Тема занятия: «Искусство жостово»

 

Цель: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом - «Жостовская роспись».

Наглядные пособия и оборудование:

1. Предметы прикладного искусства (подносы), открытки, репродукции.

2. Презентация «Жостово»

3. Наглядный ряд с изображением этапов послойного жостовского письма.

4. Последовательность жостовского письма.

План:

1. Организационный момент. Проверка готовности.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с наглядными пособиями жостовской росписи, презентация.

3. Знакомство с поэтапной росписью цветка. Пед.показ.

4. Практическая часть.

5. Заключительная часть. Подведение итогов.

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Сообщение темы.

Недалеко от Москвы, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

Яркие, крупные и сочные цветы в окружении листвы.

В начале ХIХ в. На Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Неприменным участником чаепития стали подносы. (Показ презентации «Жостово», особенности жостовской росписи.) Форма подносов самая разнообразная - это и шестиугольные и восьмиугольные и даже треугольные подносы. Фон подносов не только чёрный, а красный, зелёный, бордовый, синий, бирюзовый, оранжевый. А теперь мы как настоящие мастера умельцы изготовим свой поднос, для начала мы выберим какой он будет формы, и раскрасим, сделаем фон.

Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт до сих пор.

Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но самое главное сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. Люди радуются, покупая красочные подносы с жостовскими букетами, дарят друзьям, знакомым.

(Показ этапов росписи жостовских подносов.).

Роза - королева цветов. Её художник изображает в центре, лепестки переливаются множеством оттенков, но не сразу на подносе появляется такой красивый цветок. О том какой интересный и длительный путь совершает изображение розы, прежде чем предстать в жостовском букете, вы сейчас и увидите. Ребята подойдите все ко мне. Воспитатель наглядным образом объясняет и показывает роспись цветка.

Прежде чем художник начнёт расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он чёрный, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым. От первого прикосновения кисти, насыщенного белилами и красным цветом на поверхности подноса возникает бледный силуэт крупного цветка. В нём ещё нет лепестков, объёма, здесь я обозначила место, где будет распускаться наша роза. Первые мазки в росписи, называются замалёвок. Но в таком состоянии цветок долго не останется.

Следующий слой в жостовской росписи называется «тенёжка». На этом этапе я беру красный цвет для цветка и прозрачным слоем накладываю тени. И почти закрыт белёсый подмалёвок.

Прокладка – самый ответственный этап жостовского письма. Здесь уточняется, высветляется форма цветка. Лепестки розы становятся тонкими, изящными. Я беру насыщенный, яркий цвет, смешанный с белилами.

Теперь, когда роза почти ожила, я смешиваю на палитре, розовый и белила и наношу блики.

Теперь я беру тонкую кисть и насыщаю её светлой краской и делаю в центре розы семенца. Этот этап называется – привязка, так же можно нарисовать прожилки у листиков, усики, завитки. Таким образом, букет вживается в поднос.

Практическая работа.

Практическая часть. Предложить выбрать поднос, любой формы и раскрасить его, выбрав цвет фона. После выбора подноса начинаем продумывать какой будет основной цвет. А подносы разнообразны в цвете, ещё раз вспомним и посмотрим (показ иллюстраций разных по цвету подносов). Выбрали фон подноса, теперь берём большую кисть, так как поднос у нас большой, широкий, и всю поверхность закрываем цветом. Работаем кистью живо, смело, закрашиваем все места, чтобы не было пробелов. Цвет кладём на поверхность понасыщеннее, поярче.

Индивидуальная работа. Воспитатель подходит к каждому ребёнку и помогает, советует. Если видит общую ошибку, то привлекает внимание всей группы.

Теперь наши подносы будут сохнуть до следующего занятия.

Заключительная часть. Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.

Ребята давайте теперь ответим на вопросы, что мы узнали на сегодняшнем занятии. Откуда произошло название Жостово? Откуда появилась Жостовская роспись? Какой формы бывают подносы? Какие цветы изображены?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят красоту. Труд и талант народных умельцев придаёт величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России!

 

Список используемой литературы:

«Искусство детям» Жостовский букет. Рабочая тетрадь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовательном учреждении являются инновационными ресурсами, которые...

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Читайте также

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Дидактическая игра «Сварим суп и компот»

Дидактическая игра «Сварим суп и компот» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Сварим суп и компот» В процессе знакомства с окружающим миром...