Семинары – эффективная форма методической работы с педагогическими кадрами

 

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №80» я, как заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, использую разнообразные формы работы с педагогическим коллективом, которые представлены в виде двух взаимосвязанных групп:

(групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микро - и макрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

(индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, я учитываю их оптимальное сочетание между собой.

Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

 

Практический семинар «Формирование у детей познавательных интересов»

Цель: Создание модели организации познавательно-исследовательской работы с детьми 2-7 лет.

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с педагогическими условиями возникновения познавательных интересов у детей.

2. Определение путей развития познавательных интересов у дошкольников.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
Тема «Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей»
План

1. Создание ситуаций для ощущения радости первых открытий.

2. Познавательная детская литература.

3. Устройство и содержание познавательных центров в группах ДОУ.

Лекция

 

Подготовить выставку детской познавательной литературы

 

Занятие № 2.
Тема «Методы организации и осуществления познавательно-исследовательских действий».
План

1.Методы организации и осуществления чувственного восприятия окружающего мира и объектов исследования.

2.Методы организации и управления практической познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников.

 

Круглый стол

Обмен опытом

 

Составить конспекты занятий, включающих познавательно-исследовательскую деятельность

 

Занятие № 3.
Тема «Опыты и экспериментирование в творческом процессе познания»

 

Обмен опытом

 

Привести примеры проведения опытов и экспериментов познавательного плана, дать оценку значения экспериментирования для развития мыслительных операций у детей.

 

Занятие № 4
Тема «Методы организации контроля и самоконтроля эффективности познавательной деятельности»

 

Консультирование

 

Занятие № 5
Тема «Установление детьми связей и закономерностей как результат познавательно-исследовательской деятельности»

Подведений итогов семинара.

Анализ открытых просмотров занятий  

 

План проведения семинара на тему «Система воспитания индивидуальности дошкольников»

(на основе опыта МБДОУ «ЦРР № 53» г. Воронежа)

Цель: Знакомство педагогов ДОУ с цельной системой всестороннего воспитания и развития индивидуальности каждого ребенка.

Задачи:

1. Вооружить педагогов практическим материалом для индивидуальной работы по сотрудничеству ДОУ с семьей, по адаптации ребенка к ДОУ, по организации игровой, трудовой, самостоятельной деятельности.

2. Познакомить педагогов ДОУ с современными формами организации, методами и приемами работы с детьми по развитию коммуникативных умений у детей 3-7 лет.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1
1. Аннотация на пособие В.Н.Волчковой, Н.В.Степановой «Система воспитания индивидуальности дошкольников»

2. Сотрудничество с семьей в организации воспитательного процесса:

а/ задачи воспитания в различных видах деятельности;

б/ формы работы с родителями

Лекция

 

1. Поместить в уголок для родителей советы по организации развивающей среды дома.

2. Провести с детьми ряд игр по эмоциональному развитию

3. Включить в план проведения родительских собраний темы об играх и игрушках для детей.

Занятие № 2
Тема «Общение ребенка со взрослыми и сверстниками».

1. Ребенок познает себя

2. Общение ребенка с детьми.

3. Общение ребенка со взрослыми сверстниками.

4. Развитие произвольности в поведении детей.

Мастер-класс педагога-психолога

 

1. Составить диагностические карты на определение уровня общительности ребенка.

2. Поместить в родительские уголки консультацию «Развивающие игры для гиперактивных детей»

 

Занятие № 3.
Тема «Трудовая деятельность ребенка»

1. Воспитание ребенка в трудовой деятельности.

2. Освоение гигиенической культуры.

3. Знакомство с трудом взрослых.

4. Работа с родителями по вопросам нравственно-трудового воспитания.

5. Обсуждение результатов диагностики уровня сформированности у детей 4-7 лет навыков самообслуживания

6. Подведение итогов семинара.

Круглый стол Составить планы индивидуальной работы с детьми по проблеме семинара на учебный год.

 

План семинара на тему «Современные тенденции социально-эмоционального развития дошкольников»

Цель: Определение места программы «Я – Ты - Мы» О.Князевой, Н.Маханевой в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

1. Определить содержание, методы и приемы социально-личностного развития детей 3-7 лет на современном этапе.

