.

В экспериментально-исследовательской модели познаватель­ной деятельности используется следующая логика методов: о вопросы педагога, побуждающие детей к постановке пробле­мы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела гал­ка пить...». В какую ситуацию попала галка?); о схематичное моделирование опыта (создание схемы прове­дения); о вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность о метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси сво­его друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»; о метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в оп­ределении ребенком личностно-ценностного смысла совер­шенных им действий.

Создание в дошкольном учреждении пространственно-пред­метной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей. Такая среда строится на принципах, разра­ботанных В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой: о принцип дистанции, определенной позиции при взаимодей­ствии ребенка с объектами неживой природы, помогающий обнаружить физические законы;

► принцип активности, самостоятельности, предполагающий об­наружение физических законов при взаимодействии ребен­ка и находящимися в группе объектами;

► принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако если возникает необходи­мость передвинуть его, то на новом месте он символизирует то же отношение взаимодействия или помогает ярче обозна­чить изучаемое отношение между объектами и явлениями фи­зического мира;

► комплексирование и гибкое зонирование. Данный принцип по­могает выразить связи, существующие в мире живой и нежи­вой природы, в жизни человека и природы и др.; о принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности по­зволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внут­реннего покоя человека, осознания своей гармоничности в мире природы.

Пространство группы представлено как природное и вписан­ное в него социальное пространство жизнедеятельности детей. Природное пространство включает следующие мини-среды: ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы в опре­деленный сезон, соответствующий реальному. Вокруг этих ста­бильных мини-сред композиционно увязываются остальные ин­тегрированные природно-культурные мини-среды: реальной и исследовательской деятельности в природе, творчески - преобразующая, научная лаборатория экспериментирования.

В мини-среду научной лаборатории вносят модели последо­вательности проведения экспериментов, соотнесенные с реаль­ными объектами, явлениями, предметами в группе; схемы раз­личных способов достижения цели познавательной деятельнос­ти и т.п. Создание лабиринтов в горизонтальной и вертикальной плоскости позволяет ребенку «путешествовать» от одного доми­нирующего физического объекта познания к другому. Детям пред­лагаются модели знакомых игр, позволяющие им или повторить пройденный материал, или изменить его, закрепить в естествен­ной игровой среде. Такая форма организации пространственно-предметной среды группы полностью соответствует содержанию и цели: формированию основ экспериментально-исследователь­ской культуры дошкольников.

Материал детских игр должен позволять ставить постепен­но все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые за­дачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощаемым. Необхо­димо внести в среду различные природные материалы (лис­тья, шишки, песок, глину, воду и т.п.), предметы - посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы «Лего», дезодоранты и т.д.), которые достаточно просты в использовании, безопасны, допускают бесконечные степени усложнения; благодаря самой своей простоте таят в себе тысячу новых комбинаций и не на­скучат ребенку. Играя таким материалом, ребенок ставит себе все более отдаленные, сложные интеллектуально-познаватель­ные задачи для разрешения, познавая физические закономер­ности.

Во всех мини-средах имеются общие знаки и символы, отра­жающие неживую природу, растения, животных, человека и свя­зи с ними, а также позволяющие отразить изменения своего эмо­ционального состояния при достижении положительного или от­рицательного результата эксперимента. Например, растения, да­ющие кислород человеку и животным, обозначались символом - у; электромагнитное поле - ©; свет - *; разноцветные знаки агрегатного состояния вещества (твердое, жидкое, газообраз­ное); «Надо вспомнить» - У, «Я сопоставляю» - +; «Я достиг успеха» - © и др.

Таким образом, развивающее пространство группы представ­ляет собой единую цепь мини-сред, где бы осуществлялось раз­витие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника. Педагог создает условия для того, чтобы в процессе экспери­ментально-познавательной деятельности ребенок систематичес­ки самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил но­вый тип делового партнерства со сверстниками.

 

Раздел 1. Измерение

1. Как человек измеряет?

Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане из­мерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими зву­ки и т.п.

Задачи:

► развивать представления о человеке как биологическом су­ществе;

стимулировать ответы детей на вопросы «Кто ты?», «Какой ты?», «Чем мы видим?», «Чем мы слышим?», «Как мы узна­ем о горьком и соленом?», «Для чего нужны руки?» и т.п.;

► формировать понимание ребенком того, что человек - часть

природы; с»

►формировать охранное отношение к органам зрения, слуха,

осязания;

► совершенствовать речь детей, пополнять словарный запас

новыми словами: зрение, слух, вкус;

► развивать представления о способах (приложение предмета к части тела для определения длины) и единицах измерения (локоть, ладонь, фут, унция, пас, ярд) человеком предметов действительности в культурно-историческом процессе.

Материал и оборудование:

► предметы: для проведения дидактических игр «Определи на ощупь» (кубик, мячик и др.), «Угадай на вкус» (яблоко, ли­мон, лук, огурец и др.), «Узнай предмет по звуку» (колоколь­чик, бубен, коробка со спичками, свисток и др.), «Узнай по описанию»;

► наглядные картинки по теме «Человек»;

► таблица древнеегипетских мер, римская система мер, сопро­вождаемая картинками из энциклопедии.

Эксперимент. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Угадай на вкус», «Узнай предмет по звуку», «Узнай по описа­нию».

