Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы «Море и человек»

Из цикла «Путешествие в прекрасное» (старшая группа)

 

Вид занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, экспериментальная.

Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека.

Задачи:

  • Познакомить с неблагоприятными для природы последствиями деятельности человека (загрязнение моря: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные).
  • Познакомить детей с творчеством художника – мариниста И.К. Айвазовского.
  • Продолжать формировать у детей представление о том, что художники, музыканты, поэты могут рассказать об одном и том же по-своему, передовая свои чувства, настроения– находя свой язык выразительности.
  • Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественные образы, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное, услышанное с собственным настроением. Развивать у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Активизировать и обогащать словарь детей: шторм, штиль, художник-маринист, а также эмоционально-оценочной лексикой: задумчивый, печальный, унылый, грустный, весёлый, радостный, мрачный, спокойный, тихий.
  • Воспитывать любовь к природе, желание защищать ее.

Предварительная работа: Просмотр видеофильмов, репродукций картин, иллюстраций, открыток на морскую тему. Беседа о море как среде обитания разных животных и растений. Чтение художественной литературы. Чтение и рассматривание научно-популярных иллюстрированных изданий для детей, знакомство с внешним видом и поведением отдельных морских обитателей.

Планируемые результаты:

Сформированность у детей начальных представлений представление о значении воды в жизни человека, о море, его разных состояниях, его обитателях.

Освоение практических знаний, о том, что художники, музыканты, поэты могут рассказать об одном и том же по-своему, передовая свои чувства, настроения– находя свой язык выразительности.

Устойчивое желание у детей сохранять и защищать природу.

 Материал и оборудование:

– две капли (игрушки) – голубая и синяя;

– картины, на которых изображены море и его обитатели;

– предметы морского происхождения: ракушки, камни и т.д.;

– картины (репродукции) И.К.Айвазовского «Волна», «Восход солнца», «Суда на рейде», «Буря», «Лунная ночь»;

– ватман с фоном моря, цветная бумага, кисти, клей, ножницы и т.д.4

– музыкальные произведения: музыка Римского-Корсакова «Океан».

 

Содержание организованной образовательной деятельности.

– Ребята посмотрите, кто сегодня к нам в гости пришёл?

– Знаете ли вы кто это? Это волшебная капелька. Ребята, а где в жизни можно встретить капельку воды? (Капля дождя, капля росы, в реке, ручейке, роднике, в кране, снег и т.д.)

– Правильно, мир капельки огромен и прекрасен – это мир воды. А для чего нужна вода? (Для того, чтобы пить, купаться, мыться, стирать, плавать, для растений, животных, для того чтобы шел дождь, снег.)

– Да, без воды невозможно существование жизни на земле, человека, растений, животных.

– Попробуйте чистой пресной воды (дети пробуют).

– У нашей капельки есть подружка -синяя капелька. (показывает) Она тоже живёт в мире воды только солёной.

– Что же это за вода, соленая? Что это за мир соленой воды? Кому она нужна, как вы думаете?

– Конечно это моря и океаны.

– Капельки часто спорят, а иногда даже и ссорятся: кто из них нужнее, главнее, необходимей. Давайте им поможем, рассудим их.

– А для этого я предлагаю совершить небольшое путешествие.

– Для того, чтобы начать путешествие посмотрим на карту и найдем на ней моря и океаны. Как мы можем найти моря и океаны? Как вы догадались что это моря и океаны? (Правильно водное пространство на карте изображено синим цветом.) Какого цвета больше на карте?

– На нашей планете, воды больше, чем суши. Это моря – большое водное пространство и океаны еще больше.

– Мы сегодня перенесёмся к морю и узнаем много интересного.

– Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное. В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. А у вас бывает такое настроение? Когда? Когда на душе спокойно? Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны. В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно опасным море бывает во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли.

Когда вы испытываете такое настроение? (Ответ детей.)

– Значит у моря есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому море обладает каким-то удивительным магическим свойством.

Музыка: И вновь зеленая волна

Под небом синим и жемчужным

И вновь не нужно никуда

И ничего уже не нужно.