2. Выявить пути интеграции программы в образовательный процесс.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
Тема «Психологические особенности социально-личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»

1. Понятие общечеловеческих ценностей.

2. Социальная восприимчивость дошкольника.

3. Понятия добра и зла у детей.

4. Значение игры в социализации дошкольника.

Лекция

 

Приобрести в каждую группу программу «Я – Ты - Мы» с приложениями

 

Занятие № 2:
Тема «Самооценка, ее роль в развитии дошкольника»

1. Значение оценки взрослого для ребенка, как оценивать.

2. Психологические травмы.

3. Развитие самооценки от рождения до 7 лет.

4. Адекватные формы самопроявления и самовыражения.

Консультация педагога-психолога

 

Приготовить примеры некоторых форм самовыражения у детей

 

Занятие № 3.
Тема «Ребенок в группе сверстников»

1. Усвоение моральных норм.

2. Иерархия мотивов.

3. Становление самосознания

Деловая игра

 

Составить карту обследования социально-личностного развития детей на каждый возраст ( на основе программы)

 

Занятие № 4
Тема «Вариативность программ социально-личностного развития детей дошкольного возраста»

1. «Я – Ты - Мы» О.Князевой, Н.Маханевой

2. «Мир - прекрасное творенье» - программа основы православной культуры для дошкольников Л.П.Гладких. Курск, 2008.

3. «Я и мир вокруг меня» - индивидуализированная программа по приобщению ребенка 4-7 лет к социальному миру. Т.П.Колодяжная, М., 2008

4. Методическое пособие с демонстрационным материалом «Беседы по картинкам»:

«Уроки доброты»

«Наш детский сад»

«Чувства и эмоции»

«Я развиваюсь»

5. Подведение итогов семинара.

Круглый стол, обмен опытом Составить и провести занятие по программе (на выбор), сделать самоанализ

 

План проведения теоретического семинара на тему «Воспитание коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста»

Цель: Вызвать у педагогов озабоченность все чаще встречающимися проявлениями негативного поведения у детей (агрессия, лживость, замкнутость, подавленность).

Задачи:

1. Научиться выявлять и понимать причины и мотивы негативного поведения у детей 3-7 лет.

2. Определить пути педагогического воздействия для установления психологического комфорта и душевного равновесия каждого ребенка.

Литература:

1. Психология дошкольника. В.С.Мухина. М., Просвещение, 1975.

2. Его Величество – ребенок. /А.Баркан. М., «Столетие», 1996.

3. Азбука общения. Л.М.Щепихина. С-Петербург.

4. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
Тема «Проблемы нравственного воспитания дошкольников на современном этапе» (по материалам конференции Т.Н.Дороновой).
Лекция

 

Сделать выборку статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», касающихся данной темы.
Занятие №2
1. Обзор статей журналов по проблеме семинара.

2. Психологическое обоснование причин отклонений в поведении дошкольников («Нестандартный ребенок»)

Круглый стол

 

Подготовить выступления по отдельным видам негативных проявлений в поведении детей (вредные привычки, ложь, застенчивость, агрессия и др.)

 

Занятие № 3.
Выступления воспитателей:
- Застенчивые дети.

- Гиперактивный ребенок.

- Детская лживость.

- Ребенок – воришка.

- Агрессивный ребенок.

- Патологические привычки у детей.

- Аутичный ребенок.

Сообщения воспитателей

 

Продумать методы и приемы работы с детьми, совершающими негативные поступки.

 

Занятие № 4.
1. Взаимосвязь мотивов поведения детей с их возрастом.

2. Выбор методов воспитания и педагогического воздействия.

3. Подведение итогов семинара.

Обмен опытом  

 

План теоретического семинара на тему «Гендерное воспитание в детском саду»

Цель: Знакомство педагогов с особенностями социально-полового воспитания детей дошкольного возраста.

Задача: Сформировать у педагогов осознанное отношение к планированию и построению образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному празднику.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
Тема«Гендерное воспитание в детском саду»

1. Биологический и социальный пол – гендер.

2. Из истории раздельного обучения.

Лекция

 

Провести опрос детей группы «Почему ты думаешь, что ты мальчик (девочка)?

 

Занятие № 2.
Тема «Девочки и мальчики»

1. Проверка домашнего задания, обобщение результатов.

