Программа «Я учусь размышлять»

(Коррекционно - развивающие занятия по развитию мышления с дошкольниками, имеющими задержку в развитии)

 

Пояснительная записка

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в детских учреждениях. Это обусловлено объективными причинами: на протяжении дошкольного возраста происходят изменения в восприятии, внимании, памяти, мышлении – эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Развивается речь ребёнка, которая непосредственно связана с развитием мышления.

Дети, поступают в социозащитное учреждение часто из неблагополучных семей. Они имеют социально педагогическую запущенность и социальную депривацию. У детей дошкольного возраста не сформированы или на низком уровне культурно-гигиенические и социально-бытовые навыки, бедный словарный запас. Дети зачастую не умеют играть и некоторые предметы видят впервые, снижены познавательные способности, отсутствуют приёмы анализа и синтеза мыслительной деятельности, без которых невозможно усвоение и познание окружающего мира. Поэтому развитие данной сферы, в частности мыслительных процессов, является актуальным, особенно у детей 5-7 летнего возраста, когда дошкольник всё более самостоятельно выбирает и применяет способы и приёмы решения вставших перед ним задач.

Цель программы: развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку в развитии.

Задачи:

  • формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
  • развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  • развитие творческого воображения, формирование способностей к словесному творчеству.

Направления работы:

  • исследование процессов познавательной деятельности;
  • развитие познавательной активности;

- наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.

Формы работы:

  • занятия;
  • игры и упражнения;

- беседы и практикумы;

  • деловые игры.

Программа состоит из нескольких разделов:

  1. развитие анализа и синтеза;
  2. развитие операций классификации, обобщения, сравнения;
  3. развитие логического и аналитического мышления.

Предлагаемый цикл занятий рассчитан на детей 5-7 лет. Работа должна строиться с постепенным усложнением материала. Во избежание утомляемости детей, задания чередуются по сложности, разделяются по этапам выполнения. Каждое занятие включает упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения. Продолжительность занятий 15-20 мин.

Введение

Мышление – высший познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

На практике мышление как отдельный процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, памяти, воображении, речи.

 

1

 

Теоретическое понятийное мышление – такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задач обращается к понятиям, выполняет действия в уме.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что для решения задач человек пользуется не понятиями и умозаключениями, а образами.

При наглядно-образном мышлении мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развёрнуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно – действенное мышление представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальным предметом.

В структуре мышления выделяют следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Анализ – это расчленение предмета на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез – построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны явления, которой в действительности как самостоятельной не существует. Абстрагирование выполняется на основе предварительного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению.

В процесс мышления зачастую вмешиваются эмоции, которые способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаёт мысли большую страстность, напряжённость, остроту, настойчивость.

Из всех вышеперечисленных видов мышления, у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Мышление детей с ЗПР, с социально педагогической запущенностью имеют свои отличительные особенности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений, в анализе и синтезе, в пространственном оперировании образами. Отмечается снижение способности к творческому

созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту такие дети соответствующее не выделяют существенных признаков при обобщении, а ориентируются на ситуативные или функциональные признаки, затрудняются при сравнении предметов.

Следует отметить, что целенаправленная работа по развитию мыслительных операций у детей, имеющих социально - педагогическую запущенность, задержку психического развития позволяет добиться сформированности высших форм мышления и приблизить к норме их мыслительные процессы.

 

Тематическое планирование

 

