«В гости к хозяюшке»
Конспект НОД по ознакомлению с русскими народными традициями, поверьями и фольклором в старшей группе

 

Цель: Систематизировать знание детей о народных традициях, поверьях, фольклоре. Воспитывать любовь и уважение к культуре, и быту русского народа, к народным традициям. Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберега.

Предварительная работа: изготовление оберега, знакомство со старо- забытыми словами.

 

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!

Ребёнок: Мир вашему дому, здоровья всем!

Хозяйка: Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостью красное место? Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник.

Дети: Хозяйка, а что за праздник?

Хозяйка: Слушайте мои голубчики, сегодня именины у Кузи, нашего любимого домового Кузи. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?

Дети: В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, дома, горы. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесах – лесовики, в воде – водяной, а в доме – домовой.

Хозяйка: Правильно, а что делает домовой, чем он занимается?

Дети: Домовой защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.

Хозяйка: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?

Дети: Он любит жить на печке или за печкой, в лапте или в бане.

Хозяйка: Молодцы! Вы такие умные! А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по-своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как?

Дети: Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок.

Хозяйка: Правильно. Другие народы зовут его по-другому:

- украинцы – домовой дед;

- белорусы – господарик, хатник;

- поляки – хованец.

В нашем доме, как я уже сказала, живёт домовой Кузя. Он, как и вы, ещё маленький, он домовёнок.

Раздаётся стук за печкой.

Хозяйка высказывает предположения что кто- то пришёл и предлагает детям вежливыми словами пригласить в гости гостя войти. Однако никто не появляется. Ситуация повторяется трижды. Дети высказывают самые разные предположения, кто же это может быть. Хозяйка предлагает пригласить невидимого гостя самыми вежливыми и добрыми словами, которые ребята только знают. В ответ на печке – ширме появляется Кузя.

Кузя поёт весёлую песенку:

Домовой за печкой жил,

С ребятишками дружил,

Он хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит,

Иногда слегка ворчит,

А вообще он удалой,

Самый лучший в мире домовой.

Самый лучший в мире домовой. Потом прячется, затевая с детьми игру «Аюшки».

Дети (кричат): Кузя!

Кузя: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки!

Дети: Что принёс?

Кузя: Оладушки!

Дети: Где же они?

Кузя: Под лавкой!

Дети: Экий, Кузя ты чудак?

Кузя: А вы, детки как!

Дети: А мы бы оладушки на стол положили, да и съели.

Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется.)

Дети: Кузя!

Кузя: Аюшки! (выглядывает)

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки!

Дети: Что принёс?

Кузя: Сапожки!

Дети: Где они?

Кузя: А, я сделал, как Вы велели на стол поставил и съел. Вот здорово! Я ведь действительно очень хороший.

Хозяйка: Конечно! Только какой же ты домовёнок если в детском саду живёшь! Дети, подумайте, как можно назвать домового Кузю?

Дети: Садовёнок.

Кузя: Ой, мне нравится. Я садовёнок Кузя!

Хозяйка и дети: Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилища оберегаете. Это правда?

Кузя: Правда! Правда! Мне помогают обереги, с давних времён люди свои дома украшали оберегами из природного материала.

Хозяйка: В этой волшебной шкатулке лежат обереги, которые оберегали дома в дальние времена. Расскажите, что они означают?

(Дети достают из шкатулки обереги и рассказывают.)

- Кукуруза - здоровье детей,

- Перец - защищает от ссор в семье,

- Чеснок, лук – отгоняет нечистую силу,

- Горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток.

- Ягоды рябины, шиповника - оберегают женскую, (девичью) красоту, молодость. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (Предмет, оберегающий, охраняющий от чего- то злого, нехорошего.)

Хозяйка: Ой, ребята, совсем забыла, ведь у садовёнка Кузи именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, подарки, угощенье.

Кузя: Мне нравится «Жмурки». Давайте поиграем (завязывают глаза и дают колокольчик).

Дети играют.

Кузя: Спасибо вам за игру!

Хозяйка: На именины подарки дарят. Кузя тебе ребята своими руками сделали оберег. (Кукурузу- что бы защищала тебя.)

Кузя: А, я вам подарю веточку рябины, чтобы она оберегала вашу красоту.

Хозяйка: Какие же именины бывают без угощений. (Угощает детей и садовёнка сахарным петушком и пряниками.)

Хозяйка: Вот и закончился наш праздник - именины садовёнка Кузи.

До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.

Дорогим гостям, милым, детушкам.

Мы всегда рады.

До новых встреч!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...

Описание результатов педагогической деятельности

Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...

Читайте также

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «Космические…

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Космические помощники» Цель: дифференциация сонорных звуков Р-РЬ-Л-ЛЬ в речи, развитие связной речи...

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»