Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Как животные леса готовятся к зиме»
Возрастная группа детей: вторая младшая группа.
Цель:
- Формирование у детей первоначальных представлений о подготовке лесных жителей к зиме через игру – путешествие со сказочным героем.
Образовательные задачи по основной образовательной области (познавательное развитие детей):
- Дать детям первоначальные представления о подготовке животных леса к зиме (заяц, белка, медведь) посредством игровых и воображаемых ситуаций в ходе совместного выполнения заданий.
- Развивать у детей сенсорные способности посредством дидактической игры через выполнение игровых действий.
- Воспитывать чувство бережного и заботливого отношения к животным через добрые поступки.
Образовательные задачи по интегрируемым областям:
- Отрабатывать умение наклеивать готовые формы в процессе изготовления коллажа через творческую совместную деятельность детей и воспитателя.
- Формирование динамического слуха средствами музыкально-дидактической игры.
Перечень видов детской деятельности и соответствие им форм работы:
- Игровая (дидактические, музыкальные, подвижные игры)
- Коммуникативная (рассуждения и ответы детей на вопросы сказочного героя и воспитателя).
- Художественно-эстетическая (аппликация).
- Двигательная (авторская словесно-двигательная игра, игра малой подвижности).
- Восприятие художественной литературы (потешки и четверостишия о животных леса).
- Восприятие музыки (слушание музыки и выполнение танцевальных движений).
- Эксперимент (сравнение снега и «шубки» зайца по цвету).
Планируемый результат:
Дети получат первоначальные представления о подготовке животных леса к зиме через игровую деятельность.
Перечень оборудования и используемых материалов:
1. Оборудование:
- декорации осеннего леса (один куст заснеженный);
- ТСО (магнитофон, аудиозапись Моцарт «Осенний вальс»).
2. Материалы:
- мягкие игрушки заяц, белка, медведь;
- игрушка «би – ба – бо» - сорока;
- 2 корзинки для раздаточного материала.
- плоскостные красные и желтые листья, шишки, грибы с отверстиями для нанизывания на каждого ребенка;
- лента – шнурок для нанизывания грибов;
- материалы для художественно – эстетической деятельности (рисунок воспитателя «Осенний лес», клей, салфетки, готовые формы лесных животных).
Перечень методической литературы:
Н.Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников». М.ООО «ТИД» Русское слово – РС, 2006год. 176с. Гуреева Ш.В. «Игра на занятиях по изобразительной деятельности младшая группа Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.
Перечень художественной литературы:
- Хрестоматия для дошкольников 2-4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Составили Н.П. Ильчук, М., АСТ., 1996г – 576с.
- Русские сказки и потешки. Художественный редактор Т. Никитина, ООО «Издательская группа Аттикус», 2009г., 112с.
Ход НОД:
1 часть «Мотивационно – побудительная»
В приемной комнате слышится стук в окно. На подоконнике появляется кукла «би – ба – бо» - сорока.
Сорока: «Тр – тр – тр…! Я сорока – белобока! Летала далёко! Я видела, я слышала! Тр – тр – тр…!»
Воспитатель: «Где ты была, сорока! Что видела, что слышала?»
Сорока: «Я была в лесу. Там шум и гам! Тр – тр …! Все спешат, торопятся, к зиме готовятся!»
Воспитатель: «А мы, ребята, сами в лес отправимся и увидим, что там происходит. А что бы не замерзнуть в осеннем лесу – оденемся потеплее».
Проводится игровое упражнение с движениями «Здравствуй зимушка-зима!».
Воспитатель: «А ты, сорока, покажи нам дорогу в лес!»
Сорока: «Тр – тр…! Идите за мной, не отставайте!»
2 часть «Основная»
Дети проходят в группу, где размещены декорации осеннего леса. На полу лежат красные и жёлтые листья.
Воспитатель: «Ребята, а почему листья на земле?»
(Ответы детей.)
Сорока: «Конечно, деревья сбросили листья и так приготовились к зиме».
Воспитатель: «Ребята, возьмите по одному листочку и найдите себе пару с таким же по цвету листиком, как у вас!»
Проводится игровое упражнение « Найди пару». Звучит аудиозапись Моцарта «Осенний вальс».
Воспитатель: «Ребята, послушайте звуки осеннего леса и покружитесь вместе с падающими листочками»,
Звучит медленная, затем быстрая музыка – дети выполняют танцевальные движения в нужном темпе.
Воспитатель: «Сорока, а тебе какие листочки больше нравятся?»
Сорока: «Тр – тр – тр…! Красные!»
Воспитатель: «Ребята, подарите красные листочки Сороке, а жёлтые соберите в букет и мы их возьмём с собой».
Воспитатель: «Смотрите, на полянке корзинка! Интересно, что там?»