Содержание Количество

занятий

  Раздел I. Развитие анализа, синтеза 13
1. Занятие №1 «Сложи картинку» 1
2. Занятие №2 Весёлые человечки 1
3. Занятие №3 «Подбери детали» 1
4. Занятие №4 «Подбери картинку» 1
5. Занятие №5 «Угадай предмет» 1
6. Занятие №6 Пирамидки 1
7. Занятие №7 «Сравни картинки» 1
8. Занятие №8 «Собери фигуру» 1
9. Занятие №9 Мастера 1
10. Занятие №10 «Сложи узор» 1
11. Занятие №11 «Подбери составные части» 1
12. Занятие №12 Чего не хватает? 1
13. Занятие №13 «Сложи узор» 1
  Раздел II. Классификация, обобщение, сравнение 12
14. Занятие №1 Четвёртая картинка 1
15. Занятие №2 Дерево 1
16. Занятие №3 Домино 1
17. Занятие №4 Где что лежит? 1
18. Занятие №5 Сравнение предметов 1
19. Занятие №6 «Найди лишнее слово» 1
20. Занятие №7 «Подбери заплатку» 1
21. Занятие №8 Четвёртый лишний 1
22. Занятие №9 Где, чей домик? 1
23. Занятие №10 «Подбери картинку» 1
24. Занятие №11 Что к чему? 1
25. Занятие №12 Магазин 1
  Раздел III. Логическое, аналитическое мышление 20
26. Занятие №1 «Посади огород» 1
27. Занятие №2 Загадки 1. 1
28. Занятие №3 Зверюшки на дорожках 1
29. Занятие №4 «Сложи узор» 1
30. Занятие №5 Дети на прогулке 1
31. Занятие №6 Что сначала, что потом? 1
32. Занятие №7 Волшебные картинки 1
33. Занятие №8 Перевёртыши 1
34. Занятие №9 Что сначала, что потом? 1
 
35. Занятие №10 Кто кем будет? 1
36. Занятие №11 Как пройти к зайке? 1
37. Занятие №12 «Угадай, что спрятано» 1
38. Занятие №13 Тонет – не тонет 1
39. Занятие №14 Мячик 1
40. Занятие №15 В лабиринте 1
41. Занятие №16 О чём говорится? 1
42. Занятие №17 Логика 1
43. Занятие №18 Поезд 1
44. Занятие №19 «Исправь Незнайку» 1
45. Занятие №20 «Найди недостающий предмет» 1

Конспекты занятий представлены в приложении № 1.

 

РАЗДЕЛ I.

Занятие №1.

Тема: «Сложи картинку»

Цель: сформировать у детей операции анализа и синтеза.

Задачи: - учить детей анализировать контурную схему предметов; соотносить предметы в пространстве; учить сравнению;

  • развивать восприятие, наблюдательность, распределять и переключать внимание, связную речь;
  • воспитывать аккуратность в работе; умение слушать педагога; интерес к деятельности; доводить начатое дело до конца в соответствии с инструкцией.

Оборудование: карты – образцы со схематическими изображениями предметов; одинаковые комплекты деталей для каждого ребёнка, из которых можно сложить фигуры.

Педагог сообщает о том, что на занятии дети будут складывать интересные картинки. На первом занятии первую картинку собирают совместно, анализируя из каких фигур состоит предмет.

На первом занятии раздаём детям простые изображения предметов: рыбка, домик, ёлка, вагончик, кораблик, снеговик, цыплёнок и т.п. На каждого ребёнка 6-7схем и наборы деталей, подходящие к предметам.

Психомышечное упражнение

Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох. (3-4 раза.)

Занятие №2.

Тема: Весёлые человечки.

Цель: сформировать у детей операции анализа и синтеза.

Задачи: - учить детей анализировать контурную схему предметов;

соотносить предметы в пространстве; учить сравнению;

  • развивать восприятие, наблюдательность, распределять и переключать внимание, связную речь;

- воспитывать аккуратность в работе; умение слушать педагога; интерес к деятельности; доводить начатое дело до конца в соответствии с инструкцией.

Оборудование: карты, разделённые на 9 частей. В каждой части карты схематическое изображение человечка. Фигурки отличаются расположением рук и ног. Карточки с изображением девочки или мальчика, поза которых соответствует одной из поз на карточках – схемах.

Играют также, как в лото. Сообщаем, что на больших картах, которые получили дети, нарисованы разные человечки. Сейчас он будет показывать отдельные картинки с человечками. А все должны внимательно посмотреть на большие карты, и тот, кто увидит у себя человечка, который пляшет точно так же, может взять картинку и закрыть его. Выигрывает тот, кто первым закроет все схемы на своей карте.

