Познавательное занятие «Путешествие в подводное царство»

 

Цель:

- Формирование экологического сознания: уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде; познакомить с «этажами» подводного царства.

- Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

Задачи:

- Воспитывать познавательный интерес к различным представлениям морской фауны.

- Развивать воображение, фантазию.

- Развитие двигательной активности: формировать потребность в двигательной активности; содействовать освоению имитирующих движений; совершенствовать координацию движений, добиваться естественности и легкости, точности и выразительности; совершенствовать ориентацию в пространстве.

Материал и оборудование: письмо-приглашение от Морского царя, рисунки-модели кита, дельфина, акулы, осьминога, морского конька (2 шт.), актинии, рыбка-клоун, медузы, гирлянда, настольные лампы, рисунок водорослей, мелкие предметы (кубики, кольца).

 

Ход занятий:

Педагог: ребята, Морской царь прислал нам приглашения. Он зовет вас в гости в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? Оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.)

Педагог: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Дети переступают с ноги на ногу, наклоняясь в стороны.)

Педагог: На счет «три» – погружаемся

(Дети считают до трех, садятся на ковер, «погрузились».)

Педагог: Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. - Почему здесь так светло? (Солнце его освещает.)

Педагог: Как вы думаете, это «теплый» этаж или нет?

(Теплый, так как солнце его согревает.)

Педагог: Смотрите, справа по борту через море-океан плывет чудо-великан!

(Дети поворачивают голову и видят рисунок кита.) Это кит. Кит это животное или рыба? (Ответы детей.)

Педагог: Кит – это огромное животное, которое может нас проглотить? (Ответы.)

Педагог: Правильно, киты питаются мелкими водорослями и моллюсками.

Педагог: Но ведь у него же есть хвост и плавники? Значит это рыба? (Ответы.)

Педагог: Кит – это морское млекопитающее животное, кормит детей молоком, дышит легкими, а хвост и плавники – это его приспособление к жизни в воде.

Педагог: За бортом снова мелькнул животное. (Модель дельфина.) Как вы думаете, дельфин это рыба или тоже морское животное? (Ответы.)

Педагог: Я слышала, что много утопающих они спасли, да и дружны они на редкость. Почему киты и дельфины живут у поверхности воды? (Ответы.)

Педагог: У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух.

Педагог: давайте представим, что мы с вами киты и дельфины.

Игра: «Мы дельфины и киты»

Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в «замок», делают наклоны в стороны, вперед, назад, «плавают». Но когда закончится воздух, «всплывают»: не размыкая «замка» опускают руки вниз и делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот, набирают воздух и опять ныряют.

Педагог: Что-то задержались мы на верхнем этаже, предлагаю опуститься поглубже.

(Дети с помощью руки туловища имитируют движения подводной лодки: сидят, руки согнуты в локтях, выполняют движения вперед с помощью ног – на ягодицах.)

Педагог: Здесь уже темнее (выключить свет, оставить светильник), почему? (Ответы.)

Педагог: Мы погрузились глубже. Солнечные лучи пробираются сюда с трудом, поэтому стала темнее.

Педагог: А что можно сказать про температуру воды, если сравнить верхний этаж и этот? (Ответы.)

Педагог: Вода стала холоднее, так как солнца мало.

Педагог: Ой, ребята, а это кто? (Показывает на рисунок акулы.).

Педагог: Это акула. Она тоже млекопитающее животное? (Ответы.)

Педагог: Это рыба, дышит жабрами.

Педагог: А чем она питается? (Ответы.)

Педагог: Питается рыбами, морскими животными и даже может напасть на человека. Давайте уплывем подальше от этого опасного места. Погружение продолжается (Дети имитируют погружение)

Педагог: Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (ответы)

Педагог: Нет, так как у нас нет жабр. Что же делать? Что же придумать (ответы) (имитируют надевание водолазных костюмов, аквалангов, выходят из корабля).

Педагог: Погуляем по морскому дну, разомнем руки и ноги (педагог обращает внимание на красоту подводного мира, дети «осматривают» дно, перешагивают через препятствия) (подошли к водорослям).

Педагог: Какие красивые водоросли! Я что-то заметила среди них (дети подошли к водорослям и рассматривают морского конька).

Педагог: Кто это? (Ответы.)

Педагог: Это морской конек. Он похож на конька-горбунка из сказки. А почему мы его сразу не заметили? (Ответы.)

Педагог: Зеленый морской конек не заметен в водорослях.

Педагог: А вот еще один конек , но почему он желтого цвета? (Ответы.)

Педагог: Конек меняет окраску. А зачем? (Ответы.)

Педагог: Это его способ защитится от хищников.

(Дети идут дальше, останавливаясь около актинии, садятся на ковер.)

Педагог: Посмотрите, какой красивый цветок! Но если это растение, у него должны быть листья, стебель, вы видите их? (Ответы.)

Педагог: А может это рыбка? (Ответы: нет чешуи, плавников.)

Педагог: Это морское растение, но хищное. Сидит она на листе, словно спит. Но как только приблизится ней шустрый малек, актиния поднимает свои щупальца-лепестки и «цап», прощай, рыбка!

Игра: «Мы актинии»

(Дети сидят тихо, спокойно, садятся на колени, руки опущены, но когда «плывет» рыбка, встают на колени и делают хватательные движения руками.)

Педагог: Актиния может научить нас дружить. Так как сама умеет это делать, у нее есть друг – рыбка-клоун. Этих рыб актиния на трогает, а наоборот – защищает: разрешает прятаться у себя под щупальцами, а рыбка-клоун ей тоже помогает: щупальца от остатков пищи очищает, косточки уносит подальше, чтобы около подруги чисто было, добычу к ней подманивает.

Педагог: Ребята, а вы умеете дружить? (Ответы.)

игра: «мы актинии» с усложнениями

1 команда детей – «рыбка» (хватают)

2 команда – «клоун» (не реагируют)

Педагог: Пора нам домой! До свидания, жители морского дна, возвращаемся к подводной лодке. (По мере приближения к лодке, видят еще медузу (небольшое рассказ о ней, о способе передвижения. О ее защите ­– ожег).)

Педагог: Может начаться шторм, нам лучше поторопиться (дети из положения сидя, имитируют поднятие лодки, медленно встают и идут рассказывать своим друзьям о своих новых знакомых).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля» (В старшей группе) Программное содержание:  Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок...

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных…

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были...

Читайте также

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:…

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Зима» Цель: выявить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: 1) Образовательные: - Закреплять...

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...