Лишь только плещущий прибой

Лишь только небо и вода

И здесь никто и никогда

Не помешает быть собой

Волна ласкается к волне,

И каждый всплеск нижней и глуше

И море открывает мне

Мою же собственную душу.

– Значит, море помогает человеку ощутить свою душу, почувствовать смысл и назначение жизни.

– Кто из вас, как и поэт, мечтал на берегу моря, наблюдая за волнами, задумывался над чем-то? (Ответ детей.)

– Море волновало и волнует многих художников на создание прекрасных полотен. Писать пейзажи с изображением моря трудно, но интересно. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Вы, наверное, встречали женщин или девочек, которых зовут Маринами? Марина значит «морская». Художников, изображающих морские виды, называют маринистами. Самым известным маринистом в мире стал Иван Константинович Айвазовский. Давайте посмотрим на репродукции картин этого художника.

– Как вы думаете, что самое главное в картинах? Что их объединяет? Что различает? Как это изобразил художник? Что вы чувствуете, глядя на эти картины? Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались, что именно такое настроение? Каким цветом это изобразил? О чем вы думаете или вспоминаете, когда вы смотрите на эти картины? (2-3 картины.) Как вы думаете, каким человеком был Айвазовский? Можно ли сказать о художнике, что он знал язык моря, разговаривал с морем и понимал его? (Рассмотреть картину, вспомнить строки из стихов.)

– Давайте сейчас мысленно перенесемся на это место и представим, что вы слышите, чувствуете? Звучит музыка Римского-Корсакова «Океан».

Откройте глаза и расскажите, что вы представили, почувствовали.

– Вот так интересно рассказали нам о морской стихии поэты, художники, композиторы.

Физминутка. Игра – этюд «Капельки».

А сейчас представьте, что я мама – тучка, а вы детки – капельки. Я посылаю вас на землю! Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья и цветы. Полетели капельки на землю. Попрыгали (дети прыгают), затанцевали.

– Скучно стало им друг без друга. собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети встают в колонну по двое).

Встретились ручейки и стали большой рекой (дети встают цепочкой).

Текла, текла река и попала в большое море (дети встают в круг).

Подул ветер на море появились волны (дети изображают движение волн).

А тут и солнышко пригрело! Стали капельки лёгкими, превратились в пар и вернулись к маме-тучке.

– Море – это еще и дом для рыб и морских растений, животных. И я предлагаю вам своими руками изобразить «частичку моря с его обитателями». Дети выполняют работу.

– Но весь этот мир необходимо беречь. Обитателям морей грозит опасность. Какая? Вы знаете, кто загрязняет море, почему это происходит?

– Правильно, загрязнение моря происходит потому, что некоторые люди ведут себя безграмотно, а значит жестоко по отношению к морю, ко всем его обитателям, считая, что чистой воды, свежего воздуха хватит всем и навсегда; что в морях никогда не переведутся стаи рыб и морских животных. Но это не так. Из-за того, что люди загрязняют моря, не берегут рыб, жестоко охотятся на китов, моржей, тюленей, многие из них оказались на грани исчезновения. Такие животные занесены в Красную книгу. Красная книга – печальная книга. Это предупреждение всем большим и маленьким: относитесь к природе с любовью, только тогда мы сможем сберечь ее богатство и красоту.

– В природе все взаимосвязано, если мы загрязняем море, всем его обитателям будет плохо, но плохо будет и нам людям.

– Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо нашим маленьким –помощницам капелькам. Мы познакомились с миром соленой воды.

– Теперь капельки поняли, что каждая из них частичка одного огромного мира – мира воды. И поэтому должны дружить. А вода не просто необходима для жизни, а она и есть сама жизнь.

Проблема: Две подружки – капельки должны дружить. Ведь ручейки впадают в реку, река впадает в море, вода из морей перетекает в океаны из океанов – в моря. Но в реке вода пресная, а в море, океане – соленое. Почему же так происходит! Об этом мы узнаем позже на другом занятии (капельки нам расскажут).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание…

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание мультфильма» (3 встречи)

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

Читайте также

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...

Инновационная работа «Детского сада «Полянка»

Инновационная работа «Детского сада «Полянка» В ХХI веке возросла опасность нарушения биосферного равновесия и риски неустойчивого развития цивилизации. Только в первое...

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени»

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...