Психомышечное упражнение

Давай попьём колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук, сделай выдох. (3-4 раза.)

Занятие №3.

Тема: «Подбери детали».

Цель: сформировать у детей операции анализа и синтеза.

Задачи: - учить детей анализировать контурную схему предметов; соотносить предметы в пространстве; учить сравнению;

  • развивать восприятие, наблюдательность, распределять и

переключать внимание, связную речь;

воспитывать аккуратность в работе; умение слушать педагога; интерес к деятельности; доводить начатое дело до конца в соответствии с инструкцией.

Оборудование: карты – образцы со схематическими изображениями предметов. На каждой карте даётся контурное изображение предмета. Комплекты деталей, из которых можно сложить фигуры.

Педагог сообщает о том, что сейчас дети будут собирать различные фигуры. Показывает первую картинку с беседкой и раздаёт комплекты деталей, из которых её можно собрать. Игра проводится как соревнование.

После того как дети собрали первую картинку, педагог собирает детали и раздаёт комплекты для второй фигуры.

Если дети испытывают затруднения, педагог оказывает необходимую помощь.

Психомышечное упражнение

Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать яблочки? Тогда давай пойдём быстрее. (Ребёнок встаёт.) Раз – поднимаем правую ногу, подержи в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу… (3-4 раза.)

Занятие №4

Тема: «Подбери картинку».

Цель: сформировать у детей операции анализа и синтеза.

Задачи: - учить детей анализировать строение предмета по его контурному изображению; соотносить предметы в пространстве; учить сравнению;

- развивать восприятие, наблюдательность, распределять и переключать внимание;

  • воспитывать аккуратность в работе; умение слушать педагога; интерес к деятельности; доводить начатое дело до конца в соответствии с инструкцией.

Оборудование: контурные изображения различных предметов и их рисунки. Карточка со схематическим изображением предмета, 4 карточки с рисунками этого предмета, незначительно отличающихся друг от друга.

Только один точно соответствует схеме. 5 задач.

Детям предлагается поиграть в игру «Строители». Напоминаем, что строители всегда строят дом точно по чертежу. И сейчас они получат чертёж дома и будут подбирать, какой из домов точно подходит к чертежу. А потом они будут строить машину, песочницу и др. вещи, а строителями будут все по очереди. Один строитель, остальные внимательно смотрят и

поправляют, если ребёнок ошибся. Если справился, получает фишку. Лучший строитель на сегодняшний день тот, кто больше собрал фишек.

Психомышечное упражнение.

Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмёмся в комочек. (Ребёнок ложится на ковёр.) Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и вернись в клубок, делая вдох… (3-4 раза.)

Занятие №5.

Тема: «Угадай предмет».

Цель: сформировать мыслительные операции анализа и сравнения.

Задачи: -учить детей анализировать изображения предметов; развивать слуховую и зрительную память, внимание, обогащать словарный запас;

- воспитывать усидчивость, интерес к работе.

Оборудование: 15 картинок с изображением знакомых ребёнку предметов.

Психолог поочерёдно показывает картинки ребёнку и называет характерные признаки каждого предмета. После того как все картинки проанализированы, психолог убирает их. Затем он достаёт по одной картинке и называет признаки предмета, нарисованного на ней. Ребёнок должен назвать предмет.

Психомышечное упражнение.

Работа в паре. Один стоит, другой лежит на полу напротив. По команде стоящий наваливается на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий

сопротивляется «нападению» (отталкивает). Затем меняются местами.

Занятие №6.

Тема: Пирамидки.

Цель: учить детей анализировать.

Задачи: - учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения; развивать внимание, восприятие, мелкую моторику рук; воспитывать положительное отношение к деятельности.

Оборудование: по пирамидке на каждого ребёнка, 5 карточек с контурными изображениями пирамидок, собранных по-разному.

Детям раздаются пирамидки. Сообщаем, что собирать будут такие пирамидки, которые нарисованы на картинках. Выиграет тот, кто первым

правильно соберёт. Дети разбирают свои пирамидки и собирают такую, какая изображена на его картинке. На одном занятии предлагаем не более 4-х вариантов.