Измерение длины стола, ковра в группе с помощью различ­ных систем мер: по-древнеегипетски с помощью локтей, ладо­ней, пальцев; по-древнеримски - в футах, унциях и пасах. Фор­мулировка причины отклонений результатов измерений.

Вывод. Величины рук, ладоней и ступней у разных людей существенно отличается, поэтому единица, основанная на про­порциях тела какого-либо одного человека, будет отличаться от такой же единицы, основанной на пропорциях другого чело­века.

Художественная литература. Г. Остер «38 попугаев».

 

2. Чем можно измерять?

(единицы измерения, измерительные приборы длины, веса, объема)

Цель. Развитие способности ребенка измерять окружающиепредметы, пользуясь стандартными единицами и метрическойсистемой.

Задачи:

► формировать представления детей о мерке как способе из­мерения длины, объема, веса;

► познакомить детей с простейшими измерительными прибо­рами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями);

► научить способам использования измерительных приборов;

► обогатить словарный запас новыми словами, обозначающи­ми приборы и единицы измерения;

► развивать представления об истории появления метричес­кой системы мер.

Материал и оборудование:

► линейка, измерительная лента, ростомер;

► весы с разновесами (стрелочные, пружинные);

► мерные сосуды 100 и 500 мл с делениями.

Эксперимент. Пользуясь линейкой, измерить длину ладони,

пальцев руки, длину стола, книги.

Измерительной лентой измерить окружность головы челове­ка, куклы.

Ростомером измерить свой рост.

Узнать свой вес, вес яблока или кубика, используя весы и разновесы.

Проверить, сколько мерок сыпучих и жидких веществ по 100 мл поместится в сосуд объемом 500 мл, 1 л, 2 л.

Вывод. Единая система мер позволяет не только определить длину (вес и объем) чего-либо, но и сравнивать полученные результаты измерения.

 

3. Термометр и температура

Цель. Развитие способности ребенка концентрировать вни­мание на измерении температуры окружающей среды и соб­ственного тела.

Задачи:

► познакомить детей с понятием «температура»;

► формировать представление о приборе для измерения тем­пературы - термометре;

► сравнить разные виды термометров;

► формировать навыки безопасности при определении темпе­ратуры горячих предметов;

► систематизировать знания детей о сезонных изменениях жи­вой и неживой природы в зависимости от температуры воз­духа;

► пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «гра­дус», «шкала», «температура», «термометр».

Материал и оборудование:

► термометры для измерения температуры воды, воздуха, телачеловека;

► 2 стакана с водой разной температуры (из холодильника итеплой) на каждого ребенка;

► репродукции картин профессиональных художников с изоб­ражением пейзажей в разное время года.

Эксперимент. Рассмотреть, как устроен термометр. Сравнить внешний вид и назначение разных термометров. Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров.

Измерить температуру тела человека в группе и на улице, сравнить показания.

Измерить температуру воды в ста­канах, один из которых стоял в холо­дильнике, а во второй воду налили из теплого чайника. Сравнить показания. Рассмотреть репродукции картин и определить примерную температуру воздуха в природе (холодно, тепло, жарко, прохладно).

Вывод. Термометр - это прибор для измерения температуры. У каждо­го термометра имеется шкала и стек­лянная трубка, наполненная подкра­шенной жидкостью. На шкале есть де­ления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают чис­ло градусов. Ноль - граница между градусами тепла и холода. Назначение термометров бывает разным - для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид - раз­ная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри и т.п.

Температура тела человека в группе и на улице остается не­изменной, а значит, не зависит от температуры окружающей сре­ды, а температура воздуха и воды может существенно отличать­ся в зависимости от пространства ее измерения.

Из наблюдений за природой известно, что весной бывает теп­ло, летом - жарко, поздней осенью и зимой - холодно. Когда говорят, что тепло, холодно, жарко, то имеют в виду температу­ру воздуха.

 

4. Часы и время

Цель. Развитие способности ребенка понимать ценность вре­мени в жизни человека.

Задачи:

► развивать представления детей о человеке в истории, позна­комить с древними и современными способами измерения времени;

► формировать представления о единицах измерения време­ни - секундах, минутах, часах, сутках и т.д.;

► формировать представления о необходимости рационального использования времени в течение дня: на игру, учение, сон, физическую активность и т.п.;

► совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, послови­цы о времени.

Материал и оборудование:

► часы песочные, механические, электронные;

► картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

Эксперимент. Рассмотреть разные виды часов: древние и современные.

Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке можно сделать солнечные часы.

Засечь время продолжительностью 1 мин (2 мин) на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобра­зить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

Вывод. Продолжительность минуты не зависит от того, ка­кими часами ее измеряют. Самые точные часы - электронные. За 1-2 минуты можно успеть что-то сделать, поэтому время не­обходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Виммельбух» в работе учителя-логопеда

«Виммельбух» в работе учителя-логопеда Компьютеры, гаджеты окружают нас повсюду, они уже сейчас незаменимы, люди постоянно пользуются компьютерами и искусственным интеллектом, жизнь...

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и...

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины»

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины» (Подготовительная группа) Задачи: познакомить с понятием «витамины», «лекарства», закрепить знания о необходимости наличия витаминов...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического…

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»