2. Дискуссия «Чем отличаются методы воспитания девочек и мальчиков?»

Лекция

Дискуссия

 

Сделать анализ предметно – развивающей и игровой среды своей группы с точки зрения мальчиков и девочек.

 

Занятие № 3.
Тема «Игра в жизни дошкольника»

1. Место для игр девочек и мальчиков.

2. Игрушки для девочек.

3. Игрушки для мальчиков.

4. Выставка «полезных» игрушек с точки зрения воспитания будущей мамы и защитника семьи – мужчины.

Круглый стол, консультация, обмен опытом

 

Составить проекты игровых зон в группе
Занятие № 4.
1. Модель поло-ролевого образования в детском саду.

2. Презентация проектов игровых зон.

3. Дидактическое построение уголков для мальчиков.

4. Анализ планов работы групп.

5. Подведение итогов семинара.

Презентация,

консультация.

 

 

План семинара - практикума на тему «Технологии и методы развивающего обучения»

Цель: Знакомство педагогов с концепцией развивающего обучения.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов ДОУ по технологии развивающего обучения.

2. Рассмотреть различные методики развивающего обучения.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
1. Суть терминов (выведение определений нужных слов и понятий, часто встречающихся в ходе семинара).

2. Что есть «истина»?

3. Процесс и ступени развития.

4. «Закон семи нет».

Лекция

 

Изобразить схемы ступеней развития человека.

 

Занятие № 2.
1. Содержание образования.

2. Формы обучения.

3. Этапы обучения.

4. Концепция развивающего обучения.

5. Соотношение между обучением и развитием.

Лекция

 

Составить конспект алгоритма развивающего занятия.

 

Занятие № 3.
1. Систематизация технологий.

2. Черты технологий.

3. Алгоритмы технологий.

4. Разбор конспектов развивающего обучения, составленных педагогами:

- формирующие;

- развивающие;

- личностно – ориентированные.

 

Лекция, практикум

 

 
Занятие № 4.
1. Методы обучения:

- методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;

- методы организации познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля.

 

Консультация Открытый показ воспитателями занятий с детьми по составленным конспектам.
Занятие № 5.
1. Практические методы обучения.

2. Логические методы обучения.

3. Гностические методы обучения.

4. Практическая часть: разработка технологий метода поощрения и метода наказания.

5. Подведение итогов семинара.

   

Литература:

1. БСЭ, т.18, М., 1976

2. Современные педагогические технологии. Гульчевская В.Г., Р. н/Д, 2003

3. Технологии понимания. Кулагина И.О.

4. Методы обучения. Тернова И.П.,Уч. пособие, Таганрог, 1996

5. Педсоветы, семинары. Елжова Н.В., Р.н/Д, 2008.

 

План семинара на тему «Пути формирования у детей 2-7 лет навыков общения со сверстниками»

Цель: Вооружить педагогов знаниями поэтапного развития коммуникативных навыков у детей 2-7 лет.

Задачи:

1. Рассмотреть формы, методы и приемы формирования у дошкольников навыков общения со взрослыми и сверстниками.

2. Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных навыков у детей 2-7 лет.

Литература:

1. Щепихина Л.М., Защеринская О.В., Воронова А.П.. «Азбука общения» (Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6 лет). С-П.,2000 г.

2. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.,Прос.,1975 г.

3. А.Баркан. «Его величество – Ребенок». М., 2003 г.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
«Общение – основная потребность человека»
Лекция

 

 
Занятие № 2.
«Основные этапы формирования коммуникативности»
Лекция

 

 
Занятие № 3.
«Развитие эмоциональной сферы ребенка»
Лекция

 

Подготовить материалы диагностики

 

Занятие № 5.
• «Общение ребенка с родителями и другими членами семьи»

• Анализ рисуночной диагностики по шкале общения.

Практическое занятие

 

Подготовить картотеку игр на развитие коммуникативных навыков по возрастам

 

Занятие № 6.
• «Методы и приемы, направленные на развитие навыков

общения среди сверстников»

• Как построить доверительные отношения педагога и ребенка?

• Подведение итогов семинара.

Круглый стол

Дискуссия

Подготовиться к дискуссии.

