Семинар – практикум
Тема: «Основные направления и формы работы с семьёй»

 

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира -

от этого решающей степени зависит

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А Сухомлинский.

 

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

В начале пути ребёнка окружают самые главные люди в его жизни- родители. Они все разные. Но благодаря их любви, заботе, поддержке ребёнок растёт и развивается.

С поступлением в детский сад ребёнка окружают новые люди - педагоги.

В последнее время наметилась тенденция: родители, отдав ребёнка в детский сад, престают принимать участие в преодолении трудностей, с которыми он встречается, не желают участвовать в жизни ДОУ.

По результатам анкетирования лишь 44% родителей нашего детского сада принимают участие в жизни учреждения. Остальные ссылаются на занятость и нежелание участвовать в проводимых мероприятиях.

Преобладающая часть наших родителей – не профессионалы в педагогическом воспитании. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и развития детей.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноценными партнёрами, создадут единое пространство воспитания и развития ребёнка.

Цель нашей работы – создание единого пространства «детский сад – семья».

Приоритетными стали следующие задачи:

- повышать педагогическую культуру родителей;

- приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- возрождать приоритет, укреплять статус и престиж семьи, уважительное отношение всех членов семьи между собой.

В нашем ДОУ организуются разные формы взаимодействия с родителями, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие.

Мы применяем в своей работе следующие формы:

1. Групповые родительские собрания с теоретической и практической частями.

Приглашения для родителей делают сами дети. На собраниях рассматриваются вопросы данной возрастной группы.

2. Общие собрания родителей, на которых обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

3. Родительские конференции, которые раскрывают общие проблемы воспитания и развития детей всего ДОУ. Например:

- «Здоровый ребёнок – здоровое общество;

- «Детство начинается с родителей»;

- «Игра - основа жизни ребёнка» и т.д.

На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это даёт возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.

4. Дни открытых дверей проводятся с целью, чтобы родители знали о том, как живёт, общается, обучается ребёнок в дошкольном учреждении.

5. Праздники и развлечения – самая любимая форма сотрудничества всех родителей.

6. Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй. Цель: оказать родителям своевременную помощь либо обменяться мнениями по тому или иному вопросу воспитания.

7. Тематические консультации проводим по запросам родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут.

Темы:

- Адаптация ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

- Значение и приёмы развития мелкой моторики.

- Темперамент и поведение.

- Экспериментирование как способ исследования окружающего.

- Кризис 7 лет: признаки и тактика поведения родителей.

Вместе с воспитателями консультации с родителями проводят и наши специалисты, это учитель - логопед, преподаватель по изодеятельности, музыкальный руководитель, мед. работник.

8. Посещение семьи, одна из важных форм работы с родителями, проводятся с разными целями. Например:

- проверка выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; - знакомство с положительным опытом семейного воспитания;

- ознакомление с условиями проживания ребёнка;

- выяснение условий подготовки к школе и т.д.

9. Тематические папки. В них помещаем рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др.

- Книга и ребёнок.

- Интеллектуальные возможности 5-6 лет.

- Игра как средство подготовки к школе и т.д.

10. Тематические выставки могут быть групповыми или всего детского сада.

Их тематика обычно отражает направления работы ДОУ или разделы программы воспитания и обучения детей.

- Выставки творчества взрослых.

- Выставка детской литературы для семейного чтения.

- Выставка игрушек для игр дома и т.д.

11. Анкетирование. При помощи анкетирования мы узнаём состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки и т.д.

12. Проведение праздников и развлечений совместно с родителями.

13. Выпуск газеты – посвящается советам, рекомендациям по какой-либо теме.

- Игра + рисование (как освоить разные техники рисования).

- Темперамент ребёнка.

- Гигиена зрения и т.д.

14. Выпуск брошюр. Коротко и в доступной форме даём советы и рекомендации по каким - либо темам.

15. В работе с родителями широко используем ознакомление с нормативными правовыми документами:

- Конвенцией о правах ребёнка;

- Семейным кодексом РФ;

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Федеральным законом «Об образовании»;

- Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся бес попечения родителей».

16. Для приобщения родителей к педагогической литературе создали библиотеку- передвижку и подбираем в специальную папку статьи на определённую тематику.

17. Для повышения статуса и престижа семьи мы организуем встречи с интересными людьми с целью: предоставлять родителям возможность рассказать о себе, своей семье, о своих интересах и увлечениях.

Выступления родителей помогли нам, педагогам, посмотреть на них с другой стороны, а детям гордиться ими.

В конце учебного года, на общих родительских собраниях, каждая активная семья награждается дипломами, почётными грамотами.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, нам надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Удивительный песок»

Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Удивительный песок» Цель: выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности. формирование...

Развлечение «День отца»

Развлечение «День отца» Цель: сближение детей и родителей в совместном мероприятии. Задачи: Образовательные: Расширить представление детей о празднике «День отца»; Содействовать улучшению взаимоотношений между родителями...

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ 1. Пояснительная записка Проблема и ее актуальность. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением...

Читайте также

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок»

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок» Звучит музыка, дети заходят в зал, встают в кружочек. Песенка приветствия. Упражнения «Гуляем» Музыкальный руководитель: Ребятки, нас в...

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...