Психомышечное упражнение.

Наши ручки – тонкие веточки, они тянутся к солнышку. (Поднять руки наверх.) Дует лёгкий ветерок и плавно раскачивает ветки, вправо – вдох, влево – выдох. (Движения только рук, 3-4 раза.)

Занятие №7.

Тема: «Сравни картинки».

Цель: научить детей анализировать.

Задачи: - развивать умение сравнивать, анализировать; распределять и переключать внимание; связную речь; самоконтроль.

Оборудование: пары картинок, имеющие по 3-10 отличий.

Показать ребёнку картинку, объяснить, что на ней изображено.

Предложить сравнить два изображения, найти сходство и различие.

Психомышечное упражнение.

«На мельнице». (Приложение №2)

Занятие №8.

Тема: «Собери фигуру».

Цель: учить детей анализировать.

Задачи: - учить детей анализировать элементарную схему предмета; развивать восприятие, наблюдательность, распределять и

переключать внимание, связную речь;

- воспитывать аккуратность в работе; умение слушать педагога; интерес к деятельности; доводить начатое дело до конца в соответствии с

Оборудование: карты – образцы с контурными схематическими изображениями предметов. Комплекты деталей, одинаковые для всех, из которых можно сложить фигурки.

Сообщаем детям, что будем собирать разные фигурки. Показываем первую картинку – самолёт. Дети получают комплекты фигурок, из которых можно сложить эту картинку. Дети складывают, педагог наблюдает. Когда все выполнят задание, следует отметить тех, кто это выполнил правильнее и быстрее всех. Затем предлагаем следующую картинку и раздаём к ней комплект фигурок.

Психомышечное упражнение.

«Дровосек».

Занятие №9.

Тема: Мастера.

Цель: учить детей анализировать.

Задачи: - учить детей анализировать схему предмета и соотношение предметов в пространстве; - развивать наблюдательность, внимание, связную речь; воспитывать уважение к отвечающим сверстникам, интерес к деятельности.

Оборудование: большие картины со схематическими изображениями различных ситуаций. К каждой большой картине прилагается набор

карточек. На карточке даётся реалистический рисунок одного из предметов, которые схематически изображены на больших картинах.

Дети рассаживаются за большим столом. Педагог кладёт большую картину и говорит, что рисунки на картине незаконченные, а у ребят есть

картинки, где всё изображено так, как в жизни. Дети по очереди берут по одной картинке и закрывают ими соответствующие схематические изображения. Все вместе дают оценку действиям каждого участника.

3-4 схемы.

Психомышечное упражнение.

Закроем глаза. Представьте, что мы красивые птицы – лебеди. Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Делаем вдох – выдох. Раскиньте руки – крылья, шире, плавно машем, делая вдох – выдох.

Занятие №10.

Тема: «Сложи узор».

Цель: учить детей анализу.

Задачи: - учить детей анализу и самоанализу, умению решать нестандартные задачи; развивать восприятие, внимание; воспитывать умение работать тихо, не мешая другим, выслушивать взрослого до конца.

Оборудование: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Ребёнку предлагаются поочерёдно первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен их кубиков выложить такой же узор. (СУа.)

Психоэмоциональное упражнение.

Кляксы.

Занятие №11.

Тема: «Подбери составные части».

Цель: учить детей анализу и синтезу.

Задачи: - учить детей соединять отдельные части в целое и целое разделять на части – развивать аналитическое восприятие; учить

определять соотношение элементов между собой. Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание. Воспитывать усидчивость, терпеливое отношение к работе.

Оборудование: развивающая игра «Весёлая логика» (серия «Играя, учись!»).

Ребёнок должен сложить пазлы в пары, так, чтобы с одной стороны был предмет, с другой – его составные части. Сначала предлагаем один предмет и три картинки с составными, из которых он должен выбрать правильный вариант. При правильном подборе пазлов замочек закрывается. Затем ребёнок работает самостоятельно.

