Семинар-практикум «Творческий проект»
Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности.
Задачи:
1. Повышать методическую грамотность педагогов в овладении технологией проектной деятельности.
2. Совершенствовать педагогические компетентности педагогов.
3. Способствовать творческому поиску.
Актуальность
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ФГОС ДО), ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности. Использование технологии проектной деятельности поможет эффективному решению данной задачи.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, думающее, способное на творческий подход к любому делу.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса обучения. Увеличивается число дошкольников, нежелающих заниматься; снизилась положительная мотивация к процессу познания. Как же поправить ситуацию? Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно развиваться.
2 слайд:
По мнению Симоненко творческий проект – это творческая деятельность, способствующая развитию творческих черт личности.
Творческий проект является одним из средств развивающего (лично – ориентированного ) обучения, когда ребенок самостоятельно учиться ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, анализировать, творить, осваивать различные изобразительные или художественные техники.
Он не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Педагоги и дети договариваются о форме представления результатов (драматизация сказки, создание мультфильма, праздник, оформление интерьера).
3 слайд:
Творческие проекты можно классифицировать:
- по преобладающему мотиву (доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность);
- по доминирующему виду творчества (изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное).
3 слайд:
Целью реализации творческого проекта в рамках с дошкольниками может быть:
- развитие свободной творческой личности ребенка;
- формирование потребности в творчестве и общении с искусством;
- формирование потребности в создании творческих продуктов;
- создание условий для занятий любимым видом творческой деятельности;
- развитие творческих возможностей и потенциала дошкольников;
- содействовать созданию какого-то творческого продукта.
Примерные задачи творческого проекта:
- развивать художественные, творческие способности: воображение, мышление;
- развивать выразительность речи (танцевальных движений, актерское мастерство и т.п.);
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать коммуникативные навыки;
- создавать условия для овладения детьми техникой изготовления (поделки, рисунка, игрушки и т.п.) или овладения приемами лепки, рисования, вырезывания и т.п.;
- учить анализировать свои способности и находить конструктивные решения или выбирать оптимальные варианты изготовления поделки (рисунка, игрушки и т.п.);
- развивать самостоятельность в развитии умений ставить цель и выбирать способы её реализации, планировать, презентовать и оценивать свою работу;
- развивать умение выполнять работу аккуратно и качественно;
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Алгоритм реализации проекта
1 шаг - Выбор темы проекта.
Мотивация детей к совместной деятельности (вводная беседа)
Для того чтобы проект «заработал» он должен стать значимым и важным для ребёнка, другими словами ребёнка нужно заинтересовать, увлечь, замотивировать.
Существует три типа мотивации:
- игровая мотивация - решение проблем, возникших у игровых персонажей;
- мотивация общения в условиях помощи взрослому - почувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения;
- мотивация личной заинтересованности - почувствовать себя умеющим, компетентным, побуждающая его к созданию разных предметов для собственного употребления.
Примеры мотиваций:
Игровая - воспитатель приносит письмо от кота Леопольда: он решил показать мышатам спектакль, чтобы с ними подружиться, но у него нет костюмов и один он не может его показать, нужно много героев. (проект «Играем в сказку»).
Помощь взрослому - воспитатель обращается с просьбой к детям помочь испечь печенье к чаю. Оказывается она (воспитатель) никогда этого не делала. Все вместе выясняют, какие продукты нужны, где их можно взять и какие действия совершить. Затем приступают к реализации (проект «Домашнее печенье»).
Личная заинтересованность - на информационном стенде появляются картинки с тряпичными куклами, воспитатель предлагает детям до завтрака рассмотреть их и подумать, кто такими куклами играет. В процессе совместного обсуждения дети приходят к выводу – старинные куклы. У детей возникает желание узнать о том, как такие куклы делают и кто, как куклы называются (проект «Куклы из бабушкиного сундука»).
Задание педагогам: придумать разные типы мотиваций для творческого проекта "День рождения"
2 шаг - формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).
Например: для проекта "День рождения"
гипотеза - доставим радость именнику,
результат- приготовим подарок именнику.
3 шаг - заполнение карты детских идей.
Карта детских идей может представлять собой соше с кармашками, куда дети и педагог вкладывают картинки со схематическими изображениями, либо лист бумаги (формат не менее А4) с таблицей, где схематично изображаются идеи детей или в старшем дошкольном возрасте графы печатным текстом.
Что будем делать? | Из чего? С помощью чего? |
Кто научит? Где найдем информацию? |
Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.
4 шаг - составление плана проекта.
В процессе общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, какая помощь взрослых потребуется и в чем, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте).
План проекта записывается (символами или текстом) и размещается на доске или мольберте вместе с картой идей.
5 шаг - проживание темы проекта (реализация проекта)
Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.
Важно! Все образовательные моменты выстраиваются логично с использованием деятельностного подхода.
6 шаг - заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:
- анализ карты идей (что получилось, что нет и почему);
- обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности;
- создание момента эмоционального переживания полученных результатов;
- презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).
Важно! Полученный продукт помещается на видное место для «любования», затем используется детьми в самостоятельной деятельности (по возможности)
Проигрывание ситуации: введение детей в творческий проект "Елочка- красавица, всем ребятам нравится!"
1 шаг - Мотивация:
В.: ребята, я сегодня заглянула в календарь и увидела, месяц ноябрь заканчивается и скоро наступит зима.
- Как называется первый месяц зимы? (декабрь).
- В конце декабря все люди нашей страны - России, отмечают праздник - Новый год.
С давних пор повелось, в Новый год приносить в дом ёлку и украшать её. Раньше ставили живые ёлки, их срубали в лесу и приносили в дом. От этого лес страдал. В лесу становилось в все меньше и меньше елок.
Люди задумались как сохранить лес и придумали! Стали на фабриках делать искусственные елки.
Вот и я заглянула в кладовку: нашла елку, а коробка с игрушками пропала. Теперь нечем будет украшать елку? Что же мне делать?
(Высказывание детей – педагогов.)
Из их высказываний формулируется идея проекта - сделаем игрушки для украшения елки своими руками.
2 шаг. Вы здорово придумали - сделать игрушки своими руками!
3 шаг. Давайте подумаем какие игрушки мы сделаем?
Заполняется карта
Что будем делать? | Из чего? С помощью чего? |
Кто научит? Где найдем информацию как делать? |
фонарики | Из бутылок - О.А. Из бумаги - С.В. |
Мама Посмотрю в книге |
шарики | Из ниток - Н.Ю. Из бумаги - К.А. |
Бабушка Попрошу воспитателя |
Бусы | Из бумаги - Т.Ю. Из ........... |
......... |
4 шаг - составление плана проекта
Давайте решим, сначала какую игрушку будем учиться делать.
(варианты голосование жетонами, считалка)
Потом?
Заполняется карта-план.
Какие игрушки вы хотели бы сделать дома с мамами, бабушками, папами?
Я попрошу вас, дома найти с родителями как можно сделать фонарики и принести в группу эту информацию.
Задание педагогам. Разработать примерный план мероприятий творческого проекта "Елочка - красавица, всем ребятам нравится"
Рефлексия
Упражнение "Мишень"
Читайте также |
---|
Квест-игра «Мы патриоты России»
Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...
Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»
Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»
Конспект открытого занятия по математическому развитию «Квест «Детективное агентство» с…
Конспект открытого занятия по математическому развитию «Квест «Детективное агентство» с детьми 5-6 лет Цель: обобщить и закрепить математические знания и умения детей...