Воспитатель достает из корзинки шишку, гриб, ленточку- шнурок и спрашивает: «Как вы думаете, чья это может быть корзинка?»
(Ответы детей.)
Воспитатель: «А вот и белочка!» (игрушка).
Белка: С ветки на ветку быстро скачу.
Шишки, орешки собрать я хочу!
Сорока: «Ребята, помогите белочке! Шишки собирайте в корзинку, а грибочки нанизывайте на ленточку».
Проводится игра « Гостинцы для белочки»
Сорока: «Трр – трр – трр …! Белочка вас благодарит за помощь!»
Сорока обращает внимание детей на серые уши, торчащие из-за куста.
Сорока: «Кто там прячется за кустиком?» А если это волк?» (пугается и закрывает голову крыльями).
(Рассуждения детей)
«Выскакивает» заяц (игрушка).
Заяц: «Это я с вами в прятки играю! Я зимы не боюсь! Шубка у меня теплая. А сам я быстрый и ловкий. Поиграйте со мной!»
Проводится игра малой подвижности «Зайка серенький сидит».
Сорока: «А лису и волка тоже не боишься?»
Заяц: «А я в снегу спрячусь!» (прыгает в сугроб под деревом)
Воспитатель: «Ребята, какого цвета снег? А шубка зайчика, какого цвета?
Видно ли серого зайца на белом снегу? Что надо сделать зайчику, чтобы его не было видно на белом снегу?»
(Рассуждения детей)
Воспитатель: «Придётся зайчику серую шубку поменять на белую. Тогда лиса и волк его не заметят!»
Заяц: «Спасибо вам, ребята за совет! Поспешу менять шубку!»
Воспитатель обращает внимание детей на громкое рычание.
Сорока: «Кто в лесу может так рычать?»
(Ответы детей) Из-за дерева появляется голова медведя (игрушка).
Сорока: «Ребята, мы расшумелись, и помешали медведю готовится к зимней спячке. Под деревом он устроил берлогу из веток и листьев. Всю зиму он будет крепко спать!»
Воспитатель: «А чтобы Мишка не сердился, подарим ему желтые листья для берлоги. И тихонько отправимся обратно в детский сад».
Корзинку с желтыми листьями дети оставляют возле медведя.
Воспитатель: «Сорока, мы с ребятами благодарим тебя за интересное путешествие и на память сделаем для тебя открытку».
Совместная деятельность воспитателя и детей – изготовление коллажа «Как звери к зиме готовятся». Детям предлагается вспомнить и наклеить плоскостные фигурки животных на готовый рисунок осеннего леса. В ходе совместной деятельности, воспитатель использует прием «ошибка воспитателя» - предлагает наклеить готовые формы неверно (например: белку поместить в берлогу, зайца в дупло...). Дети дарят открытку сороке и провожают ее.
Воспитатель: «А тебя, сорока, мы будем ждать в гости с новыми рассказами о других животных».
3 часть. «Рефлексивная»
Воспитатель использует прием «контрольных вопросов».
- Каких зверей мы встретили в лесу?
- Чем помогли белочке?
- Как зайчик готовится к зиме?
- Как зимует медведь?
Во время прогулки обратить внимание детей на поведение птиц в связи с сезонными изменениями погоды. Вызвать у детей желание помочь птицам перезимовать (изготовить кормушки и принести корм).
Приложение.
Авторская словесно-двигательная игра «Здравствуй, зимушка-зима!»
Здравствуй, зимушка-зима!
Не боимся мы тебя! |
Наклоны туловища вперед, с разведением
рук в стороны. |
Ладошки-сестрички
Спрячем в рукавички. |
Повороты кистей рук вправо-влево.
|
Нам не страшен мороз -
В теплый шарфик спрячем нос. |
Поднимание плеч поочередно.
|
Шапка ушки нам согреет -
Одевай ее скорее! Шубка меховая - Теплая какая! Теплые сапожки Наденем мы на ножки! |
Закрывание ушей ладонями.
Поглаживание ушных раковин. Руки на пояс. Повороты туловища вправо-влево. Упражнение «каблучок».
|
И по лесным дорожкам
Побежим в сапожках! |
Бег на месте.
|
Игра малой подвижности «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит. |
Дети сидят на «корточках», двигают
ладонями над головой. |
Вот так! Вот так!
Он ушами шевелит! |
|
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. |
Дети стоят. Потирают ладошки.
|
Зайке скучно так стоять,
Надо зайке поскакать! |
Прыгают на двух ногах на месте.
Прыгают вокруг себя. |
Читайте также |
---|
Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие»
Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей по теме «Космос». Задачи: - расширять и закреплять...
Проект во второй младшей группе «Неделя семьи»
Проект во второй младшей группе «Неделя семьи» Возрастная группа: вторая мл.гр. Вид проекта: познавательный; игровой. Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с...
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...