Психомышечное упражнение.

«Точки мозга» (улучшает внимание).

Одну руку дети кладут на пупок, другой – массируют точки, которые расположены под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения они представляют, что на носу у них кисточка, и «рисуют» восьмёрку на потолке.

 

РАЗДЕЛ II

Занятие №1.

Тема: Четвёртая картинка.

Цель: учить детей пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию.

Задачи: - учить детей операции классификации;

- развивать восприятие, внимание, наблюдательность.

Оборудование: образцы, по которым дети будут выбирать недостающую картинку к имеющимся у них. Наборы карт с картинками и отдельных картинок для выбора.

Педагог показывает образец карточки а с фигурками для заполнения пустой клетки. Помогает ребятам выбрать нужную фигурку и объясняет принцип расположения фигур: сверху нарисованы одинаковые фигуры (треугольники), но разных цветов и внизу тоже расположены одинаковые фигуры (круги) и тоже разных цветов.

Заполненный образец остаётся перед детьми. Педагог раздаёт каждому ребёнку набор к заданию 1, и дети выполняют его, ориентируясь на образец. Педагог наблюдает за выполнением задания.

Точно так же выполняются задания 2, 3. Перед началом педагог повторяет принцип выполнения.

Перед 4 заданием детям показывают образец б и сообщают, что теперь картинки расположить нужно так же, как на карте-образце: сверху – разные фигуры, но одного цвета и внизу. Дети получают наборы и выполняют 4 и 5 задания.

Психомышечное упражнение

Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз – поднеси руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два – опусти руки, делая выдох. (3-4 раза.)

Занятие №2.

Тема: Дерево.

Цель: формирование классифицирующей деятельности.

Задачи: - учить детей классифицировать предметы по цвету, форме, величине;

  • развивать восприятие, внимание;
  • воспитывать усидчивость, целеустремлённость в работе.

Оборудование: комплект «фигуры» - 24 шт. (4 формы. 3 цвета, 2 величины.)

Перед нами дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая фигура «вырастет», возьмём, например, зелёный маленький квадрат и начнём двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. Куда дальше? По левой стороне, где изображён квадрат. Далее направляемся к маленькой ёлочке, т.к. фигура у нас маленькая – по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зелёный квадрат. Так же поступаем с остальными фигурами.

Можно разделить комплект и провести в виде соревнования.

Психомышечное упражнение

Давай попьём колодезную водичку. Раз – набери воду из колодца. Два – поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три – попей, сделай вдох. Четыре – стряхни воду с рук, сделай выдох. (3-4 раза.)

Занятие №3.

Тема: «Домино».

Цель: учить детей классифицировать предметы.

Задачи: - учить детей классифицировать фигуры, предметы по существенным признакам и обобщать; - развивать восприятие, умение концентрировать внимание, сравнивать; самоконтроль.

Оборудование: набор карточек (28), на каждой карточке – по 2 картинки. В

различных сочетаниях представлено 7 видов6 люди, звери, рыбы, птицы, насекомые, деревья, цветы (по 8 картинок каждого вида). 4 изображения каждого вида реалистические, 4 – обобщённо-схематические, также 4 экз. На карточках домино в разных сочетаниях по одному реалистическому и одному схематическому рисунку.

Педагог раскладывает перед детьми карточки домино. Все вместе

разбирают, что изображено на карточках. Дети называют все картинки и с помощью педагога находят «хитрые картинки» - схемы, подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы, рыбы и т.п.)

Педагог объясняет правила игры, подчёркивая, что прикладывать друг к другу можно и одинаковые обычные картинки и подходящие для нескольких картинок «хитрые картинки». Ребята берут по 5 карточек, и игра начинается. Если у кого-то из детей нет подходящей картинки, нужно брать карточки из оставшихся. На первом занятии в игре участвует взрослый.

Психомышечное упражнение

Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать яблочки? Тогда давай пойдём быстрее. (Ребёнок встаёт.) Раз – поднимаем правую ногу, подержи в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу… (3-4 раза.)

Занятие №4.