 

План семинара на тему «Основы развития детской игры»

Цель: Определение педагогических условий для развития игровой деятельности детей 2-7 лет.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с теоретическими исследованиями дошкольной педагогики и психологии в области детской игры.

2. Выявить этапы и особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, ее значение для развития личности ребенка.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
• Знакомство с целями и задачами семинара.

• Аннотация на методическую литературу по игровой деятельности.

• Выставка литературы по развитию детской игры.

• Нормативно-правовая база по организации игровой деятельности в детском саду.

Консультирование

 

 
Занятие № 2.
• Значение игры для развития личности ребенка.

• Роль игры для преодоления кризисных периодов дошкольного детства.

Лекция

педагога-психолога

 

Провести беседы с детьми по предложенному опроснику.

 

Занятие № 3.
• Анализ игровых предпочтений детей (по результатам опросников).

• Какие игрушки нужны малышу?

• Антиигрушки.

Круглый стол

 

Составить памятки по организации игрового пространства в группе в зависимости от возраста детей.
Занятие № 5.
• Взаимодействие в игре взрослых и детей.

• Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

• Подведение итогов семинара.

Обмен опытом по организации игровых центров  

 

План семинара-практикума на тему «Развитие познавательных интересов и потребностей у детей»

Цель: Практическое освоение педагогами системы работы по формированию познавательных интересов у детей 2-7 лет.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с теоретическими основами усвоения детьми представлений о взаимосвязи человека и природы.

2. Рассмотреть многообразие методов и приемов, направленных на развитие у детей собственного опыта экспериментирования.

3. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

4. Познакомить педагогов с организацией работы по трем взаимосвязанным направлениям: живая природа – неживая природа – рукотворный мир человека.

Тема занятия    Форма проведения Задание педагогам
Занятие № 1.
• Аннотация на методические пособия «Неизведанное рядом», «Что было до…»

(Значение опытов и экспериментов в развитии мыслительной деятельности дошкольника.

Консультация

 

Провести взаимопосещение смежных групп с целью просмотра НОД по познанию.

 

Занятие № 2.
• Анализ и самоанализ просмотренных занятий.

• Разработка схемы с подробным объяснением построения интегрированного занятия с использованием опытов и экспериментов.

Обмен мнениями

Практикум

 

Подготовить конспекты занятий для открытых просмотров

 

Занятие № 3.
• Просмотр и обсуждение НОД по теме «Воздух», «Царство растений», «Путешествие в прошлое автомобиля».
Открытый коллективный просмотр

 

 
Занятие № 4.
• Безопасность при проведении опытов и экспериментов с дошкольниками.

• Подведение итогов семинара.

Консультация  

 

Семинары способствуют знакомству педагогов с передовым опытом работы дошкольных учреждений. На современном этапе я строю свою работу преимущественно как аналитическую, а не административную. Каждый коллектив ДОУ в своем развитии достигает определенного уровня методического мастерства. Методическая работы с педагогическим коллективом будет отличаться и по форме, и по содержанию.

Я уверена, что каждое дошкольное учреждение должно иметь свое, присущее только ему творческое лицо!

 

Результативность семинарских занятий в МБДОУ № 80 с 2013 г. по 2016 г. я вижу, в первую очередь, в значительном росте профессионального мастерства педагогических работников, а значит, в готовности их к деятельности по введению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Критерии 2013-2014 учебный

год

2014-2015 учебный

год

2015-2016 учебный год
  Количество педагогов
Прошли аттестацию на первую квалификационную категорию 2

 

1

 

4

 

Прошли курсы повышения квалификации при ИПК и ПРО 3

 

5

 

6

 

Прошли переподготовку в КГУ 0 1 4
Совмещают работу и учебу в ВУЗах 1 2 4
Подготовили детей – призеров городских конкурсов 1

 

3

 

6

 

Участвовали в конкурсах профессионального мастерства 0 2 1
Являются наставниками 4 4 4
Провели открытые мероприятия для родителей 2

 

5

 

9

 

Подготовили материалы для сайта ДОУ 4 10 15
Участвовали в методической работе на муниципальном уровне 4 8

 

13

 

Участвуют в проекте «Губернаторская тысяча»     4


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

Проект «Неделя добрых дел»

Проект «Неделя добрых дел»