Тема: Где что лежит?

Цель: учить детей операции классификации.

Задачи: - учить детей классифицировать предметы по существенному признаку и обобщать; - развивать внимание, восприятие, память; обогащать словарный запас детей.

Оборудование: набор фигур (4 фигуры, каждая 4-х цветов), специально подготовленная таблица. Развивающая игра «Что где растёт?» с

контрольной меткой для самоконтроля.

Каждая фигура, которая имеет свой цвет, кладётся в соответствующую клеточку таблицы.

Игру можно проводить в виде соревнования, но если дети хорошо усвоили предыдущий материал.

Психомышечное упражнение

Ложись на пол (ковёр). Поплывём на другой берег реки. (Ребёнок ложится на живот, руки вдоль туловища.) Раз – руки вперёд со вдохом, задержи дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох. (2-3 раза.) Теперь перевернись на спину…

Занятие №5.

Тема: Сравнение предметов.

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам.

Задачи: - учить детей сравнивать предметы, находить общее и признаки отличия; - развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, связную речь.

Оборудование: пары картинок, пары слов.

Для сравнения ребёнку предлагаются пары картинок: муха – бабочка, стол – стул, книга – тетрадь, вода – молоко, собака – белка, т.п.

Ребёнок должен будет сравнивать. Можно задать вопрос: «Ты видел бабочку? А муху?». После коротких вопросов ребёнок сравнивает. Затем опять спрашиваем: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? Чем отличаются?». Для сравнения ребёнку предлагаются пары слов. Ребёнок должен представить то, что он будет сравнивать. Можно задать вопрос: «Ты видел…?». После коротких вопросов ребёнок сравнивает. Затем опять спрашиваем: «Похожи…? Чем похожи? Чем отличаются?».

Можно использовать такие пары слов: кукла – девочка, птица – самолёт, роза – дуб, солнце – луна.

Психомышечное упражнение.

Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмёмся в комочек. (Ребёнок ложится на ковёр.) Раз – повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямись, делая выдох. Три – повернись на левый бок и вернись в клубок, делая вдох… (3-4 раза.)

Занятие №6.

Тема: «Найди лишнее слово».

Цель: учить детей процессу обобщения.

Задачи: - развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков, развитие памяти; -развитие сосредоточенности на выполнении задания, усидчивости.

Оборудование: несколько вариантов серий слов.

Ребёнку читают серию, состоящую из четырёх слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них должно быть исключено.

Психомышечное упражнение.

Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем – двумя одновременно. (5 раз.) Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочерёдно каждой рукой, затем обеими. Положить ладони на стол. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Занятие №7.

Тема: «Подбери заплатку к платочку».

Цель: учить детей сравнению и обобщению.

Задачи: - учить детей сравнивать и обобщать на основе зрительного анализа; развивать концентрацию внимания, связную речь, самоконтроль.

Оборудование: прямоугольники с разными узорами. В них «дырки», в которые нужно вставить соответствующую заплатку, расположенную среди нескольких других.

Можно использовать заплатки по форме, а можно и по рисунку.

Дети сначала внимательно рассматривают прорези, рисунок на «платке». Проанализировав, они должны выбрать соответствующую заплатку, которая находится внизу среди других. Если сначала ребёнку трудно, можно предложить подбирать заплатки руками, т.е. методом проб.

Психомышечное упражнение.

Давай попробуем разглядеть всё, что нас ждёт в конце пути. Раз – поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два – поверни голову вперёд, делая выдох. Три – поверни голову налево… (3-4 раза.)

Занятие №8.

Тема: Четвёртый лишний.

Цель: учить детей процессам классификации и обобщения.

Задачи: - развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать; - развивать связную речь, память.

Оборудование: карточки с заданием. (Приложение №5.)

Ребёнку поочерёдно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы: их – четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвёртый лишний – его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог объясняет правильный ответ на примере первой карточки.

Психомышечное упражнение.

Наши ручки – тонкие веточки, они тянутся к солнышку. (Поднять руки наверх.) Дует лёгкий ветерок и плавно раскачивает ветки, вправо – вдох, влево – выдох. (Движения только рук, 3-4 раза.)

Занятие №9.

Тема: Где чей дом?

Цель: учить детей процессам классификации и обобщения.

Задачи: - учить детей на основе зрительного восприятия классифицировать и обобщать предметы; - развивать внимание, способность использовать заместители, память, наблюдательность, закреплять пространственные понятия.

Оборудование: картинки с изображением леса, моря, зоопарка, двора; изображения различных животных; набор геометрических фигур. Развивающая игра «Чей домик?» (серия «Играя, учись!»).

Просим посмотреть на большую картину, где изображены зоопарк, лес, двор, море.. Вспоминаем, кто живёт в море, в лесу, т.д. Около каждого животного размещаем геометрические фигуры. Помещаем каждое животное (геометрическую фигуру, соответствующую животному) туда, где оно может жить. Например, лису можно поместить и в зоопарк, и в лес.

Когда животные будут размещены, то можно сосчитать, сколько животных помещается в каждом «доме».

Ребёнок подбирает к животным, насекомым, птицам свой домик, т.е. кто где живёт. Просим ребёнка вслух проговаривать названия животных и их жилищ. При правильном подборе пазлы совпадают и цвет фона на картинках одинаковый.

Занятие №10.

Тема: «Подбери картинку».

Цель: развитие мыслительных процессов.

Задачи: - развивать у детей способности к анализу, синтезу; развивать восприятие, мыслительные способности, самоконтроль.

Оборудование: развивающая игра «Умный шнурок» (растительный и животный мир).

Непосредственно задания расположены на карточках развивающей игры. Взрослый читает задание. Первое задание разбирают совместно, причём взрослый обращает внимание на то, что если задание выполнено верно, сзади чёрные полоски перекрываются шнурком и ребёнок сам может проверить себя.

Занятие №11.

Тема: Что к чему?

Цель: развитие мыслительной деятельности.

Задачи: - учить детей составлять логические пары, группировать предметы по общему признаку; -развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, речь.

Оборудование: развивающая игра «Что к чему?» (серия «Играя, учись!»).

Дети составляют пары из картинок, которые подходят друг к другу по смыслу, например, брюки – ремень. Дети должны объяснить почему именно так подобрали. При правильном подборе пазлы совпадают и «замочек закрывается». Если ребёнок затрудняется, предлагаем ему для рассмотрения одну половинку от пары, к которой он должен подобрать соответствующую половинку из трёх предложенных взрослым.

Психомышечное упражнение.

«Мельница». Нагнувшись вниз делаем маховые движения левой рукой к правой ноге, делая вдох и обратно, делая выдох. «Мелим муку».

Занятие №12.

Тема: Магазин.

Цель: развитие мыслительной деятельности.

Задачи: - закреплять умение анализировать, сопоставлять и сравнивать; - развивать внимание и наблюдательность, закреплять пространственные понятия и понятия величины, счёт, связную речь.

Оборудование: таблица, разделённая на 3 части с одним сюжетом,

отличающиеся героями, количеством предметов.

У овечки был магазин. Посмотри на полки и ответь: сколько полок в магазине? Что находится на нижней полке? (верхней, средней). Сколько чашек? На какой полке стоят чашки? Сколько матрёшек? … Что стоит слева от пирамидки? … Что стоит между большими и маленькими мячами? Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.

Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк.

На утро пришёл заяц и купил зайчатам подарки. Какие?

Психомышечное упражнение.

«Ножницы». Руки вытянуты перед собой, делаем перекрещивающиеся движения на вдох и выдох. «Подстрижём кусты».

В началоНазад12ВперёдВ конец


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования…

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности» «Активизация воображения личности не происходит сама по себе...

Читайте также

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...

Сценарий «Самый лучший выпускной»

Сценарий «Самый лучший выпускной» №1. Под музыку в зал входят воспитатели. Ведущая: «Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, гости! Вчера в нашем...

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «С чем пирог» будет интересна детям с 4-5 лет. Данная...